статья


Смольский, Виктор
наш человек на Западе



Случай с Виктором Смольским из разряда тех, что так редки сегодня с рок-музыкантами из стран бывшего СССР. Когда-то гитарист минской группы ИНСПЕКТОР, сын известного белорусского композитора Дмитрия Смольского, Виктор сегодня на Западе имеет репутацию ультрапрофессионала, которого приглашают записывать альбомы звезды из звезд. Он сам пишет музыку и песни, играл далеко не в последней группе MIND ODYSSEY, а в последние годы является участником RAGE - команды, входящей в первый эшелон мирового рок-шоу-бизнеса. В Германии, где он живет, у него есть своя гитарная школа, очень даже недешевая. Он выпускает альбомы, пользующиеся постоянным успехом, и совсем недавно, например, он записал необычную пластинку "The Heretic", в которой Государственный симфонический оркестр РБ исполнял его музыку, а сам же Виктор играл на гитаре и читал странные и жуткие тексты вместе с музыкантами RAGE Пиви Вагнером и Майком Террана, также прописавшими для этой работы свои инструменты...

- Еще живя в Беларуси, вы были задействованы как музыкант в симфонии для оркестра с гитарой, что написал ваш отец...
- Это была симфония полностью для гитары, написанная вместе с отцом. Я больше работал над музыкой для гитары и целиком формой, а все, что касается аранжировки и оркестра, это уже было за отцом. Это была первая моя попытка объединить рок-гитару с оркестром: у отца было много произведений классических, для классической гитары, а вот в таком роковом виде это было для нас, для меня впервые. Опять-таки, я всегда хотел сделать что-то без параллелей с Мальмстином, не делать поп-классику, а чтобы на рок-гитаре была сыграна чисто классическая музыка.
Если бы не было того опыта, то этой пластинки, "The Heretic", тоже бы не было.
- Если отталкиваться от названия альбома, от его содержания, почему эта тема вас заинтересовала? Ведь вполне может быть, что некоторыми людьми ваша работа будет воспринята в лоб, а именно - как некий антихристианский выпад...
- Все, что "в лоб", - всегда плохо, но если кто пойдет по этому пути, в моем случае, - ради бога, это его проблема. Честно говоря, я не жду такой реакции, дело в том, что я не высказывал в этом альбоме свое личное отношение к тому, о чем ты говоришь, я просто "нарисовал картину", и пусть каждый для себя решает, что там, о чем там "нарисовано". Я указал на некоторые ошибки, которые случались в истории человечества, и каждый пусть делает свои выводы. RAGE, другие мне знакомые здесь группы затрагивали в своих песнях темы вампиров и тому подобное, меня же всегда интересовала история по большому счету, конкретно же по данному альбому интересовала история сожжения за что-то людей на кострах. Я сразу же решил, что в альбоме не будет чисто моего отношения к этому, того, что я об этом думаю, поэтому я решил не писать тексты, и я не хотел, чтобы и кто-то другой это делал, а использовал исторические документы. И только последняя композиция написана совместно, Пиви и Майк ее написали.
- Называя современным словом "беспредел" то, что тогда творилось не где-то в одном месте, а по всему миру, вы оттого и тексты включили в альбом на разных языках, и исполнили их музыканты RAGE, три человека, включая вас, разной национальности?
- Да. Беспредел был везде совершенно одинаков.
- Все ж вы не могли бы "высечь на граните" идею альбома?..
- Это чисто исторический показ того, что происходило несколько веков назад, каких-то фактов.
- Кто выступает в роли "еретика" - гитара, оркестр?
- Гитара. Что и как я играл не совсем соответствует тому, чего сейчас ждут от гитарной пластинки. И я хотел своей игрой показать свой "голос", а не чье-то эхо. Ведь в основном те сольные гитарные пластинки, что сегодня выходят, это эхо Мальмстина, других гитаристов. Я же предложил слушателю чисто свой "голос".
- Знаю, что когда стало известно, что вы занялись этим проектом, конечный результат многими предполагалось увидеть в виде неких одних гитарных соло, типа Сатриани, и оркестр где-то там немножко звучит...
- Вышло совершенно противоположное, правильно. Потому что у многих еще на слуху то, что делала недавно METALLICA. Мне же это слышать было смешно: METALLICA просто заработала еще пару миллионов, и все. Они сыграли точно так же, как всегда и играли свои песни, не делали никаких новых аранжировок и просто добавили оркестр, очень хороший оркестр, великолепнейший оркестр они купили, с великолепнейшим дирижером и аранжировщиком. Но сделано это было не ради искусства, не ради конечного продукта, а для того, чтобы создать рекламу. И так вместе они и сыграли, причем мне кажется, что сыграли и спели довольно плохо: Хэтфилд не пел, он больше просто смеялся над своими фанатами, так как спето все было очень расслабленно и неаккуратно. А то, что сыграл оркестр, это был какой-то детский сад, его почти не было слышно. И чего в результате достигла METALLICA кроме того, что заработала пару миллионов? Того, что они очень разозлили своих фанатов. Если бы вы видели, как они выходили на демонстрацию в Лондоне и ломали эти компакты... Мне кажется, что METALLICA на старых фанатов наплевать...
Мне также не нравится пластинка Мальмстина с оркестром, это все копии, копии, копии, в сотый раз переигранные идеи, когда оркестр используется просто для рекламы, для того, чтобы заработать деньги. Когда музыка пишется "с оркестром", а не "для оркестра", вот что у них получается. Моя же пластинка и отличается тем, что музыка написана для оркестра, это альбом, где музыка написана для оркестра и сыграна с оркестром. Причем две трети пластинки записаны "живьем", с концерта (я приезжал в Минск для записи оркестра), это не какая-то там студийная 100-канальная запись, где все микшируется. И две трети гитарных партий записаны "живьем", с концерта.
- Обижу вас или нет, но, как показалось мне, концертного звука я не услышал...
- На самом деле при сведении мы добивались того качества, которое нам было нужно, когда чистили на компьютере "хруст" пульта, скрип микрофонов, звук переворачиваемых нот, кашля из зала. Мне был просто важен сам факт "живого" концерта, его атмосферы, его особого звука, а так я не большой любитель "живых" пластинок, записанных с таким качеством, что не хочется слушать.
- Как остальные музыканты RAGE отнеслись к вашему предложению поучаствовать в записи этого альбома?
- Они с огромным энтузиазмом отозвались. Самое удивительное, что они действительно с таким энтузиазмом стали копаться во всех этих исторических материалах, что работалось нам легко. Дело еще в том, что при работе мы все исходили из общей идеи, и свой текст я нашел сам, текст Пиви нашел он, и американский текст нашел Майк. То есть на самом деле материал мы собрали вместе. Их тоже волнует эта тема. Майк и Пиви - это люди, сами пишущие тексты, они сами интересуются историей и вообще этой стороной истории. Возможно, следующий компакт мы будем делать о вампирах, и ребята уже конкретно работают в архивах.
- Вы сами по отношению к чему-то еретик?
- В принципе.... где-то, может быть, да. Каждый человек где-то в чем-то еретик!
- Как прошел российский тур RAGE?
- В принципе... хорошо. Для музыкантов RAGE это стало таким своеобразным открытием новой страны, да и для меня тоже, хотя я в свое время все здесь перекатал вдоль и поперек, но это было очень давно.
Мы точно не знали возможностей принимающей стороны, поэтому трудно было определиться сразу с контрактами. Это был такой тур-проверка перед нормальным следующим туром, скажем так.
В туре было всякое, разочарования в том числе, ведь мы попали в очень суровую аварию, очень жестокую... Мы все с трудом пережили ее последствия, турне даже чуть не оборвалось, не успев начаться...
- А что произошло?
- После волгоградского концерта километров пятьдесят за городом в наш автобус на полной скорости в лоб врезалась "Газель". Авария была столь серьезна, что я думаю, что водитель и пассажир "Газели" скончались, наш водитель оказался при смерти, пострадала девочка-администраторша из Москвы и очень сильно пострадал наш барабанный техник, перенесший на настоящий момент несколько операций... Пару седых волос каждый из нас точно заработал... Но страшнее оказалось то, что в России медицинской помощи вообще нету. Я все себе представлял, но ту больницу, в которую мы попали, вообще нельзя было назвать больницей. И авария, и больница - все это, конечно, напугало музыкантов RAGE, и желание в дальнейшем еще ездить по каким-то уральским дорогам у нас отпало. Ужасно все это - можно умирать, и никто тебе ничем не сможет помочь...
Концерты же все прошли прекрасно, публика - просто ломовая. Я думаю, что где-то даже публика интереснее, чем в Европе, потому что в Европе она уже слегка объелась концертами, а наша, российская публика напоминает японскую.
Аппаратура предоставлялась прекрасная, были нюансы, но, в принципе, ездить с этой аппаратурой можно. Фирма "T.C.I." тоже, за исключением нескольких нюансов, нормально отработала.
...Еще испугали отели и еда. Отели просто ужасные... Но в принципе все было неплохо. Если тур организовывать изначально чуть получше, то концерты делать можно. Я теперь знаю, как нужно заранее договариваться, и поэтому я думаю, что с новым компактом RAGE мы приедем.
- Как показалась вам АРИЯ, выступавшая вместе с вами?
- Нормально. У них только чуть-чуть другая публика, больше детей, пятнадцати-шестнадцатилетних девочек, которые не настолько серьезно разбираются в музыке.




- Многие отечественные музыканты говорят, что дай им возможности, они тоже могли бы на Западе собирать залы... АРИЯ смогла бы выглядеть достойно?..
- ...Я бы сказал, что АРИЯ - это такой русский IRON MAIDEN. Где-то, в чем-то... Если бы АРИЯ ориентировалась на Европу, то чего-то могла бы достичь, стопроцентно. Но они не ориентируются и особо не хотят в Европу, их устраивает то, что они катаются по России.
- Нет желания собрать бывших музыкантов ИНСПЕКТОРА и что-то совместное учудить?
- Мы как раз планируем летом в моей студии записать пару песен. Причем это будет не только ИНСПЕКТОР, а я собираюсь позвать музыкантов АРИИ, хочу предложить в этом сейшне поучаствовать ПАРКУ ГОРЬКОГО, западным группам, из тех, что приезжали и в Россию, и в бывший Союз играть.
А с ИНСПЕКТОРОМ я еще предполагаю перезаписать нашу старую пластинку и выпустить ее с парочкой бонус-треков.
- Что с MIND ODYSSEY сейчас происходит?
- Я пока "отложил" эту группу в сторону. Ничего с ней не происходит... Проблема с вокалистом есть, он начал учиться и немного испортил отношения с остальными музыкантами группы. Поэтому клавишник уже, можно сказать, ушел... Трудно предположить, что будет дальше... Лично я думаю в дальнейшем переиздать все те песни с последних двух альбомов MIND ODYSSEY, что были мною написаны. Пока так.
- Что нового у RAGE?
- Сидим пишем новые песни. Думаю, в августе пойдем в студию на запись новой пластинки, которую предполагается выпустить, скорее всего, в январе будущего года.
- Вы знаете, что на вас обижаются некоторые белорусские музыканты? Обещал, мол, помочь, но...
- ...Ну, не знаю... С THE STOKES у нас все нормально. Я выпустил им первую пластинку, а то, что она не продалась в Европе, - не моя вина. Она чуть-чуть не соответствовала европейскому рынку. Сейчас я планирую запись второго их компакта и пытаюсь найти спонсора, который им все оплатит, но все немного затягивается. Если они хотят заиметь вторую пластинку, то им нужно помогать мне искать деньги, потому что за всех платить я не могу, я не миллионер. Чем могу, я им помогаю, я могу предоставить им свою студию, в принципе, почти готов их контракт, их согласны выпустить. Ребята сделали хороший второй компакт, думаю, что с ним будет намного легче, потому что песни на нем намного лучше.
- Уж сильно они стали на METALLICA походить...
- Что-то есть, что-то есть... У нас любят всех с кем-то сравнивать, просто не нужно ребят обламывать: пусть они играют, что хотят и что у них хорошо получается. Я не считаю METALLICA самой плохой группой, чтобы с ней можно было сравнивать THE STOKES.
Не знаю, почему обижаются VICIOUS CRUSADE. Полгода назад я позвонил им и сказал: "Ребята, той кассеты, которую я получил от вас когда-то, недостаточно для рекламы. У меня нет времени, чтобы заниматься ее копированием. Пришлите ваши пластинки". И полгода я их жду... Я не шеф BMG, и что-то здесь выпускать, оплачивать запись я не могу. Да, у меня есть контакты, я работаю как продюсер, я могу предлагать компаниям продукт, но для этого нужны шаги с белорусской стороны.
С VOODOO проблемы такие же, как со всеми белорусскими группами: интерес Запада к России, к странам бывшего Союза пропал. Сейчас намного легче покупать скандинавские группы из Швеции, Финляндии. С точки зрения бизнеса это самые дешевые группы. Почему? Потому что они рядом, не нужно виз, приезжают они сами, записываются сами, в их странах есть национальная поддержка для записи музыкантов в студиях, у них просто хорошие студии. Группы всегда рядом, когда будет нужно поехать в турне, будет нужно его организовывать, общаться с фирмами, которые предоставляют для турне автобусы. Из России, так назовем, никто на уровень таких контрактов, такой работы не выходит. В конце же 80-х - начале 90-х в Европе просто была мода на выпуск альбомов советских групп, сейчас мода прошла: и тогда, и теперь все это стоило и стоит дорого, но тогда из-за моды деньги как-то отбивались, сегодня - нет. А российские группы не могут и не хотят вкладывать свои деньги в свою же раскрутку... Мне нравится VOODOO, я понимаю ребят, которые готовы просто приехать сюда и играть все, что и им хочется, и что их попросят играть. Но клубными концертами я не занимаюсь и заниматься не хочу. Это совершенно мелочные деньги по здешним меркам, я понимаю, что для ребят из Беларуси 200-300 марок - это деньги, но тут эта прибыль никого не интересует, это не помогает продаже компактов. Я пытаюсь ребятам помочь выйти на нормальный бизнес, на нормальный выпуск компактов, на продажу их в магазинах, на нормальные рецензии в журналах и газетах, на нормальные, профессиональные европейские турне. Это то, что мне интересно, и то, что может помочь ребятам. Остальное... съездить отдохнуть здесь, посмотреть Германию, заработать 200 марок... Я не буду этим заниматься... Я не хочу вхолостую работать, как получилось у группы GODS TOWER, когда на их компакт, выпущенный MetalAgen, фирма, издавшая его здесь, списала свои налоги и не пустила альбом в продажу. Деньги, вложенные в группу, оказались выброшенными на ветер. Я так не работаю.
...На самом деле кто из белорусов почти все делает нормально, так это THE STOKES: они и звонят мне, и шлют все, что нужно.
- Что-то в ваших планах есть еще, кроме работы в RAGE?
- В ближайший год, я думаю, не буду делать ничего такого, как "The Heretic", потому что написание музыки для оркестра отличается от того, как если бы я писал музыку для группы, больше уходит времени.
Следующий же сольный проект уже реализуется, уже готова где-то одна его треть, возможно, к концу года он будет готов. Это будет более гитарный компакт, но не такой - Сатриани-компакт - я хочу сделать студийный компакт с моими друзьями, где будет очень много гостей, человек двадцать, со всего мира, очень много гитаристов. То есть, как я предполагаю, должно получиться что-то вроде гитарного сейшна в разных стилях.



Олег КЛИМОВ

© 2005 музыкальная газета