Зубы
Маленький Ливерпуль


Выход полноценного альбома для Нальчика - настоящее событие. Несмотря на то, что в городе существует много профессиональных рок-команд, мало кто знает о невероятно развитом нальчикском рок-движении, а все дело в информационной блокаде, в которой этот регион несправедливо оказался, хотя в определенных кругах Москвы Нальчик и называют "маленьким Ливерпулем".

Прежде чем говорить о ЗУБАХ, хотелось бы рассказать о том, в какой атмосфере работают музыканты, в чем же заключается специфика и отличие этой группы от всех тех, кто является составляющими понятия "налрок".
Основная направленность нальчикского рока - хард. Если считается, что "русский рок" взрастила музыка BEATLES, то, подчиняясь аналогии, следует отметить, что "налрок" - детище ROLLING STONES. Здесь вы не найдете "саундтрека" к серым будням, основа всего - кайф, веселье, рок-н-ролл, праздник жизни, на котором нет места темам о проблемах бытия, столь присущим "русскому року". Классический хардовый подход пытаются сохранить всеми силами, что, вероятно, обусловлено спецификой национальной культуры, менталитетом и консерватизмом. Разные группы приходили и уходили: отец-патриарх АЭРОПЛАН, который уже в 80-м году входил в десятку лучших команд в рейтинге "Комсомольской правды" и который, по сути, заложил фундамент зародившегося процесса; ПРИЗ - кузница "джинсовой культуры", котел, в котором варится сегодняшнее движение; РЕГТАЙМ - самая интеллигентная блюзовая команда города. Затем продолжатели дела: СЛЭНГ, ТАЙМССКВЕР, PSYCHO, ИНСАЙТ, умалчивая уже о бесконечном множестве безымянных групп, пытающихся дергать струны, переигрывать RAINBOW, ROLLING STONES, RED HOT CHILI PEPPERS.
ЗУБЫ ярко выделяются на фоне всех нальчикских команд. Со времени своего образования (1994 г.) они упорно ведут свою линию, открыв новый стиль - "танк-рок", который синтезирует панк, трэш и кроссовер. Обладая индивидуальностью, большим профессионализмом и артистизмом, музыканты притягивают людей, их музыка совершенно ненавязчивая, жизнеутверждающая, словно струя высвобождающейся энергии.
Состав: Ахметов Тимур (Тима) - голос; Чихрадзе Вано - гитара, стихи; Коновалов Олег - гитара; Рехвиашвили Георгий (Гоча) - бас; Мозговой Павел - барабаны; Канкулов Игорь (John) - продюсер группы.
ЗУБЫ - это больше, чем просто музыка, это стиль жизни - положительный, веселый подход к пребыванию нас на Земле. Когда приходишь к ЗУБАМ, то попадаешь в совершенно иную атмосферу, мир, где не нужно жеманиться, где тебя примут таким, какой ты есть, где можно снять все маски и быть собой.
Все свои концерты ребята превращают в шоу, играя настолько искренне, что веришь им всей душой. У каждого своя манера поведения на сцене. Для Вано "потащиться" - значит стоять со своим простреленным "ванокастером" у края сцены, немного покачивая головой и взирая на бьющуюся в экстазе публику. Гоча - настоящий джазмен с белым басом. Олежка - некоторые, смотря на него, могут утверждать, что он насмотрелся KOЯN, но как можно подражать кому-то, если в тебе самом кипит любовь к тому, что делаешь. Паша - самый спокойный человек на свете, садясь за установку, он попадает в свой мир, полностью отключаясь и демонстрируя свой огромный опыт. А Тима отрывается на полную катушку! Он вкладывает всю душу в то, что он делает для своих поклонников, да и для самого себя.
По иронии судьбы группа смогла найти себе пристанище только под крышей Всероссийского общества глухих, где никто не жалуется на слишком громкую музыку.

- Как рождаются ваши песни? Бывают ли споры?
- Все происходит спонтанно. Так, обычно сидим, наигрываем, а потом: "О! Вот это было неплохо!". У нас очень много набросков, из которых и рождаются песни. Нет такого, чтобы кто-нибудь пришел и сказал: "Вот я написал музыку, смотрите ноты, играйте", мы все делаем совместно. Олежка наигрывает на гитаре, а потом мы говорим: "Паша, сыграй "ню"!". Паша играет "ню". Вот Вано у нас пишет стихи, иногда помогает Бродский.
Процесс написания стихов у Вано также спонтанен, как и рождение музыки, о чем можно судить, увидев в сборнике текстов песен пометки следующего содержания: "Завещание" - написано с 23.25 до 00.50. Но для группы большее значение имеет музыка.
- Чувствуете ли вы, что с годами опыта прибавилось?
- Естественно. Это происходит само собой, с каждой репетицией, с каждым концертом. У нас как на репетиции? Мы приходим, немного посидим, поиграем в карты, потом: "Ну что, джи-джи-джи?" - "Давай!". И вперед. А потом, если не только "джи-джи-джи" получается, но еще и "тиу-тиу" - это уже значит, что-то начинает вырисовываться. А вот концерты - это здорово! Потусоваться с людьми - большое удовольствие.

Большое удовольствие от концертов получают не только сами музыканты, но и поклонники группы. Очередной праздник ЗУБЫ подарили меломанам на презентации своего дебютного альбома "Старые мысли о грязном - два", который явился подведением итогов предыдущей работы.

- Обложка вашего диска весьма концептуальна: если знать содержание альбома, то можно провести некоторые аналогии...
- Это работа профессионального художника Александра Янина "Последний визит Каина". В песне "Массовый террор" на стихи Гиппиуса действительно можно встретить строки и о Каине, и о топоре, который на картине он держит в руке. Однако это совершенно случайное совпадение. Когда мы выбирали оформление, перелистывали каталог работ Янина и наткнулись на "Визит Каина", это было как гром среди ясного неба, все тут же поняли, что это именно то, что надо. Можно сказать, что совпадение даже не случайное, а мистическое, так как никакой договоренности с художником о теме написания картины не было, она просто лежала и ждала, когда придем мы и увидим ее. С таким вариантом обложки вышел очень лимитированный тираж дисков.

На альбоме есть композиция под названием "Машинка". Она не содержит ни мелодии, ни слов, где фоном звучит работающая машинка для стрижки, ненавязчивое бренчание на гитаре и заразительный смех ребят. Наверное, ее можно отнести к стилю шумовой музыки. Но люди, знакомые с миром "зубов", могут сразу же почувствовать зубовскую атмосферу.

- Как вы записывали "Машинку" - было несколько дублей? Ведь это полная импровизация, заранее такого не придумаешь?
- Дело было так: мы решили постричь Гочу под ноль, а тут Паша (он же у нас Мозговой) придумал: "Давайте включим магнитофон и запишем всю эту канитель на кассету, Олежка что-нибудь наиграет, а мы по ходу придумаем, что делать". Так и сделали, мы давно хотели записать что-то подобное, вот и записали.

Сам альбом ребята записали за рекордно короткие сроки - 3 дня, что раз плюнуть для людей, по-настоящему любящих свое дело. Будучи единственной панковской группой в городе, ЗУБЫ не считают себя неформалами, не страдают и амбициозностью: "Просто вот тут у нас некоторые ребята на гитарах играют, мы гордимся этим!".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета