Bon Jovi
Сделано в Нью-Джерси (окончание)


Окончание. Начало "МГ" 24/2000

Впрочем, уже в том же 1990 году Джон первым из группы нарушил это молчание и при помощи сопродюсера Дэнни Кортчмара, а также звездной команды из ударника Кенни Ароноффа, гитариста Джеффа Бэка, клавишника Алдо Нова и бэк-вокалиста... Элтона Джона записал свой первый сольный альбом "Blaze Of Glory", который стал саундтреком к вестерну "Young Guns 2". Авторы сценария первой части этой картины как-то признались Джону, что вдохновение для "Young Guns" пришло к ним после прослушивания "Wanted Dead Or Alive", поэтому они очень хотели использовать эту знаменитую композицию BON JOVI в продолжении фильма. Джон смотрел первую серию и много раз представлял себя киношным ковбоем. Ему предложили маленькую роль (всего на 16 секунд), и Бон Джови согласился не раздумывая. Но для "Young Guns 2" ни "Wanted Dead Or Alive", ни сходная по теме "Stick To Your Guns" немного не шли по сценарию, и поэтому Джон попросил вкратце пересказать ему сценарий по телефону, чтобы написать новую композицию для саундтрека, которая получила название "Blaze Of Glory". Вокруг нее и был выстроен целый саундтрек, который также стал сольником Бон Джови. Самый большой успех выпал здесь на заглавный сингл, который возглавил несколько хит-парадов, и композицию "Miracle", также в качестве сингла добравшуюся до 12 места в "Биллборде". Любопытен дуэт с рок-н-ролльной легендой Литтлом Ричардом в "You Really Got Me Now" и очень удачная попытка передачи духа первооткрывателей Америки в "Santa Fe". А с финальной инструментальной темы фильма "Guano City", написанной знаменитым Аланом Сильвестри, гораздо продуманнее было бы начать. Уж слишком она контрастирует с песнями Джона. Альбом был даже выдвинут на "Грэмми" и "Оскар" (как саундтрек), "Blaze Of Glory" был отмечен как "Best Rock Single", а критики отметили самостоятельность песен этого диска, которые хоть и были привязаны к событиям фильма, но вполне неплохо выглядели в радиоэфире. Кстати, к середине 90-х "Blaze Of Glory" был уже трижды "платиновым".
Гораздо меньше шуму поднял первый сольник Ричи Самборы "Stranger In This Town", вышедший в 1991 году, после того как Рич избавился от еще недавно одолевавшей его алкогольной и наркотической зависимости. Эту работу можно смело назвать "BON JOVI без Джона", и лишь "Mr. Bluesman" с гитарой кумира Самборы Эрика Клэптона меняет настроение, но в целом ничего примечательного не дает.
Дэвид Брайан также работает сольно и по примеру Джона пишет саундтрек (разумеется, инструментальный) к научно-фантастическому фильму "The Netherworld" (1992) и через два года только в Японии на лейбле Phonogram выпускает сольник "On A Full Moon". Нужно обязательно отметить, что "каникулы" Дэвида были изрядно подпорчены тяжелой болезнью. Он умудрился подхватить какой-то южноамериканский вирус и долгое время проболтался в карантинном отделении одной из больниц.
В итоге все эти финты на стороне родили немало слухов о распаде группы, но бывшие "зомби" (так охарактеризовали себя участники группы по возвращении из последнего турне) сумели таки собраться в начале 1992 года для записи нового студийного диска. Он получил название "Keep The Faith" и обложку с фотографией, сделанной самим Антоном Корбьяном, и вновь BON JOVI написали столько композиций, что хватило бы на двойной альбом, но на Mercury их все-таки сумели убедить, что двойник обязательно провалится, и оставшиеся не у дел песни пошли би-сайдами к синглам. Конечно, ни о каком повторении рекордных продаж "Slippery.." и "New Jersey" и речи не шло (90-е годы существенно перевернули вкусы и предпочтения публики), но альбом, спродюсированный Бобом Роком (Bob Rock), который раньше работал звукоинженером в команде Фэйрбэйрна и гораздо позже записал с METALLICA "Load" и "Reload", не затерялся среди модных гранджевых эпосов NIRVANA и PEARL JAM и стал, пожалуй, даже артистическим зенитом группы Джона Бон Джови. Его пилотный сингл "Keep The Faith" скорее был похож на INXS, такую же легендарную группу из 80-х, как и сами BON JOVI, "I Believe" напоминал U2 в их лучшей форме, а "I'll Sleep When I'm Dead" (классная фраза: "высплюсь, когда умру", согласитесь!) хранил верность Спрингстину первой половины 80-х. Первую и третью означенные вещи вновь помогал сочинить Дэсмонд Чайлд, но большинство других песен альбома впервые были написаны Джоном (самолично), включая романтичную хитовую балладу "Bed Of Roses" и эпическую громадину "Dry County" (восемь куплетов и четыре припева), которую в сингловом варианте пришлось урезать почти вполовину. BON JOVI явно повзрослели и стали выразительнее в эмоциональной части своей музыки, которая, как всегда, давила мощью изо всех щелей. Жаль, что охмуренные гранджем американцы пропустили это мимо своих ушей. А вот старушка Европа сразу же отдала обновленному звучанию BON JOVI свою руку и сердце.
Очередное турне выглядело намного скромнее и включало в себя всего 37 концертов, причем на этот раз с куда большим географическим уклоном в сторону любимой ими и любящей их Азии. После его окончания группу покинул басист Алек Джон Сач, а на его место временно взяли Хью МакДоналда, того самого парня, который в составе ALL STAR REVIEW записывал демо-кассету с треком "Runaway", сделавшим Джона Бон Джови первым в истории Америки музыкантом без контракта, чью песню крутили по всем радиостанциям страны.
Официальной причиной ухода Алека послужило его желание наконец-то посвятить побольше времени семье и открыть собственный бизнес. Джон и остальные участники группы с уважением восприняли его выбор и символично оставили для него открытыми двери, покуда будут существовать BON JOVI. Старый рокер Сач открыл мотовеломагазин и позже стал менеджером нескольких молодых групп из Нью-Джерси.
В конце 1994 года его теперь уже бывшая группа добралась до своего первого "перекрестка". После долгого нежелания идти на поводу у своего лейбла ребята все-таки скомпоновали свой первый официальный сборник лучших вещей "Cross Road", но только для того, чтобы передохнуть и осмыслить свое дальнейшее движение, пока на светофоре горел красный свет. И трудно не заметить, обложка "Cross Road", вновь от Корбьяна, говорит сама за себя - Алек сидит отдельно от других, что означает, что их пути в дальнейшем расходятся.
Несмотря на то, что большинство истинных поклонников коллектива имели достаточно полные коллекции записей BON JOVI, эта компиляция очень даже неплохо продавалась и даже лидировала в британских чартах несколько недель, став по итогам 1994 года самым продаваемым альбомом. В Америке уже традиционно их показатели несколько скромнее, но все равно альбом трижды преодолевает "платиновый" рубеж, а вообще его продажи перевалили за 11-миллионную отметку. В компиляцию достаточно неожиданно был включен сольный сингл Джона Бон Джови "Blaze Of Glory" и лишь одна вещь из альбома "7800 Degrees Fahrenheit", но и этому, если поискать, найдутся вполне объективные причины. Две новых песни с этого диска ("Someday I'll Be Saturday Night" и "Always"), естественно, вышли на синглах и также великолепно чувствовали себя в хит-парадах, причем проникновенная баллада "Always" (на его обратной стороне была "Livin' On A Prayer'94") пока является самым успешным синглом BON JOVI в их карьере. А ведь первоначально Джон написал эту великолепную композицию специально для саундтрека к картине "Romeo Is Bleeding", но после того как увидел "сырую" редакцию фильма, он передумал... Также вышел одноименный видеовариант этого сборника, который многое унаследовал от всех предыдущих видеорелизов группы, таких как "Breakout" (сборник клипов из двух первых альбомов), "Slippery When Wet", "Access All Areas" (съемки во время турне в поддержку "SWW"), "New Jersey", "An Evening With Bon Jovi" (знаменитый мини-концерт для MTV) и "Keep The Faith - The Videos".
Поразительно, но менее чем через год вышел в свет их шестой студийный альбом "These Days", который записывался в Лос-Анджелесе с продюсером и еще одним бывшим звукоинженером Питером Коллинзом (Peter Collins), помогавшим с выпуском "Cross Road" и работавшим ранее с Гэри Муром. На первый взгляд казалось, что в нем они использовали ту же формулу, что и всегда, сочетая импульсивные гитарные треки с романтическими медляками Чайлда с лирикой о потерях, борьбе, вере и бесконечной любви. Но не зря к делу был подключен Питер Коллинз, человек, который умел руководить процессом в студии и настоять на своем. BON JOVI быстро отказались от модных достижений технологии и, уловив настроение современного слушателя, выдали невиданно (для себя, по крайней мере) чистое звучание. Первоначальное достойное юношеских впечатлений название "Open All Hours" заменили на более адекватное содержимому "These Days", а по общему настроению этот диск одинаково сильно мог соперничать и со Спрингстином, и с U2.
Что же касается его содержания, то здесь сразу же выделяется одна вещь, и название ей - "This Ain't A Love Song". Мало того, что она стала очередным трансатлантическим хитом для группы, похоже, здесь Джон открыл для своих товарищей новый, весьма перспективный музыкальный формат песни. Это уже не слащавые "Bed Of Roses" и "Always". Это промежуточная вещь между тем, чем обычно славился репертуар группы, спокойная, но не усыпляющая вещь с прекрасно расставленными акцентами. Другие композиции, ставшие синглами ("Hey God", "Something For The Pain", "Lie To Me" - сюжетное продолжение "Livin' On A Prayer"), также явились одними из сильнейших в репертуаре BON JOVI, и уже по этому первоклассному набору можно определенно утверждать, что группе удалось не только поддержать свое устойчивое реноме хитмейкеров, но и вновь продемонстрировать завидное новаторство.
Далее группа взяла такой же отпуск, как после "New Jersey". Вышли вторые сольные работы Ричи и Джона ("Destination Anywhere" и "Undiscovered Soul" соответственно), а Бон Джови также очень плодотворно переметнулся в кино. А начиналось все с крохотных ролей в "Возвращении Бруно" (1988), "Молодых стрелках 2" (1989), где герой Джона только смог драпануть из тюрьмы, как его настигла пуля шерифа. Потом были "Moonlight And Valentino" (с Вупи Голдберг и Гвинет Пэлтроу) 1994 года, где Джон сыграл художника, и "The Leading Man", Бон Джови был такой же харизматической личностью, коей он и является на самом деле. После этого фильма он поверил в свою актерскую звезду и несколько месяцев брал уроки актерского мастерства у Кевина Костнера, Мишель Пфайффер и Гарольда Гаскина.
Но в 1997 году его вновь потянуло сняться в фильме и записать еще один сольник, похожий на саундтрек, и "Destination Anywhere" превзошел успех "Blaze Of Glory". Этими песнями Джон отдал дань Лондону и, в частности, его знаменитому району Челси, его жителям и улицам, которые стали источником вдохновения для Джона. В отличие от "Blaze Of Glory" это был уже софт-рок, и хитов, несомненно, прибавилось ("Midnight In Chelsea", "Queen Of New Orleans", "Janie Don't Take Your Love To Town", "Destination Anywhere"). Все песни великолепно подходили для живого исполнения, и даже несмотря на то, что Джон очень мало гастролировал в их поддержку, к концу года альбом был переиздан как двойник, второй частью которого стал концертник, записанный в июне 1997 года, когда Джон выступал на "London Forum". А в следующем году еще одна его новая песня ("Mister Big Time") попала в звездный саундтрек "Армагеддона".
Ричи выпустил свой второй сольник при поддержке того же Эрика Клэптона и Рэнди Джексона на собственном лейбле Mutiny и стал записывать перспективную молодежь. Чуть раньше, в 1996 году, он выступил составителем обучающего CD-ROM-диска "Classic Rock Guitar, Volume 1" и сочинил несколько музыкальных тем для знаменитого сериала "Эммануэль: дневники красной туфельки". Тико написал музыку для саундтреков к фильмам "Man's Fate", "Running Wild" и "The Olive Tree" (причем в этой картине его можно также заметить в одном из эпизодов), сотрудничал с другими музыкантами и наконец-то открыл несколько выставок своих художественных полотен.
И вот когда они вновь наотдыхались, а случилось это ближе к началу 1999 года, мы смогли услышать от BON JOVI первую новую вещь за четыре года, которой стал сингл "Real Life" (саундтрек "EdTV"). Многие подумали, что эта, прямо скажем, малоинтересная запись показала, каким будет их новый альбом, но 2000 год опроверг эти опасения. Альбом "Crush", напротив, вернул нас в "золотой", а вернее, "супермультиплатиновый" период для группы конца 80-х с некоторыми наметками в сторону миллениума. Самый коммерчески успешный проект лейбла Mercury, который теперь входит в состав Def Jam Music Group, сразил всех своим новым заводящим синглом "It's My Life" (в духе "Livin' On A Prayer") и сразу же возглавил хит-парады многих стран мира. В Германии он стал "платиновым" уже в первую неделю после выхода, и это невероятный результат даже для таких заслуженных артистов, как BON JOVI. Несмотря на то, что новая работа явно потеряла нравственно-социальный подтекст, которым отличались многие предыдущие творения коллектива (самые яркие примеры - "Dry County" и "Hey God"), и впервые не смогла оторвать Джона Бон Джови от съемочного процесса, мы стали свидетелями рождения другой ипостаси, в которой группа уже выступала и, надо заметить, весьма успешно. Устав от проблематики "Keep The Faith" и меланхолии "These Days", Джон и команда окунулись в океан веселого энергичного рока и, я думаю, не прогадали. Конечно, грустно, что времена эпических настырных выскочек из Нью-Джерси канули в Лету. Но сейчас мы имеем далеко не худший вариант: опытных серьезных дядек, которые помнят еще, кем они были, и не разучились дарить хорошее настроение и заряд бодрости на несколько лет вперед...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета