Чистяков, Федор
“Настоящий индеец” Федор Чистяков пишет детские песни


Блистательная питерская группа НОЛЬ впервые вышла на сцену в далеком 86-м году. Забористый "народный рок" под балалайки и аккордеон - это было по тем временам более чем круто. Ведь другие команды глушили тогда толпу поклонников доморощенным "хэви-металом"... И уже через год на фестивале в Черноголовке НОЛЬ занял третье место, пропустив вперед только НАУТИЛУС и ДДТ, а 20-летний Федор Чистяков, лидер группы, получил прозвище "Дядя Федор". Вскоре на ТВ появились забавные клипы, снятые на песни "Иду, курю", "Настоящий индеец", "Человек и кошка".

Однажды Сергей "Чиж" Чиграков сказал, что когда он играл на аккордеоне в родном Дзержинске, музыканты его группы сравнивали себя с НОЛЕМ и жалели только об одном - что не они были первопроходцами этого инструмента. По той же причине кто-то даже предложил внести Дядю Федора в историю российского рока. Сам же Чистяков откровенно признается - этот вопрос волнует его сегодня меньше всего.

- Федор, вы - как журнал "Fuzz". Все знают, что он есть, что выпускается в Питере тиражом в 20 тысяч экземпляров. Но купить его можно буквально в трех-четырех специализированных магазинах. Так и слухи о вас - НОЛЬ развалился, Чистяков ударился в религию, сидит и записывает тихие акустические песни. Что правда?
- Доля правды есть. Действительно, я больше не сотрудничаю с группой НОЛЬ и записываю тихие акустические песни, хотя играю и в электрическом проекте сейчас - называется BAYAN, HARP & BLUES.
- Харп?..
- "Харп" - гармошка значит.
- Вы там лидер?
- Нет, один из музыкантов. Это такой инструментальный импровизационный проект, достаточно мощный.
- Я понимаю, что этот вопрос вас достал уже, но все же: от "Иду, курю...", "Настоящего индейца", песен достаточно безбашенных, веселых и заводных вы обратились к Богу. Как случилось?
- Такой вопрос... Мне кажется, религия, Бог - это то, о чем ни один человек не думать не может.
- А толчок был к этому какой-то событийный?
- Был. Могу сказать, что я всегда, возможно, неосознанно, но искал смысл жизни, ключ к разрешению каких-то проблем. Думаю, и творчество мое это показывает. Это поймет любой, кто хорошо знаком с моими песнями, и не только с такими, как "Иду, курю...". Песни-то у меня разные.
Потом, у меня был самостоятельный интерес к Библии всегда. Как "всегда"? Думаю, я его даже не осознавал, но получается, что я ее пытался читать и пытался толковать. При этом я не казался себе таким уж религиозным человеком, хотя потом выяснил, что на самом деле им был.
- А сколько лет вам было, когда вы покрестились?
- В церкви? Нет, в церкви я не крестился.
- Переосмысливая свое творчество, сегодня вы отказались бы от каких-то своих прежних песен? Ведь те марихуанные дела как-то не соотносятся с идеями православия. И, возможно, пара-тройка почитателей закурили именно под влиянием ваших песен.
- Не исключено. Даже, скорей всего, так оно и было.
- И вы не жалеете, что написали эти песни?
- Нет!.. Я думаю, что, по крупному счету, написал бы я эти песни или нет - наркомания все равно завоевывает мир. А то, что я сделал, - это какая-то капля в море этой пропаганды. Как говорится, если бы не я, был бы кто-то другой. Ведь какое-то время и я был среди них.
- Говорят, когда вы в 97-м работали над своей новой программой "Хорошие новости", то слушали Баха...
- По сути, такой программы не было никогда. Было такое условное название, но оно как возникло, так сразу же и исчезло. Была пластинка "Когда проснется Бах", и программа так же называлась.
- Я так понимаю, Бах передавал настроение на тот момент. А сегодня какую музыку слушаете?
- У меня все происходит циклами: вначале был Бах, потом пошли песни советских композиторов.
- Старые совсем - 30-х, 40-х годов?
- Ну, может, не совсем - 50-х скорее. Вот под влиянием вышел альбом "За седьмым перевалом" с этими песнями.
- Это песня-хэдлайнер была?
- Да.
- Хорошая песня.
- Да. После этого я понял, что накопилось достаточно своих песен, и я записал "Песни для друга, который любит рок". Потом у меня возник интерес сделать песни на стихи поэтов, которые пишут для детей. Считаю, что все успешно началось, я стал альбом записывать - скоро допишу.
- Это связано с личными мотивами?
- Конечно, у меня сын подрастает.
- Сколько ему лет?
- 12.
- А на стихи каких поэтов вы пишете?
- Их много, каждой песне - по поэту: Даниил Хармс, например...
- Наверное, Григорий Остер?..
- Нет, этого у меня нет. Есть Кружков, Собакин. Просто сборник попался детских стихов, я его перелистывал. Что из стихов понравилось, то я и оформил в музыку. Потом уже выяснял, что за поэты.
- А первый альбом "Другу, который любит рок" сделан в unplugged или в электричестве?
- Я его записывал один, методом наложения. Поэтому он такого... достаточно подпольного качества. Там акустическая гитара, баян, синтезатор участвует - и все.
- А тираж какой?
- Нормальный. Он выпущен на компактах, на кассетах.
- То есть разошелся уже?
- Да, уже в продаже.
- Как идет сейчас концертная деятельность - помнят, любят, слушают?
- Мне удается играть концерты в Петербурге, Москве, Минске. Пока больше никуда не езжу - это такие дорогостоящие мероприятия. И поскольку я сменил курс в творчестве, в целом значительное число поклонников исчезает и исчезло.
- То есть вы на своих концертах старых песен не исполняете принципиально?
- Нет. Не могу сказать, что это принципиально, но некоторые песни, сами понимаете, совершенно неприемлемы. Просто у меня многое в жизни поменялось и мне совершенно не хочется орать что-то там - мне это уже не нравится и не интересно.
- А если бы последовали предложения из других городов с условием того, что старых песен вы петь не будете, а будете исполнять только новые вещи, - поехали бы?
- Думаю, скоро информация эта разойдется, потому что сейчас готовятся к выходу еще две пластинки - как я говорил, BAYAN, HARP & BLUES и альбом детских песен. Более подробно можно все прочесть на моем сайте. Там и биография моя - я сам писал.
- Можно немного рассказать о себе для тех, у кого нет Интернета?
- Родился в Петербурге в 1967 году. Учился в музыкальной школе пять лет. Потом поступил в музучилище, проучился там чуть больше года, ушел. Некоторое время занимался по классу гитары в джазовой школе.
- Вы выделяете кого-нибудь из молодых исполнителей?
- Я перестал интересоваться современной рок-музыкой, и какие-то молодые имена для меня закрыты. Я сам по себе. Если говорить о том, что я слушаю, - я слушаю джаз современный, джаз-рок. Иногда слушаю оркестр Джеймса Ласта. Музыку для фильмов люблю.
- А все эти новомодные веяния - МУМИЙ ТРОЛЛЬ, Земфира, ОКЕАН ЭЛЬЗЫ?
- Не, это я вообще не слушаю.
- Соответственно, и с рок-тусовкой питерской, московской вы не общаетесь?
- Ограниченно.
- Кстати, насчет интернет-странички - чья это была инициатива?
- Ребят из одной компьютерной компании, с которыми я познакомился. У меня пока вообще нет компьютера.
- Тоже принцип?
- Ну, нет, это не принципиально. Просто пока нет лишних средств, чтобы себе его купить. И, во-вторых, это новая заморочка, с которой нужен самоконтроль. А я пока к ней не готов - ни морально, ни физически, ни материально.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета