статья


Фестиваль На Острове Уайт
“Британскому Вудстоку” - 30



Так уж повелось, что у нас всегда вспоминают легендарный Вудстокский рок-фестиваль 1969 года и почему-то совсем игнорируют не менее грандиозные поп-музыкальные фестивали на острове Уайт у берегов Англии в 1969 и 1970 гг. А ведь по количеству зрителей и числу звезд эти мероприятия ничем не уступали своему именитому заокеанскому собрату. Сегодня мы исправляем этот досадный пробел, тем более что и за поводом далеко ходить не надо: нынче второму фестивалю на острове Уайт, кстати, заслужившему название "британского Вудстока", исполняется ровно три десятка лет.

В последних числах августа 1970 года зеленые равнины островка Уайт у южного побережья Англии покрылись пестрым ковром из разноцветных палаток: он стал местом массового паломничества меломанов и хиппарей всех сортов и мастей. Таковых набралось более 600 тысяч человек, хотя некоторые источники называют несколько меньшую цифру. Для сравнения: на Вудсток съехалось "всего" 450-500 тысяч - и это при том, что американский фестиваль был бесплатным.
Артистов обещали много, и - в большинстве своем - с очень громкими именами: Хендрикс, Джони Митчелл, Донован, DOORS, WHO, FREE, JETHRO TULL, MUNGO JERRY, EVERLY BROTHERS, TEN YEARS AFTER. Из заявленных гостей не выступили только братья Эверли и MUNGO JERRY.
Нет, не прав популярный юморист, заявляя, что именно в нашем народе неистребима тяга к "халяве". Тяга к оной неистребима и в других нациях. На фестивале тысячи отнюдь не русских зрителей, сокрушив ограждения и игнорируя сторожевых собак, прорвались к концертной площадке, а от 30 до 40 тысяч человек расположились на близлежащих холмах, откуда открывался прекрасный вид на сцену, и, естественно, тоже не платили за билеты. Так что в конечном итоге фестиваль понес довольно ощутимые финансовые потери.
Первый день, среда 26 августа, был днем "разогрева", и выступившие тогда артисты не известны даже вашему покорному слуге - архивариусу рок-н-ролла: это были некие MIGHTY BABY, JUDAS JUMP, Кэти Смит, REDBONE. Во второй день на сцене появились SUPERTRAMP (те самые, но тогда еще только начинавшие), группа GROUNDHOGS, аккомпанировавшая в свое время ряду американских блюзменов, включая и легендарного Джона Ли Хукера (и даже записавшая с ним концертный альбом), и вокалист Терри Рид, который когда-то отклонил предложение петь у самих LED ZEPPELIN!
На третий день "британский Вудсток", наконец, набрал обороты: CHICAGO, CACTUS (образовавшийся на "пепелище" VANILLA FUDGE), FAMILY c неподражаемым вокалистом Роджером Чепменом (Roger Chapman), PROCOL HARUM, трио TASTE, в составе которого был один из лучших гитаристов 70-х Рори Галлахер (Rory Gallagher), впоследствии соло-артист, и страшно нервничавшая певица украино-итальянского (!) происхождения Мелани Сафка, известная просто как Мелани (Melanie).
На четвертый день мероприятие почтил своим присутствием главный американский хиппарь Джон Себастьян (John Sebastian), бывший участник LOVIN' SPOONFUL (это их песню "Summer In The City" записал не так давно Джо Кокер), вышедший на сцену в джинсах и куртке, разукрашенных так, словно художник во время работы вытирал о его одежду кисти, и сумевший завести публику песенкой под аккомпанемент одной простой гитары.
Именно на острове Уайт состоялся дебют супергруппы EMERSON, LAKE AND PALMER. Со сцены грянул залп бутафорских пушек - и понеслись их (в смысле Мусоргского, но в интерпретации ELP) "Картинки с выставки", доселе не слышанные широким кругом поп-меломанов. TEN TEARS AFTER выдали блюзовую вещицу "Can't Keep From Crying", как нельзя лучше продемонстрировавшую высочайшую степень владения гитарой Алвином Ли (Alvin Lee). Мрачный, по скулы заросший черной бородой Джим Моррисон загипнотизировал зрителей многоминутными композициями "When The Music's Over" и "The End" - многие видели легендарного Короля Ящериц в последний раз. Джони Митчелл, сосредоточенная, словно ушедшая в себя, спела свою знаменитую композицию "Woodstock", аккомпанируя на пианино, затем взяла гитару и, чуть повеселев, исполнила свой текущий хит "Big Yellow Taxi".
Перепады температуры воздуха в те последние дни лета были довольно большими: если днем зрители раздевались до пояса (а кое-кто и догола), то в ночное время и артистам, и зрителям приходилось греться у костров. В сумеречные предрассветные часы заключительного дня фестиваля, воскресенья 30 августа, WHO выдали громоподобный "Young Man Blues" (басист Джон Энтуисл появился в одном из самых оригинальных своих костюмов - костюме скелета: плотно обтягивающем тело черном наряде, на котором ярко-белой краской были нарисованы кости, а Тауншенд, наоборот, в белом комбинезоне). Кроме вышеупомянутой, WHO исполнили еще и совершенно новую песню "I Don't Even Know Myself", а также редчайшую вещицу своего репертуара, композицию "Naked Eye".
"На посошок" публику развлекали кантри-певец Крис Кристофферсон (нынче, пожалуй, больше известный как популярный киноактер), британский "эквивалент" Боба Дилана Донован (Donovan), MOODY BLUES, исполнившие суперзнаменитую балладу "Nights In White Satin", JETHRO TULL, FREE с вокалистом Полом Роджерсом (Paul Rodgers) - черноволосым, чернобородым и одетым во все черное, эдаким безумным демоном рок-н-ролла, заморская исполнительница песен протеста Джоан Баез (Joan Baez), порадовавшая зрителей своей акустической версией "Let It Be", поэт, певец и любимец битников Леонард Коэн (Leonard Cohen), пожалуй, самый старый участник фестиваля (36 лет), и JIMI HENDRIX EXPERIENCE.
В общем, праздник удался на славу.
Многие участники "британского Вудстока" не дожили до наших дней: первым, буквально через 3 недели, ушел Джими Хендрикс. Менее года спустя - Джим Моррисон. В 1976-м в 26-летнем возрасте скончался от наркотиков гитарист FREE Сэм Коссофф. Еще через два года - ударник WHO Кит Мун. Рори Галлахер умер в 1995 году после осложнения, вызванного операцией по пересадке печени.
Такое грандиозное событие нельзя было не увековечить на кинопленке, что и было сделано, во всех деталях, но на видео "британский Вудсток" появился сравнительно недавно - лишь в 1995 году.

Игорь МАТВЕЕВ

© 2005 музыкальная газета