Scooter
Назад в будущее


В 90-е годы Германия как-то незаметно превратилась, пожалуй, в самый крупный мировой центр развития танцевальной техно-музыки. Бесчисленное количество дэнс-проектов рождала она в своем лоне, и лишь немногие из них отличались друг от друга. О гамбургском техно-рэйв-трио SCOOTER разговор особый. До недавних пор они пропагандировали малозанятный для широкого слушателя happy hardcore и сумели снискать с ним широкую известность и коммерческий успех, а когда их хардкор-рэйв уже успел многим порядком поднадоесть, группа продолжила двигаться в бешеном ритме на новой клубной техно-махине, используя модные стили, а также свои и заимствованные сэмплы.

Один из основателей группы, высокий блондин Ханс-Петер Геердес (Hans-Peter Geerdes, р. 16.03.1966 г.), выходец из немецкого города Леера, сделал себе имя (HP Baxxter) в местных музыкальных кругах как неплохой клавишник, когда учился в Ганновере в местном колледже и, будучи ярым поклонником британской электронной волны, в 1988 году основал синти-поп-группу CELEBRATE THE NUN ("Развесели монашку"), в состав которой вошли малоизвестный, но талантливый композитор и аранжировщик Хендрик Штадлер (Hendrik Stadler, р. 1.01.1968 г.), в то время работавший под псевдонимом Рик Джей Джордан (Rick J. Jordan), собственно сам Эйч-Пи и его сестра Бритт Максиме (Britt Maxime), которая была у них бэк-вокалисткой.
Первый сингл команды "Ordinary Town", блеснув первоклассными оркестровыми аранжировками, стал модным хитом в Германии и понравился промоутерам из американской компании "A&R", которая взялась за раскрутку их следующего сингла "Will You Be There", и последний даже побывал в пятерке лучших танцевальных композиций "Биллборда". Их дебютный альбом "Meanwhile", выдержанный в стиле футуристического синти-попа и вышедший на немецком лейбле Enigma Records в 1989 году, стал плодом годичных студийных и клубных выступлений, которые сделали Рика и Эйч-Пи закадычными друзьями. Примечателен тот факт, что его продюсировал никто иной, как известный немецкий шоумен Аксель Хеннингер (Axel Henniger), работавший с CAMOUFLAGE, поэтому большинство этих композиций представляли собой неплохое подражание CAMOUFLAGE и DEPECHE MODE c характерной для Маркуса Мейна и Дэвида Гэхена манерой пения.
В 1991 году на лейбле Metronome Music они записали свой третий и последний диск "Continuous" и, устав от кочевой жизни, перевозов своих синтезаторов из клуба в клуб, разбежались, так и не успев как следует прославиться.
Следующая встреча Рика и Эйч-Пи произошла только через полтора года, но этот отдых явно пошел им на пользу, и оба вновь горели желанием музицировать. В 1993 году в Гамбурге родился их новый проект THE LOOP! Это их давний друг, известный клубный деятель Йенс Тэле (Jens Thele) и кузен Эйч-Пи Феррис Бюеллер (Ferris, уродж. Soеren Bueller, р. 29.09.1971 г. во Фрайбурге), работавший до этого развозчиком пиццы и ди-джеем, присоединились к Эйч-Пи и Рику, чтобы родить на свет массу свежих запоминающихся ремиксов на композиции таких коллективов и исполнителей, как ADEVA, Holly Johnson, PRINCE ITAL JOE & MARKY MARK, RUPAUL, Tony DiBart и многих других. Несмотря на то, что этот проект в оригинальном своем составе просуществовал меньше года и дальше продолжил свою деятельность в новом составе, именно THE LOOP!, ставшие самой крутой немецкой командой ремикшеров, послужили прообразом супертехно-группы, которую они основали в 1994 году.
Зная вкусы и предпочтения немецкой клубной публики, завсегдатаи местных сцен Эйч-Пи, Рик и Феррис попытались создать у себя на родине что-нибудь в корне отличное от всего, что они "бомбили" до этого. Так на свет появился SCOOTER, эдакая рэйв-машина, непомерно заботящаяся о вашем чувстве ритма, а Йенс Тэле стал их менеджером и продюсером. Если 180 ударов в минуту для вас считается пустячком, то подобная музыка создается именно для ваших барабанных перепонок.
Идея создать SCOOTER возникла у них не на голом месте. Тут вам и счастливое стечение обстоятельств, и выгодно использованный шанс. Просто на одном из концертов, где THE LOOP! разогревали публику перед выступлением основных групп, Эйч-Пи по привычке запустил в динамики одну из дежурных мелодий, сочиненных ими в студии, и стал тормошить явно застоявшуюся публику криками "Hyper, Hyper!". Народ подумал, что это какая-то модная техно-вещица, и высыпал на дэнс-пол. А через десять минут, когда, собственно, и начался концерт, толпа уже вовсю кричала: "Hyper, Hyper!". Так им понравился экспромт Бакскстера... Кто после этого не захочет использовать такой шанс судьбы?..
Неизвестно, на что рассчитывали ребята, когда сделали дебютным синглом SCOOTER веселый такой, почти карнавальный ремикс композиции двух голландских ди-джеев Zki & Dobre "Valle De Larmes", но они чуть было не загубили свое новое детище в самом зародыше. Публика не поняла их праздного веселья и не захотела покупать этот сингл. Лишь через полгода они "отыгрались", выпустив "Hyper, Hyper", и их заметили. Да еще как заметили, сделав этот сингл самым успешным (до сих пор) в карьере SCOOTER с "платиновым" уровнем продаж (более 750 000 копий).
Потом были во всех отношениях удачно-резвые "золотые" синглы "Move You Ass", "Friends" и "Endless Summer" из дебютного альбома "...And The Beat Goes On!", который появился в продаже в марте 1995 года и распространялся рекордными для Германии темпами. Группа разбогатела и обзавелась командой поддержки из целой толпы разношерстных танцовщиц, которые помимо своей прямой работы обязаны были первыми отзываться на дикие концертные вопли Бакскстера, ставшие визитной карточкой и одной из неповторимых составляющих индивидуальности SCOOTER.
В 1995 году команда много гастролировала, но это не помешало немцам написать столько нового материала, чтобы хватило на целых два альбома, выпущенных в следующем году. Синглы с диска "Our Happy Hardcore" были упакованы в очень классные видео. Визитной карточкой альбома стал убойный сингл "Let Me Be Your Valentine" c отснятым в Лондоне клипом. Кого и чего там только не увидишь: и живого старичка Эйнштейна, занятого своими гениально-сумасшедшими экспериментами, и путешествие на футуристическом модуле в глубины человеческого организма, но самое главное - это фирменный "скутеровский" бит и вызывающий голос Эйч-Пи. Идеи по оформлению последующих видео тоже отвечали рэйв-моде и отличались подкупающей простотой. К слову, SCOOTER в это время мог уже похвастаться значительными успехами и на британской земле. Количество вариаций на их тему "Back In..." очень впечатляло, ведь кроме всем известной "Back In UK" ребята выпустили в разных странах "Back In Ireland", "... In Villabajo", "...In The Kellys" и кучу других ремиксов.
Отдельно хочется отметить кавер-сингл "Rebel Yell" ("Крик бунтаря"). В юности Бакскстер был большим фанатом Билли Айдола, очень хотел сделать ремикс какой-нибудь из его вещей, и вот свершилось. В рэйв-обработке на фоне сохраненной основной мелодии он исполнил свою любимую песню из репертуара Билли 1983 года и доказал многим своим недоброжелателям, что умеет не только истошно кричать, но и достойно петь.
Итого диск "Our Happy Hardcore" включал в себя десять первоклассных ударных шедевров и мультимедиа-бонус, состоящий из демо-версии компьютерной игры "Maniac Karts", фото и множества интересной информации о SCOOTER, клип "Let Me Be Your Valentine" и эпизоды со съемок видео "Back In The UK". SCOOTER стал первой немецкой группой, которая выпустила компакт-диск с мультимедийной секцией. А в июне 1996 года в продаже появилась первая видеосборка коллектива "Happy Hardcore Clips".
Всего через семь месяцев после "Our Happy Hardcore" группа выпустила свой третий альбом "Wicked!" и записала первую в истории техно-балладу "Break It Up", написанную специально для SCOOTER известным композитором Нози Кацманном (Nosie Katzmann), ранее сотрудничавшим с DJ Bobo и CULTURE BEAT. Она стала настоящим триумфом заслуженных рэйверов, от которых никто не ожидал столь медленной лав-композиции под гитару. Но это отнюдь не все сюрпризы "Wicked!". С самого его начала вас встречали добродушные шотландские волынки, мягкие звуки фортепиано, "фаршированные" вместе с классическими "скутеровскими" звуками и ритмами, а в качестве десерта очередной рэйв-кавер, убыстренная практически до неузнаваемости композиция Марка Кона (Marc Cohn) "Walking In Memphis", названная "I'm Raving".
С тех пор в стане Эйч-Пи, Рика и Ферриса жизнь била могучим ключом. В конце августа 1997 года эти трудоголики выпустили очередной, четвертый по счету альбом "The Age Of Love". После мелодичных, почти акустических баллад, пожалуй, никто не ожидал от трио появления такого сингла, как "Fire", весной того года! Жесткий, металлический рифф поднял на уши всех поклонников танцевальной музыки: кое-кого сразу же оттолкнул, но большинство одобрило очередную новацию SCOOTER. Несколько месяцев под него тащилась вся Европа (особенно преуспели в этом страны Скандинавии), а потом зажигательная миссия перешла к не менее замечательному синглу "Age Of Love" с еще одним потрясающим фантастическим видеороликом, который появился в продаже одновременно с выходом одноименного альбома. Диск "The Age Of Love" получился, пожалуй, самым тихим в карьере группы, и это при том, что сингл "Fire" явно претендует на титул "самого громкого". На родине музыкантов он завоевал "золото" всего через месяц после своего дебюта и ознаменовал продолжение бесспорно плодотворного сотрудничество с Кацманном в еще одной лирической вещи, "Leave In Silence". А в сентябре-октябре 1997 года SCOOTER предприняли беспрецедентный в истории техно-дэнс гастрольный тур в поддержку альбома "Age Of Love", который побил все рекорды посещаемости во многих странах Европы.
И еще пару немузыкальных событий. Маленький лысоватый Рик наконец-то сделал предложение своей давней подружке Николь. Свадьбу сыграли в июне 1997 года, и у Рика автоматически появилась веская причина для ранне-вечерних побегов из студии. А в начале осени ребята снялись в одном из эпизодов популярного немецкого телесериала "Alarm For Cobra 11 - The Motor Road-Police", где сыграли членов рок-группы под знакомым названием SCOOTER.
По сложившейся традиции поклонники ждали от немцев очередного альбома, но SCOOTER только подразнил всех своим новым синглом и еще одним потрясно-динамичным видеоклипом "No Fate". Колоссальный напор, пространственные ощущения и явное влияние дрим-направления заставили многих изрядно пофантазировать наконт того, куда же дальше может двинуться группа. Но в начале следующего года оказалось, что "No Fate", по сути, еще одна кавер-версия, всего лишь предваряет собой выпуск "Rough And Tough And Dangerous", сборника всех синглов, которые "скутеры" когда-либо записывали, обильного количества ремиксов, впервые собранных в одном месте, и редких концертных версий "Rebel Yell", "Fire", "Break It Up" и "Age Of Love". Одновременно с этим двойным компакт-диском вышел и видеосборник со всеми отснятыми видеоклипами SCOOTER. На публике трио до последнего момента создавало видимость, что все у них хорошо и что четыре года - это оптимальный срок для того, чтобы, наконец, перевести дух и дать себе немножко отдохнуть. Но в марте 1998 года появилось неутешительное для фэнов SCOOTER сообщение - группу покинул Феррис Бюеллер, который предпочел сольную поп-карьеру рэйв-будням в своей бывшей группе. К сожалению, ни один из двух записанных им впоследствии синглов ("Girl" и кавер песни Брайана Эдамса "Heaven") не снискал ему славы. Обе эти романтические баллады и вправду выглядели как-то блекло в устах бывшего рэйвера.
Но дело SCOOTER не погибло. Хайнц-Петер и Рик пригласили в группу нового музыканта, молодого перспективного ди-джея из Гамбурга Акселя Куна. Аксель Бросцайт (Axel Broszeit, взявший псевдоним Axel Coon) родился 23 марта 1975 года, но по виду не скажешь, что с Риком и Эйч-Пи у него 8-10-летняя разница в возрасте. Первым Куна приметил менеджер и продюсер SCOOTER Йенс Тэле, когда в мае 1997 года Аксель представил на суд публики клуба, где он ди-джеил, наброски собственной песни, которую записал в домашних условиях. Кун стал студийным ассистентом участников SCOOTER и, естественно, принимал непосредственное участие в записи многих хорошо известных нам мелодий. Когда ушел Феррис, немцам не пришлось долго ломать голову и устраивать конкурс на замещение освободившегося места. Первым предложение войти в основной состав самого успешного танцевального проекта в истории техно-дэнса получил, естественно, Аксель, который без лишних раздумий присоединился к ребятам. В составе SCOOTER он дебютировал на съемках видео "Let The Music Heal Your Soul" благотворительного проекта немецких танцевальных коллективов под названием BRAVO ALL STARS. Затем Аксель трудился вместе с Эйч-Пи и Риком над новым альбомом "No Time To Chill", который был закончен к июню 1998 года. На него сразу же лег основной груз по музыкально-техническому оснащению студии группы, и можно с полной уверенностью сказать, что он стал неофициальным звуковым продюсером SCOOTER. И если вы хорошо прислушивались ко всем одиннадцати композициям "No Time To Chill", становится очевидным, что Рик и Эйч-Пи доверили Акселю разработать совершенно новое звучание. Как многоопытный ди-джей, столько лет серьезно увлекавшийся прогрессив-хаус, Кун сумел вернуть музыке группы клубное звучание, принесенное в жертву в последнее время.
Этот альбом многие называют лучшим в дискографии SCOOTER. Их новые песни оказались на 100 процентов достойны того капитального задела, который был заложен группой в первоначальном составе. В то же время вскрылись новые влияния со стороны таких известных ди-джеев и танцевальных коллективов, как WESTBAM и MUSIC INSTRUCTOR ("We Are The Greatest", "Don't Stop"). Помимо зажигательного сингла "How Much Is The Fish?", взявшего штурмом все дискотеки Европы и написанного после одного их московских концертов коллектива, в альбоме есть немало других мини-шедевров, достойных длительного прослушивания, таких как "Call Me Manana" и два новых кавера: "I Was Made For Loving You" (легендарный хит KISS середины 80-х) и "Eyes Without A Face" (очередное поклонение таланту Билли Айдола). В августе Эйч-Пи женился на своей давней подружке Кэтти. А к концу года группа порадовала своих поклонников новой редакцией "No Time To Chill", выпущенной ограниченным тиражом (limited edition), где к основному материалу были добавлены ремиксы и видео всем полюбившихся композиций.
Новый год - новый альбом "Back To The Heavyweight Jam". Если после "Call Me Manana", кстати, сэмплирующей композицию L.A. Style "James Brown Is Dead", кто-то еще надеялся, что SCOOTER вернется к истокам, (читай: к happy hardcore), то его пилотный сингл "FasterHarderScooter" рассеял все предположения на этот счет. Немцы продолжили "по-куновски" заниматься клубной музыкой и записали еще один техно-альбом. Теперь никакаких любовных песенок - альбом выполнен в ровном "технологическом" стиле с традиционными раскатами громогласного вокала MC H.P. Baxxter, очередными новинками компьютерного программирования, свежими битами, лупами и перкуссиями. Второй сингл "Fuck The Millenium" был одной из самых популярных радио- и пати-композиций в период между празднованиями католического и православного Рождества, когда большинству землян в рекламных целях упорно "пудрили" мозги насчет наступления нового тысячелетия. Остальные треки с альбома прошли почти незамеченными, разве что в "Main Floor" трио явно использовало сэмплы из песни группы ART OF NOISE "Madagascar". Фэны SCOOTER несколько сникли, но, как всегда, ненадолго, потому что знали: 1-2 альбома в год - это норма для их любимцев, и эксперименты со звучанием - это их хобби. И действительно, в ноябре 1999 года крайне ограниченным тиражом вышел "Back To The Heavyweight Jam - Strictly Limited Fuck The Millennium Edition" с пятью бонус-треками.
И вот наступает май 2000 года, и на новом лейбле Sheffield Tunes, принадлежащем самим музыкантам, выходит новый, восемнадцатый по счету сингл SCOOTER "I'm Your Pusher", предвосхищая июньский релиз восьмого диска группы "Sheffield", который по старинке распространялся через сбытовую сеть Edel Records. Две композиции были отданы на "техно-растерзание" 80-х. Это плавная, почти мистическая "She's The Sun", в которой использовались характерные индийские мелодии, обработанные в дрим-стиле, и "Sex Dwarf", энергичный римейк песни ранних SOFT SELL с шутливым текстом, легкими вздохами и финальным смехом здорово наприкалывавшегося над слушателями Эйч-Пи. Вставки в духе ENIGMA проскальзывают на треке "Space Cowboy", а "Never Slow Down" композиционно "клонирует" BOMFUNK MC's "Freestyler". "Summer Wine" - не просто красивая лав-стори, где Эйч-Пи поет дуэтом с Nikk, но, в отличие от предыдущих баллад SCOOTER, в ней он действительно классно поет и его голос прекрасно перекликается с женским вокалом на протяжении всей песни. В последнее время все как-то отошли от дрима, а вот SCOOTER - наоборот, послушайте "Where We Go?". И, конечно, здесь много фирменных энергичных "шаутовских" композиций, по которым вы без труда узнаете группу - "I'm Your Pusher", "Down To The Bone", "Dusty Vinyl", "Cubic"), а "Don't Gimme The Funk" также демонстрирует преемственность традиций CELEBRATE THE NUN, первой группы Бакскстера и Джордана.
По хитовости "Sheffield" имеет все шансы сравниться с "No Time To Chill", быть может, лучшим диском группы, а вообще, по таким работам видно, что SCOOTER постоянно движется вперед, ищет новое звучание и использует модные стили. Вот только тем, кто далек от такой музыки, со стороны все время кажется, что SCOOTER - это один и тот же бум-бум каждый год. Но о вкусах, как известно, не спорят!..


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета