статья


Bez Bileta
Беларусь хороша как объект почитания



Наверное, по-другому уже не бывает: белорусы настолько привыкли не ценить то, что у них есть, и то, что действительно могло бы как-то прославить нас на мировой сцене, что повально сбегающие талантливые люди становятся почти приметой времени. О них модно говорить в подобающих кругах - что-то, мол, сейчас делает старый кореш Толя Горбач в Бельгии и нашел ли он там Олежку Джаггера. В возможных причинах того, почему белорусским музыкантам в Европе вольготнее и удобнее, никто копаться не желает. Хотя, когда я видела выступление ТРОИЦЫ в Венгрии на фестивале, я поняла, что Беларусь хороша как объект почитания (венгры потом усиленно расспрашивали о том, откуда эта замечательная группа), но не как место, в котором это же почитание добывается и (главное!) оплачивается.

Замечательная молодая группа БЕЗ БИЛЕТА уже во второй раз побывала на фестивале "Spirit Of Woodstock" в Италии. На этот раз они привезли, помимо впечатлений, более трезвые и лишенные романтической восторженности взгляды, а также замечательную педаль и сольник (Женя, что барабанщик, в счастии прикупил в Берлине по пути домой).
Поговорить удалось только с Виталиком "Артистом" и Ксюшей, которую уже не назовешь скрипачкой, потому как играет она, помимо всего, и на флейте, и на жалейке. И еще на чем-то - я всего и не припомню... С басистом Олегом случилась огромная дрянь - в пять утра в Борисове по дороге на вокзал его избили какие-то местные придурки (на момент интервью он находится в больнице, отчего разговор не особенно-то и жизнерадостен). Так или иначе - вот вам почти весь рассказ о путешествии группы на фестиваль (вопросы намеренно выкинуты, чтобы лучше проникнуть в суть) - судите сами, злитесь, радуйтесь или завидуйте. Я лично советую задуматься...

Дорога и радости евроавтостопа
В. В общем, до Берлина мы доехали на поезде. Дальше - автостопом. Короче, пошли ловить машину - парились в Берлике почти целый день, пока вышли на автостраду. Город здоровый, машины там надо ловить на заправке - в других местах там машины не останавливаются.
К. Шли несколько километров с вещами по дорожкам, по которым катаются на велосипедах и на роликах сумасшедшие немцы.
В. Добрались до автобана кое-как и разбились по парам - Ксюша поехала с Женей, Олег с Сережей и мы с Димой, с нашим звукорежиссером. Ксюша с Женей поехали первые...
К. Приключений очень много было... Вначале не верилось, что люди могут просто подойти и взять тебя в машину, просто не зная, кто ты и что ты, - и подвезти тебя туда, куда тебе надо. Сначала нас чувак довез до какой-то хорошей заправки - все нормально. И там сразу же ребята какие-то... швейцарские панки с какого-то фестиваля ехали, из Германии в Швейцарию. По 16 им лет, что ли... Двое пацанов таких веселых и девчонка, причем багажник полностью забит, а у нас еще вещей куча. Мы им: "Это ничего, что у нас вещей столько?". А они: "Да нет, все нормально". Сели к ним в машину, все вещи на себя положили. Очень неудобно было ехать, они нас везли очень долго, все крутили свою музыку... Потом мы вышли, они нам начали объяснять, как дальше ехать, к нам даже немецкая полиция подъехала, проверила у всех документы... а потом мы ночевали... Короче, было очень холодно, а у нас был только один спальник, мы его расстелили, вещами накрылись... ("Вы что, просто в поле ночевали?"- изумленно спрашиваю я.- От авт.) Ну, просто вот так на земле, за камнями... никак просто не могли машину поймать. Потом поймали машину - женщина какая-то на микроавтобусе остановилась, сказала: "Я вас доброшу до Нюрнберга". Доехали мы, только успели поесть, Женя ушел в туалет, и тут ко мне подходит немец, солидный такой, спрашивает "Куда едете?". Отвечаю, что в Мюнхен нам надо. Он соглашается, садимся в "БМВ", семерку... совершенно неслышно едет, включается классика - Бетховен, концерт фоно с оркестром, такой хороший звук. Набирается нормальная скорость в 200 километров в час, едешь просто вообще - супер. Потом он нас привозит и говорит: "Пошли на пиво". Мы ему: "Нет, не пойдем, спасибо". Мы отошли уже, сели на траву, видим, он опять подъезжает и зовет Женю. Женя пошел, такой радостный приходит с двумя совершенно офигительными морожеными и говорит: "Этот чувак... какой-то вообще, офигел!". И 50 марок достает. "Я даже не успел ему сказать, что, мол, не надо" ("Наверное, его дядюшка участвовал в Великой отечественной", - говорю я. - От авт.). Да мы никогда никому на этот счет не жаловались. (Может быть, у них по отношению к белорусам до сих пор какой-нибудь национальный комплекс вины? - От авт.) Не знаю... Может быть. А может, просто человек хороший и у него просто денег куры не клюют. Потом мы доехали до Мюнхена, и нас взял на фуру к себе какой-то мужик - лет тридцать, весь такой... высокий, в кожаных штанах, с сигарой, небритый, прикольный... сказал типа: "Поехали!". И мы на его фуре переехали полностью Австрию... и оказались на заправке уже в Италии... Потом на этой заправке, где он нас высадил, мы попухли надолго, потому что в Милан никто не ехал. Мы тоже там переночевали на траве. Тут какой-то дедуля довез нас до того места, где платят за дорогу. Мы там стали, и нас взял какой-то парниша, очень клевый. Он сам продюсер... мы с ним очень хорошо разговаривали, он нас персиками угощал. Потом мы стали немножко не на том направлении... Подходим к заправке и спрашиваем у человека, где Милан, он показывает: "Там". Потом у второго спрашиваем, где Милан, он говорит "там" и показывает в другую сторону. То есть там Милан, короче, был везде...
Потом у нас было такое приключение. Нас какой-то югослав на фуре подвез к заправке в Милане. Потом какой-то парень подвез и остановил прямо на автобане. Мы прошли по траве, и там такой поворот идет - там плата за стоянку, а с другой стороны маленький поворотик - и тут подъезжает полиция, подходит к нам женщина-полицейский и начинает объяснять: "Ребята, вы здесь стоять не можете. Здесь автобан". Мы ей: "Хорошо, мы сейчас уйдем" - "А идти вы тоже не можете. Потому что здесь ходить нигде нельзя" - "А что нам делать? Стоять нельзя, идти нельзя..." Она отошла, там что-то выяснила, потом возвращается и говорит: "Вы можете вызвать такси". Мы так перепугались - в принципе, была безвыходная ситуация. И тут откуда ни возьмись, просто как чудо, наш югослав, на фуре, взял нас и подвез до города с названием Эр-аш-О (Rho), почти Аш-два-О... Главное, за кого мы переживали - за Сергея и Олега, думали, что они не доедут. А Женя приходит и говорит: "Представляешь, Сергей и Олег уже там". Мы очень удивились. Вообще мы все доехали примерно в одно время.
В. Было прикольно, когда мы ехали. Нам деньги дарили... Был прикол, когда мы приехали уже почти туда и торчали в Италии, недалеко от того места, где фестиваль проходил. Я взял позвонил туда, что вот мы, мол, приехали, типа торчим на автогриле здесь... В этот момент у меня карточка кончилась - я с какой-то немкой разговаривал: она плохо английский знает, я тоже, короче, они там разогнали всем, что мы с Димой там сидим в каком-то кабаке, который называется "Автогриль", звоним и бросаем трубку, потому что за нами никто машину не присылает... А автогриль - это просто заправка с закусочной так называлась.

Фестиваль и фестивальцы
В. Фестиваль проходил около самого роскошного итальянского озера, это супердорогой курорт, там видна Швейцария... Поселили нас в крутейшем доме на горе, на первом этаже англичане жили, команда PLANET JAUNE, очень круто лабают: Англия - она действительно по звуку всегда впереди... А мы жили на втором этаже. Из Киева приезжали две команды - СВЯТОШИНСКИ КРЭСТ и НЕБЕСНА КУПАЛИНА из Киева, у них сейчас контракт с фирмой GALA Records - команда, в принципе, уже готовая к тому, чтобы стать звездой - им достаточно только дать один щелчок, щелбан по лбу, и они станут звездами. Их тусовка сейчас - ОКЕАН ЕЛЬЗИ, ZЕМФИРА...
Поскольку мы тоже разговариваем по-русски, мы в первую очередь с ними подружились, но они немного держали просто нос кверху - мол, что тут такого, какие-то белорусы приехали... Самыми классными оказались англичане. После того, как мы отыграли, у многих отношение к нам изменилось сильно. Приезжали пацаны из Хорватии - команда NOXIRE, играли очень классную, хорошую музыку... Испанцы приезжали, была итальянская команда MAIN PAIN - такие металлюги. Как обычно, Миша Монтекросс (это MICHAEL MONTECROSS. - От авт.) со своими девчонками. Вечером начинались концерты, где-то в пять - и до двух часов ночи. Очень много вина, очень много всякого такого... И каждый день концерты. Мы играли во второй и третий день - во второй хорошо сыграли, но в третий вообще всех так завели конкретно. Туда приезжало независимое украинское телевидение, музыкальный канал, нас снимали тоже - сюжет будет у них там крутиться. Предложили с ними сотрудничать - один украинский продюсер предложил. Сейчас мы с ними будем вести переговоры, чтобы делать какие-то концерты на Украине. Сначала мы, конечно, посмотрим, насколько они будут нас дурить...
Сразу же мы получили приглашение на будущий год... Несмотря на то, как мы сложно добирались, это оправдалось очень сильно. Мы получили большой музыкальный урок, который в Беларуси нужно было бы получать несколько лет. Просто суперурок нам как музыкантам: как надо вести себя на сцене. Какие шоу, например, устраивали там англичане - мы такого никогда не видели. Мы с ними очень подружились. У нас планы этих англичан в Минск притащить - они нам очень слезно обещали, что приедут. ("Без гонорара?" - спрашиваю я. - От авт.) Мы им сказали, что проблем на будет с проживанием и питанием... Они просто очень классные - у них концерты по всей Европе... Первая пластинка есть дебютная - они нам подарили. Еще мы познакомились с музыкантами из группы TANGO PIAZZOLO - очень европейски известная команда, но они не рок играют... немного другую музыку, вот как в филармонии звучит, такого плана... Они нам тоже подарили свои записи.
К. Еще я хотела сказать, что мы познакомились там с очень классной группой IZOTERICA - из Америки, джазовая. Их всего трое, но приехало два человека - негр и японец. Негр играет на фоно, а японец на басухе играет фламенко. И сам по себе очень интересный человек... Когда он вышел выступать один - негр тогда уже уехал в Америку - с бас-гитарой шестиструнной без ладов, начал наигрывать сэмпл. Этот сэмпл уже звучит, а он наверх наигрывает еще один - и так три-четыре наложения, а он все время играет, а потом пел двумя голосами. Один человек - целый оркестр. Он как-то горловым звуком ведет нижнюю партию - звук прямо изнутри, а наверху как будто бы не звук, а что-то вроде свиста, который тоже мелодию выводит свою... И это одновременно. Он немного выступал, но очень классно. Потом, после нас, он сказал, что мы здорово выступали - именно от него такое мнение было очень здорово слышать.

Про Австрию
В. Там фашизм какой-то творится. Он же в Австрии и зародился... Теперь там то же самое - наша, мол, арийская раса, а все остальные - это просто мусор, особенно славяне. В Австрии же недавно какой-то фашист к власти пришел... У них ко всем иностранцам отношение фашистское - ты для них чужеземец. "Help us" - такого там не может быть, для них. Никогда они тебе не помогут - у них идет там сплошной фашизм, все уверены, что они - высшие люди на земле... Особенно они славян не любят ("А с неграми они что делают?" - в ужасе спрашиваю я. - От авт.)
К. Негров мы там вообще не видели. ("Уничтожили", - тихо комментирую. - От авт.)

Организационный вопрос
В. Организация была на суперуровне - от того, как нас встретили там, как мы жили, нам хотелось сыграть там как можно лучше... Чего не скажешь о "Басовище". Об этом... пьяном сборище...

О сотрудничестве
В. Наша песня там выйдет, кстати - на промоушн-диске этого фестиваля, который будет распространяться в Европе. Это для нас тоже большой шаг вперед, и мы надеемся, что это нам что-то даст, потому что сейчас, побывав на этом фестивале, мы получили предложение поехать в Америку... Это еще вилами по воде писано - не знаем, насколько мы им понравимся, нам еще надо туда выслать свое видео. Они на нас, кстати, вышли сами, после того, как мы в первый раз еще съездили. За год, все сказали, мы сделали очень большой рывок вперед. А на диске будет песня "Мая краіна Беларусь". Мы, кстати, ее последнюю пели, вместе с англичанами - они вышли к нам на сцену и на белорусском языке пытались петь... Очень здорово - им страшно понравилась эта песня.
Мы туда новую струю внесли - все приезжали только ради себя, показать, какие они там все классные и какой у них музон, а мы там - мир, дружба, Беларусь - Англия... все там просто обалдели...

О популярности
В. В Минске не так уж и много команд, которые такую же музыку играют. А там, в Италии, мы всем очень круто пошли - на третий день итальянцы уже стояли и ждали специально, пока мы выйдем.

Мая краіна - Беларусь...
В: Тут, в Беларуси, планы наши - закончить свою пластинку, которая, надеемся, к концу сентября уже будет готова. Мы сейчас, перед отъездом, пару песен записали. И все остальные допишем, если найдем деньги. У нас, в принципе, есть мысли, где их взять, и мы постараемся их получить и выпустить диск за свои деньги. Диск и кассету. Потому что здесь, когда играешь в клубах, тебе ничего не дадут, только разведут на деньги: тебе придется в этом клубе еще пива купить, еды и еще остаться им должным. Типа они тебе дали возможность поиграть через радиоприемник у них в клубе. Побывав там, на фестивале, мы поняли, что можем выступать совсем на другом уровне, что нам уже пора как бы немножко переступить на этот уровень. В Беларуси мы, конечно, будем выступать - если эти концерты будут нас действительно устраивать. Но вообще наши планы - это туда, за границу, потому что мы поняли, что мы им там очень катим - и очень классно катим. Нам поступило предложение с Украиной поработать - мы еще посмотрим. И будем пытаться записать свою пластинку хорошо, и даже пытаться что-то сделать в Москве, потому что в Беларуси - это нечего и говорить, все знают... Раньше мы все это знали, но не осознавали. Знать и осознавать - это немножко разные вещи. Все тебе это говорят, говорят, но на что-то все равно надеешься. А тут, наконец, мы поняли, что надеяться-то здесь просто не на что. Здесь мы уже сильно стараться не будем, чтобы получать какие-то подачки от местных этих царьков... У нас конкретно лыжи будут - Европа, Москва, Украина.

Альбом и дальнейшие планы
В. Никому здесь мы наш альбом не отдадим. Делаем за свои деньги тираж альбома, едем в Европу и пытаемся кому-нибудь там его продать, продать права на этот альбом. Пускай лучше там заграничный лейбл нас крутит, потому что там это все равно более порядочно, чем в Беларуси. Сейчас у нас очень большие планы - следующим летом хотим конкретно очень прокатиться по Европе, и в Венгрию, если получится (вдохновившись моим рассказом о фестивале "Pepsi-Sziget". - От авт.), и в Италию, возможно, в Голландию. А сейчас будем работать, делать новые песни, повышать свое профессиональное мастерство, репетировать, учить язык, развиваться как музыканты. Этот год мы еще позволим себе учиться. Надеемся и попасть на Украину с концертами.

Касательно того, изменятся ли они стилистически, если прорвутся на европейский рынок
В. Нет, мы не будем менять стилистику. Наоборот, это очень классно - мы по-любому останемся белорусской группой, несмотря ни на что. Здесь просто почему-то не получается ощутить результат своего труда. Никак.
К. И не получается не только у музыкантов, но и вообще у людей, которые хотят заработать денег. В Беларуси вообще не принято платить деньги за работу.
Мы еще хотели поиграть на "Року па вакацыях", но вряд ли получится - потому что нашему Олегу надавали в бубен какие-то ублюдки борисовские... Я думаю, что он еще не придет к этому времени в нормальное состояние...

Как у них и как у нас
В. Сейчас у нас планы - начать зарабатывать деньги своей музыкой. А иначе зачем тогда все это вообще? Там, за границей, конечно, тоже много всякой ерунды и плохих вещей. А у нас тоже есть много всего хорошего. Но по-любому у нас очень кислая жизнь. От жизни за границей она отличается тем, что там все время что-то происходит. Какое-то движение: там жизнь не стоит на месте, а несется с бешеной скоростью. И какой бы ты ни был пассивный человек, это тянет тебя за собой, и ты тоже продвигаешься вперед. А здесь - никакого продвижения вперед нету нигде, понимаешь? По кругу все вертится - кислющая жизнь! Ничего не движется вперед. У нас еще люди бедные, и от этого они такие жадные, оттого так много жлобов... Все это оттого, что они очень бедные. А там, если ты действительно чего-то стоишь как музыкант, ты добьешься того, чего хочешь - ты будешь работать музыкантом и сможешь себя обеспечить, занимаясь музыкой. Чем большим ты будешь профессионалом своего дела, тем больше ты будешь получать. Здесь такого нет. Вот в этом разница. Поэтому нам нужно стремительно учить английский - а то его только Женя знает, и еще Ксюша...

Попытка анализа
В. Первый раз, когда мы ездили, мы просто смотрели, как там хорошо, как люди живут. Сколько у них там сотовых телефонов подвешено на штанах... А сейчас посмотрели, что там за люди - а люди всюду такие же. И даже очень гадкие попадаются, как австрийцы, например, - такая нация... Просто не знаю... Ну, не вся, наверное, нация такая... Но такое впечатление, что они все фашисты.
Итальянцы
К. Итальянцы - они по духу очень близкие нам - такие же сумасшедшие.
В. Когда прощаются, они плачут, прикинь? Обнимаются, целуются и рыдают... Это у них национальное... Мы когда уезжали, к нам до этого подходили итальянцы и просили сыграть песню (напевают. - От авт.) - они ее с прошлого года еще запомнили, а в этом году мы ее не играли. Мы уже собрались уезжать, а они опять пришли - человек 20 - и все просят: ну сыграйте вы нам эту песню! Мы гитары достали, барабан, жалейку, и тем, кто пошел нас провожать, сыграли эту песню. Они очень радовались, хлопали.
К. Они все с нами прощались, со всеми пока перецеловались, переобнимались... По духу как мы - у нас тоже так принято...

О неоценимой пользе пива
В. Самое веселое - только мы вышли играть в первый лень, загасились усилители и исчез звук. Вообще. Все стоят и ждут: что случилось, что такое? А наш звукорежиссер Дима тоже растерялся и говорит мне: "А что? У меня на пульте есть звук, есть, давайте играйте". Я кричу: "Нет звука!". А он: "Да нет, у меня на пульте есть...". Пока не пришел Миша Монтекросс и не поставил усилители на ящик с пивом, ничего не было - а как только он это сделал, все заработало. ("Белорусская музыка работает на пиве!" - радуюсь я. - От авт.) И на итальянском вине...

"Рок-коронация"
В. (задумчиво) "Рок-коронация"... Я, например, ходить за ними и умолять, чтобы нас туда взяли, не буду. Конечно, мы попробуем, попытаемся, какую-то там заявку в почтовый ящик бросим... дедушке на деревню, в рок-корону... Но просто сами они решат, эти организаторы, нужны мы им или не нужны ... Сыграть на большую публику одну песню - весь понт этой "Коронации"... ("И дарят тостеры, стиральные машины, утюги и прочую фигню сельскохозяйственную..." - решаем все вместе. - От авт.) Лучше бы деньги давали, чтобы можно было пойти песню записать... Наверное, они призами на Комаровке затариваются... Но все равно это, безусловно, классно, что у нас есть "Рок-коронация", это здорово... ведь другого ничего нет. Спасибо и на этом. Спасибо этим людям, что они хоть что-то делают. Но мы и сами попробуем куда-то пробиться - мы уже достаточно хорошо знаем, на какой линейке какая нота пишется.

Это все.



Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ

© 2005 музыкальная газета