Даукш, Дмитрий
“Каждый музыкант должен отдавать себе отчет...”


Христианский певец из Минска Дмитрий Даукш вернулся из продолжительного тура по США, что послужило поводом для следующей беседы...

- Каковы результаты вашей поездки в Америку?
- Тур начался в марте, закончился в середине июля. За это время я проехал всю Америку, можно сказать. Не был только в нескольких штатах, кое-что увидел. Состоялось 62 выступления. Это была интенсивная поездка, все время на колесах, переезды или перелеты. Я подсчитывал километраж, который мы преодолели, это где-то около 15-ти тысяч километров. Я посетил города Нью-Йорк, Филадельфия, Чикаго, Баффало, Сиэтл, Портлэнд, Сакраменто, Колорадо-Спрингс и много маленьких городов. Штаты Пенсильвания, Массачусетс, Нью-Джерси, Вашингтон, Орегон, Калифорния, Колорадо, Айдахо, Монтана, Вайоминг, округ Коламбиа. В городе Сакраменто есть русскоязычный канал, который вещает на то побережье, на котором находится штат Калифорния. Там существует очень интересная программа, ток-шоу "Угол", которое пользуется большой популярностью у русских. Одна программа там была посвящена моему творчеству. Кроме этого я был приглашен на программу на 33-м канале американского телевидения.
20 мая принимал участие в фестивале славянской музыки с красивым названием "Мосты любви", это был международный фестиваль в городе Чикаго. Организаторы его познакомили меня с несколькими известными американскими продюсерами, речь шла о создании русскоязычного чарта в "Биллборде" и об инвестициях в русскую христианскую музыку. В связи с этим перспективы рисуются самые радужные.
На фестивале было очень много исполнителей со всего мира. Это было большое событие для Америки. В первую очередь - для русскоязычной Америки. Многие информационные агентства и телекомпании освещали это событие. Гостями фестиваля были конгрессмены, сенаторы, и очень многие известные политики присылали свои поздравительные телеграммы. Одна телеграмма мне запомнилась особенно. Это была телеграмма Хиллари Клинтон, супруги президента США. Она заканчивала свое поздравление такими словами: "У того, кто сегодня думает о Боге, есть будущее". Белорусы на этом фестивале выступили очень удачно: Сергей Брикса, ваш покорный слуга и группа СПАСЕНИЕ из Бреста. Мы стали лауреатами: по-моему, было 12 или 14 победителей, и мы попали в это число. Через месяц, когда я уже собирался уезжать из Америки, мне позвонили организаторы фестиваля и сказали о том, что правительство Беларуси сделало запрос о том, как там выступили наши представители. Хотя нас приглашали независимые организации, на этот фестиваль нам пришло приглашение от "Международного Христианского Моста", такая корпорация есть в Америке. И они дали ответ о том, что мы выступили очень успешно.
- Сравните, пожалуйста, христианскую музыку в Беларуси, в Минске, и в Америке...
- В Беларуси музыку, которую во всем мире называют госпел, то есть современную христианскую музыку, в целом знают очень плохо. Знают в основном только любители или специалисты, которые отслеживают эти вопросы. На мой взгляд, и не я один так считаю, Минск сейчас является центром современной христианской музыки в восточной Европе. Таких коллективов, как НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ, ПИЛИГРИМЫ, как Сергей Брикса, в Питере, Москве и Киеве просто нет. Поэтому, что касается работы здесь, развития христианской музыки, то Беларусь - это оазис такой музыки на территории бывшего Союза. Я не знаю, почему именно Минск стал таким местом. Но мы также не можем ответить на вопрос, почему в свое время в 80-х годах Питер или Свердловск становились центрами рок-музыки. А фестиваль в Чикаго был полезен тем, что съехались музыканты со всего мира, и каждый чем-то поделился и что-то получил. Но то мнение, которое у меня было, оно только окрепло - о том, что Минск является своего рода центром христианской музыки.
- Все равно создается такое впечатление, что эта музыка в Америке более распространена, получает большую поддержку, чем в Беларуси...
- Нет, я думаю, что в Беларуси она более распространена. Но какая музыка, русскоязычная или англоязычная? Да, там есть исполнители, которых все очень хорошо знают. Я могу назвать такие имена, как Эмми Грант... Когда-то ди-джей "Радио Би-Эй", нынешний программный директор "Альфа Радио" Сергей Кузин попросил назвать меня несколько имен, я сказал - Эмми Грант, Майкл Дабл Смит. Он сказал: "Ты ничего не спутал? Каждый уважающий себя ди-джей должен на память назвать хотя бы пять альбомов Эмми Грант, это известная американская певица". Многие люди, которые любят англоязычную музыку, даже не догадываются о том, что многие известные исполнители являются христианами, они являются христианскими исполнителями, которые в своем творчестве так или иначе рассказывают людям о Боге.
Почитателей христианской музыки в Беларуси много. Я заметил, что молодежь в Америке хуже знает христианскую музыку, чем белорусская молодежь. Когда проводятся какие-то хит-парады, то песни Бриксы, НОВОГО ИЕРУСАЛИМА и мои всегда занимают какие-то высокие места. Некоторые начинают думать, нет ли здесь какого-нибудь подвоха и так далее. А людям просто нравится эта музыка. На самом деле эту планету, планету этой музыки, у нас до конца еще не открыли. И тот, кто ее откроет, получит большое благословение в том деле, которое он делает, если оно, конечно, не направлено на разрушение... Начнем с того, что эта музыка ничем не отличается от какой-то другой. В ней используются те же семь нот, которые используют все остальные музыканты. У меня в прошлом году был прямой эфир на станции "Говорит Москва". Ведущая, которая пригласила меня на программу, была просто удивлена, она как будто целый мир открыла. Считается, что христианская музыка должна быть какой-то консервативной, канонической. И многие задаются вопросом: а могут ли песни, в которых поется о Боге, быть такими... современными? Я думаю, что да, потому что Бог не стоит на месте и не хочет, чтобы стояли на месте мы. Все стремительно развивается вокруг. Мы ездим на современных машинах, а не на повозках. Прогресс в технике и в музыке точно таков. Я думаю, что музыка, которая прославляет Бога, должна быть добротной. Мы все - и Сергей Брикса, и НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ - не узко смотрим на мир, нас волнуют те же проблемы, которые волнуют окружающих людей. Нам нравится жизнь. Нам нравится спорт, искусство. Наши песни обо всем том, что присуще каждому человеку.
- В чем отличие этой музыки от другой?
- Отличие в том, что это добрая музыка. Как говорит Сергей Брикса, это музыка не о колбасе. Это музыка со знаком "плюс". В ней всегда присутствует солнце, свет. Потому что люди, которые делают это музыку, думают не о себе, а о других. Я живу тем, и дает возможность мне выстоять та мысль, что то, что я делаю, это кому-то помогает. На мой адрес постоянно приходят письма. Очень многие на меня уже смотрят, они хотят на меня равняться. Для меня очень важно, чтобы я был для людей благословением, но не преткновением. Чтобы люди, которые соприкасаются лично со мной или с моим творчеством, радовались, чтобы люди получали надежду, что даже если у них сейчас какая-то черная полоса, то все в конечном итоге у них будет хорошо. Я много раз говорил, что музыкант, любой человек, не может являться генератором идей, быть источником. Любой музыкант черпает силы, черпает вдохновение. Один берет это у Бога, второй берет это у дьявола. И на самом деле есть две такие силы, половины, как день и ночь. Либо ты делаешь то, что помогает людям, либо ты делаешь то, что наносит им вред. Но изначально любого человека одарил талантами Бог. Потому что природа дьявола не может этого. Он только обманывает людей... Я не пытаюсь всех убеждать в этом, я только высказываю свое мнение.
- Какую музыку вы слушаете?
- Из соотечественников мне нравятся ПАРК ГОРЬКОГО, то, что делают Носков и Миньков отдельно. Люди, которые работают в этом направлении. Мой самый любимый певец из советской эстрады - Юрий Антонов, его песни я всегда готов слушать. Мне нравится Иосиф Кобзон... Пускай эти песни, может быть, где-то немножко банальные, немножко лирические, но они светлые. Послушаешь "20 лет спустя" или "Зеркало" - и жить прямо хочется. Может быть, я уже старый... Конечно, мне не нравится то, что делают МУМИЙ ТРОЛЛЬ и АГАТА КРИСТИ. Эта музыка направлена на разрушение. Если уже конкретно отделять. Есть люди, которые поют о любви, и не напрямую, казалось бы, о Боге, но ведь любовь - это то, что дал Бог. А есть люди, которые поют: "Давай вечером умрем весело и будем опиум курить". А молодежь, которая слушает эту музыку, она ее слушает, а слова пропускает. А музыка и слова неразделимы. Люди на концертах поют песни своих кумиров и даже не задумываются о том, что те своими устами исповедуют очень плохие вещи: "Небо пляшет под ногами, небо пляшет сапогами, мы идем, ползем, плывем, наше имя легион". Эту музыку благословил дьявол...
Мне нравится любая музыка, в которой есть какое-то основание, мне не нравится музыка ни о чем, когда глупые тексты. Мне не нравятся те коллективы, которые не придают значения тому, о чем они поют. А ведь они являют собой пример для какого-то подражания, на них равняются, в любом случае. На самом деле очень многие молодые люди так или иначе ориентируются на тех, кто находится на сцене. И музыкант, стоящий на сцене, он как учитель, как педагог. И он должен отдавать себе отчет в том, что он несет с этой трибуны, которая дана ему сейчас. Мы же не поем консервативную церковную музыку, мы не поем песни, в которых 58 раз повторяется слово "Бог". Мы поем о любви, о преданности, о дружбе, о том, что иногда нас предают.
- У вас есть контакты в российских регионах?
- Да, есть. В 20-х числах августа в Санкт-Петербурге пройдет фестиваль современной христианской культуры. Проводит его городская мэрия совместно с Союзом христиан России. Я приглашен туда как музыкант, который будет представлять Республику Беларусь. Туда приедут несколько известнейших американских коллективов. Не знаю, кто будет из россиян, скорее всего, группа ДРУЖКИ из Питера, христианская команда. В Москве у меня есть контакты с разными организациями, с телеканалами.
- У вас есть продюсер?
- Нет, на сегодняшний день нет. Есть постоянные музыканты, которые работают со мной. Хотелось бы, чтобы были такие люди, которые занимались бы административной работой, в том направлении, в котором я двигаюсь.
- Ваши музыканты работают только с вами?
- Нет. Сергей Труханович работает в студии "Сябры". Борис Идельчик работает также с Александром Солодухой и в других проектах. Толик Коляда играл в различных проектах. Дмитрий Вареник известен в Минске в среде музыкантов. Я считаю, что это нормальная ситуация, когда музыканты играют в разных проектах. Я очень легко и свободно на это смотрю. Главное, чтобы это были единомышленники и чтобы мы смотрели в одном направлении, думали о чем-то, что было бы близко для каждого из нас.
- Где происходит большая часть концертов?
- Не в Беларуси. Больше всего концертов проходит в России. Там очень много исполнителей и коллективов, Россия - это огромный регион, огромная страна. Я радуюсь тому, что, несмотря на то, что меня не показывают по центральным каналам телевидения, не крутят по радио, люди охотно ходят ко мне на концерты. Выстраивается рекламная кампания, за два месяца мои песни передаются на местное радио и телевидение. И через два месяца на концертах просто аншлаги.
- Есть такие места, где больше нравится выступать?
- Да, это Россия. Это тот регион, который особо нуждается в такой музыке. Там проживает очень много людей, и я скажу, что эти люди иногда даже хуже живут, чем в Беларуси. У нас здесь тяжело жить, но я езжу по многим городам и вижу, что так, как люди живут в Украине и в России... это просто финиш. Когда я приезжал оттуда в Минск, у меня было такое впечатление, как будто я приехал в Берлин. Контраст очень большой: когда приезжаешь из российской глубинки, такое ощущение, что попадаешь в хороший европейский город. Так что Минском вполне можно гордиться.
- Какие ближайшие планы?
- 22 августа у меня будет концерт в Лиде, и два концерта - 26-27-го - в Санкт-Петербурге. В сентябре запланирована запись нового альбома. 3-5-го октября - Москва. Дальше пока трудно сказать. Когда выйдет альбом, пока не знаю. Может быть, это произойдет в конце этого года или в начале следующего. Я надеюсь, что это будет не один альбом, а два: один - акустический, второй - более современный, но я еще точно не знаю, какой будет... Недавно в Америке вышел мой новый диск с программой "Я смотрю в небо". Он был записан в одной из лучших студий Беларуси, "Арт-студии" города Мозыря, там очень хорошая атмосфера, я туда приезжаю, как на отдых, там работает группа ОТРАЖЕНИЕ...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета