Funny Craft
Забавный образ жизни белых негров

Идея поговорить с музыкантами калининградской группы с причудливым названием FUNNY CRAFT у меня родилась еще три года назад. Тогда они назывались ТРАНС и играли грандж. Однажды мой близкий друг дал мне послушать кассету с их демо-записью, и я понял, что с этими ребятами надо обязательно встретиться и пообщаться. Но пока я собирался, в группе произошли кое-какие изменения сначала в составе, затем в стиле, а потом и в названии. И вот теперь они - FUNNY CRAFT и играют, по моему определению, фанккор, а в составе наблюдается пять человек: Никита Золотов (вокал), Максим Трифонов (бас), Евгений Князев (гитара), Виталий Замятин (ударные), Валентин Кундалевич (гитара). В августе прошлого года группа записала промо-сингл "Энергия протеста", а в начале этого года на местном телевидении замелькал их первый клип на песню "Мистер Номер Шесть" с этого сингла. Это окончательно меня подбило на разговор, и я начал их искать. Поймать всю группу удалось в ДК рыбаков, где они выступали с еще четырьмя калининградскими командами. Собравшись перед выступлением в фойе, ребята ответили на все интересующие меня вопросы. В основном говорил Максим Трифонов, который, похоже, лидер, хотя и открещивается от этого.

- Во-первых, откуда появилось такое прикольное название?
М.Т.: Был такой гранджевый проект ТРАНС. Я у них играл на басу, Никита стучал на ударных и что-то пел. Меня у них устраивало все, кроме названия и стиля. Поэтому как только я окончательно перешел к ним, пришлось отказаться от гранджа. Я убил в них этот стиль. Специально пришел, чтобы они его не играли. Я и грандж - вещи несовместимые. Посидев немного за англо-русским словарем, я написал несколько вариантов названий и пришел с ними на одну из репетиций. Но, увы, ничего из мной предложенного никому не понравилось. А там ведь и FUNNY CRAFT было!
- Одно время вы назывались SKY BABY...
М.Т.: Да это и названием-то, по большому счету, не было. Так, прикололись на одном-двух концертах. Там не просто SKY BABY было, а такое длиннющее название. А потом, когда в группе мы остались вдвоем с Никитой, я снова предложил назваться FUNNY CRAFT. Вернее, не предложил, а сказал, что отныне мы будем называться FUNNY CRAFT и все!
- А почему не на русском языке название придумал?
М.Т.: Не знаю, не прет на русском. На английском красивее.
- Откуда появились остальные участники команды?
Е.К.: Я играл в группе JUNKET с небезызвестным в калининградских кругах Hemp\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'ом. Так случилось, что не было у нас барабанщика, а тут раз - Никита подвернулся. Он пришел пару раз к нам на репетицию. Мы поиграли вместе, он меня похвалил. Уже на следующую репетицию он пришел с Максом и предложил мне принять участие в их проекте. Я согласился. Так и оказался в FUNNY CRAFT.
В.К.: Я же играл в брит-поповской группе TILTED WALLS, с которой мне пришлось расстаться по некоторым причинам. Уже в то время, когда я был в "стенах", мне хотелось играть более заводную музыку, чем то, что играли "тилтэды". Я неоднократно предлагал Максу сделать совместно какой-нибудь проект, но он все это дело отклонил, сославшись на то, что я уже играю в одной команде. А это было для него неприемлемо. И вот, расставшись с TILTED WALLS, мне надо было как-то восполнять образовавшийся пробел. Надо было куда-то девать свои музыкальные идеи и творческий потенциал. Надо было где-то играть. Не могу без этого. Можно, конечно, играть дома на кухне для жены, но это не по мне. Мне нужен был коллектив, и единственный вариант, который для меня подходил, это FUNNY CRAFT. Я нашел Макса и сказал ему, что хочу играть в их команде, так как стал свободным. И он дал добро. Макс меня сразу предупредил, что им не нужен человек-машина, копирующий партии, им нужна творческая единица. И я убедил их, что оправдаю их доверие.
- Ну и как, оправдал?
В.К.: Это надо у Макса спрашивать.
М.Т.: Поменьше пафоса, а так все отлично!
В.К.: Так что я нормально влился. Коллектив сплоченный, несмотря даже на то, что Виталик в армии.
В.З.: Начинал я свою музыкальную карьеру с панк-рока. Переиграл почти во всех панк-коллективах Калининграда. Но это была не моя музыка, из-за чего я кочевал из одной команды в другую. Хотелось разнообразия в стилях. В последнем коллективе мы играли с Максом. Уйдя оттуда, я занялся джазом. Как-то, вернувшись из Польши, где мы с Максом зарабатывали деньги, играя джаз, он предложил мне стать ударником в их группе. И он от меня не отстал, пока я в конце концов не согласился. Приехав к ним на репетицию, я действительно услышал ту музыку, которую я всегда хотел играть. Она была ни капли не похожа на все то, что я играл раньше. Меня приперло, и я остался с ними. Чем очень доволен до сих пор.
- Как известно, сейчас ты проходишь срочную службу в рядах российской армии, но при этом ты выступаешь с группой на концертах и на фестивалях. Как тебе это удается?
В.З.: Попал я служить в часть родного города, в военный оркестр. Занимаюсь любимым делом. У меня нормальные отношения с командованием части. Служба меня не парит. Всегда отпускают в увалы. Прихожу и на репетиции, и на выступления. Еще и на девушек времени хватает. Повезло со службой. Я бы не пошел служить, но меня уговорил начальник оркестровой службы Балтийского флота, и я повелся. И в FUNNY CRAFT меня тоже уговаривали. Но FUNNY CRAFT я люблю, а вот начальника оркестровой службы - не очень.
- Что для вас FUNNY CRAFT? Хобби или что-то другое?
М.Т.: Это точно не хобби, но и не могу сказать, что это развлекалово. Не могу сказать, что это работа, хотя название и обязывает. В жизни каждый из нас зарабатывает другими делами. Скорее всего, это образ жизни. Да, точно, FUNNY CRAFT - это такой забавный образ жизни.
- Как относитесь к мнению, что вы лучшая, чуть ли не культовая альтернативная команда города?
М.Т.: Про лучшую и культовую, если честно, первый раз слышу. Все это относительно. Скорее, мы единственная альтернативная группа города. Нас не с кем сравнивать.
- Вспомните концерт, который, по вашему мнению, прошел на все 100%.
М.Т.: Это было на акции "Музыканты за хорошие дороги", проходившей в прошлом году возле кинотеатра "Россия". Может, это был и не самый лучший концерт, но по энергетике он был первый такой. Был хороший звук, мы играли замечательно, друг друга хорошо слышали. Был полный контакт с публикой.
- Против чего или кого направлена ваша энергия протеста?
М.Т.: Все мы живые люди. Кого-то мы любим, кого-то ненавидим. Когда-то с нами поступили несправедливо, и из-за этого появляется энергия протеста. Эмоции-то проявляются. Открытым текстом я тебе, конечно, всего не скажу. Есть энергия протеста, есть энергия чего-то еще. Например, энергия созидания. Ты смотри, что получается. Наши негативные эмоции проявляются в энергии протеста, из которой получается отличная песня, а то и несколько песен. Они кому-то нравятся, а это уже плюс. Получается, что наши негативные эмоции вызывают у других людей положительные эмоции. Любые эмоции можно пустить во благо, если уметь правильно ими управлять.
- Расскажите про свой первый клип "Мистер Номер Шесть".
М.Т.: Был и есть такой замечательный человек, мой друг, зовут его Олег Прудников. Работает он на телевидении, мы с ним вместе учились. Вместе еще кое-какие дела делали, например, пиво пили. Одним словом, свой кент. Он послушал наш сингл и предложил сделать клип на песню "Мистер Номер Шесть". Не знаю, чем она ему запала в душу, но он выбрал именно ее. Он тоже раньше играл. Мы с ним хотели сделать что-то типа сегодняшнего FUNNY CRAFT. Тогда такой альтернативы в городе не было. Он нам позвонил, предложил, и, естественно, мы согласились. Для нас там особой работы не было. Мы в этих вещах ни бум-бум. Мы сказали, что хотим, но ведь одного хотения мало. Наше "хочу" уперлось в технические возможности местного телевидения. Снимали мы клип месяц. Конечно, не каждый день, было несколько съемочных дней. Затем я еще пересводил песню, делал "фанеру". Олег все смонтировал, и вот после Нового года клип вышел на голубые экраны.
- А кто, собственно, это такой - Мистер Номер Шесть?
М.Т.: Это человек, который хочет всем понравиться. Он хочет сидеть одной задницей на двух стульях. Это у него не получается, и в итоге он оказывается в больших неприятностях. От него отварачиваются все. Это по сути. А для себя у нас есть другая байка. Никита в своей университетской группе числится под номером шесть. Получается, что это автобиографическая песня.
- Обрисуйте тогда и остальные ваши песни.
Н.З.: "План машин" - песня про политику. Начинается с того, что каждого человека куда-нибудь хотят поиметь. Засунуть. И делают там из него машину для своих целей. Она делает свое дело. Вокруг льется кровь, гибнут люди. Идет выработка плана.
"Агент". Название песни говорит само за себя. Она о том, что к каждому человеку приставлен другой человек, а иногда это и сам этот человек. Он должен контролировать себя, или кто-то другой должен. Иначе никак.
"Рыба" - песня про меня, про мою любовь. А "Мистер Номер Шесть" - не про меня, хотя и поется от первого лица, у нас все песни от первого лица. Как я это ощущаю, так я об этом и пою. Это как в театре - примеряю на себя какую-нибудь одежду и вхожу в образ, а потом пою от первого лица.
"Комплекс" - тоже чисто мои штуки. Есть у меня такой грешок: могу обидеть человека резким словом, и в моем понятии это будет прикол. Но это такой прикол, что даже если человек и поймет, что это прикол, он в него не въедет. Я могу так пошутить над человеком, что он обидится на всю жизнь. А мне прикольно. Вот это мой комплекс, я считаю. Прикол тоже имеет определенные рамки, а их у меня нет.
"Последи за собой" - песня про то, что надо всем и всегда следить за собой. Песня и экологическая, и социальная. Про то, что каждый человек должен оставить своему ребенку что-то хорошее. Чтобы ребенок не спросил: "А почему ты не сделал этого?". Пусть он лучше спросит: "А как ты это сделал?". Лучше что-то сделать, чем ничего не сделать. Нельзя быть равнодушным, нельзя быть пассивным. Не должно быть такого. Поэтому надо следить за собой и в нужный момент заставлять себя двигаться.
"Ракеты" - здесь в первую очередь описывается югославский конфликт. Песня революционера. Некоторые люди начинают что-то делать и втягивают тебя, обещая при этом кучу всего. Ты занимаешься этим делом, уходя в него с головой, а они раз - и испаряются. А потом, когда появляются, начинают отмазываться: "Извини, я не могу, доделай все самостоятельно!". А отмазаться, как известно, можно и перед смертью. Иногда отмазки доходят до такого предела, что страшно становится. Но от войны не отмажешься, отмазки здесь неуместны. От войны не убежать. Босния - это было жутко.
"Огонь" - это песня про огонь. Я пою от имени огня, костра, который развели революционеры, а уйдя с баррикад, забыли потушить. А потом на нем сжигают Жанну Д\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'Арк. Я пламя, и я об этом сожалею. А с другой стороны - я рад, ведь я огонь!
М.Т.: У нас Никита "страдает" таким течением в поэзии, как символизм. Он выдает через свои эмоции набор образов. У каждого человека мозги поставлены по-своему. Человек слушает, и у него своя картинка в голове возникает, не похожая на картинку, рожденную в голове другого человека. И это круто.
- Никита отвечает за текста песен. А кто же у вас отвечает за музыкальное оформление?
М.Т.: Наверное, все-таки я придумываю музыку. Болванки, какие-то основные темы лежат на моих плечах. Так уж повелось еще тогда, когда мы были с Никитой вдвоем. Ну, а аранжировки висят на всей группе. Сейчас мы играем материал, которому уже больше года. Сами песни были написаны намного раньше, были заготовки кое-какие, и сейчас мы их разрабатываем дальше. Естественно, параллельно пишется и новый материал, но до окончательного варианта новых песен все руки не доходят. У нас большое количество материала. Мы очень хотим сесть где-нибудь в студии и нормально над ними поработать. Хочу также сказать, что ко всему, что мы затрагиваем в наших песнях, мы относимся с юмором. Ирония сквозит почти во всех наших песнях.
Н.З.: В песне "Комплекс" иронии нет. Есть довольно серьезные темы, но по большому счету мы стебаемся.
- Основная тема ваших песен?
Н.З.: Основной темы нет. Это порыв. Песню "Комплекс" я сочинял, когда ехал в автобусе. Меня просто понесло. Сразу на ходу забабахал четыре четверостишья. Во как! Целиком песню - с одного захода. Талант какой!
- Отношение к политике?
Н.З.: Хотя мы и затрагиваем в своих песнях какие-то политические вещи, но мы не политиканы. К политике мы относимся прохладно. И обращаемся к ней только тогда, когда она затрагивает непосредственно нас. А так мы проходим мимо этих заморочек.
М.Т.: Я люблю свою страну, но не люблю государство.
Н.З.: Я верю в Бога, но не верю в церковь.
В.З.: Я верю в Родину, но не верю в нас.
В.К.: Вся политика - отрава для народа.
М.Т.: У нас в стране такая ситуация: они там у себя за кордоном все глупые, а у нас все сидят по углам интеллектуалы. Все умные, а когда собираются вместе - такие дураки! Стадом становимся. Нами же движет то, что мы сами по себе люди энергичные.
Н.З.: Совет всем читателям "Музыкальной газеты", жителям Минска и белорусскому народу от калининградской группы FUNNY CRAFT: никогда не надо сомневаться в себе! Когда ты в большой компании, кто-то говорит что-то глупое, и это поддерживается большинством и тобой, хотя ты думаешь по-другому, то ты - полный кретин. Почему ты поддерживаешь дебилов? Потому что ты сомневаешься в себе и дебилов много. Задумайся: "А вдруг я лучше?" и выскажи свое мнение! Не бойся никого! Человек человеку - волк.
М.Т.: Вот возьми какую-нибудь неизвестную группу. В их город приезжает какая-нибудь отечественная звезда, и эту группу ставят к ней на разогрев. И тут звезда начинает пальцы веером делать: "Да вы колхоз, отстой, да вы mutherfucka bullshit, пошли с моей дороги. Вы что играете? Лучше идите поиграйте в домино". И группа эта вжимается в стенку и опускает глаза. А знаешь, что мы сделаем? Мы выслушаем все, покиваем головами и все вместе заедем ей в табло. Что будет со звездой? Была звезда - и нет звезды. Было чужое мнение - и нет его. У нас такой образ жизни, и никого не должно волновать, что и как мы делаем. И потом, мы всегда придерживаемся того, что рок-н-ролл никогда не был первым и никогда не был вторым. Мы выражаем то, что у нас внутри, то, что проходит через сердце. Мы уверены в себе, и нам от этого легче.
- Влияние на вас RAGE AGAINST THE MACHINE и RED HOT CHILI PEPPERS понятно. А что еще, кроме них?
М.Т.: О, да, "перцы" на нас имели большое влияние. Еще FAITH NO MORE и джаз. Из последних новинок радуют мексиканцы MOLOTOV.
Н.З.: Говорят, что Россия ничего родить не может, потому что все вторично, потому что русские живут западной музыкой. А я вот что скажу. Западная музыка дает какой-то толчок. Ты слушаешь их и думаешь, какие классные они ребята. А у тебя нет ничего, но ты талантлив. Ты думаешь, что все кончено. Потом снова их слушаешь и начинаешь задумываться: "Неужели я так не смогу?!". Берешь гитару и начинаешь сочинять что-то свое. И когда-нибудь у нас тоже зажжется суперзвезда мировой величины.
М.Т.: Попробуй сравнить регги и русские народные песни. И ты убедишься, что основа сама по себе одинакова. Я не беру гармонию, она разная, а вот в ритмическом плане музыка очень даже похожа. Все кричат: "Вот мы играем то, другое, третье, десятое". Но они забыли о корнях, о джазе! Не было бы джаза, не было бы всей музыкальной культуры. Никакой. Ни европейской, ни американской. Знаешь, откуда появился джаз? После гражданской войны в Штатах было много военных оркестров, и когда армия развалилась, инструмены раздали неграм. А те уже наворотили на них то, что мы сейчас называем джазом. Оттуда и началась история джаза. Северный джаз не то чтобы скучный, он более спокойный. Южный, орлеанский, более огненный. От северного мы получили то, что сейчас называется поп-культурой. Тот же грандж - от северного джаза, а фанк-музыка, рэпперы, хип-хоповцы - это все от орлеанского. Первые рэпперы появились в 30-40-х годах в Штатах. Они были радиокомментаторами спортивных соревнований. И вот в форме речитатива они комментировали футбольные и баскетбольные матчи и передавали новости. А потом все это вышло на улицу и стало целой культурой.
А говорить о чем-то одном, на нас повлиявшем, очень сложно. Все слушают разную музыку. Я, например, иногда слушаю довольно экстремальную. Могу сказать, что повлияло на меня при выборе инструмента и стиля. Когда я в первый раз услышал "Kill\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'em All" METALLICA, я понял, что бас-гитара - это не палка-рычалка. А посмотрев видео, я вообще офигел. Потом появились "перцы". Клиф и Фли - гении. Чуть позже узнал Марка Бэлзери. До сих пор не понимаю, как он умудряется так играть. Опираясь даже на свой опыт, я не могу додуматься.
- Какие марки бас-гитар ты предпочитаешь и какой инструмент у тебя в настоящее время?
М.Т.: Мне очень нравятся американские марки бас-гитар. А мой сегодняшний инструмент сделан мастером на заказ. Скопирован он с фирменного инструмента. Есть, конечно, недостатки с электроникой, но в то время, когда его делали, лучшего варианта не было. Надо как-нибудь заняться им.
- Из отечественной альтернативной музыки что-нибудь нравится?
М.Т.: Я ее просто не знаю, потому что не слежу за ней. Она мне не интересна, и поэтому проходит мимо меня. Не знаю такого явления, как русская альтернативная сцена. Мне нравятся как поэты Кинчев и Дельфин. Мне нравится, как Дельфин читает и что он читает. Все сделано на уровне. Цой в свое время оказал на меня влияние, АУКЦЫОН немного. Но это все было интересно на тот момент жизни, когда я их слушал. Их музыка не бралась за основу при создании FUNNY CRAFT. Она соответствовала настроению того времени. Сейчас я не смогу заставить себя послушать тот же АУКЦЫОН. Стереотипы поменялись. Я, конечно, слышал представителей нашей псевдоальтернативной сцены. Например, КОРОЛЬ И ШУТ и I.F.K., мне не понравились ни те, ни другие. Также и КИРПИЧИ не оставили в моей душе следа. "Сейчас суицид уже не в моде, не модно дырявить навылет висок и кости ломать при падении не в моде" - строчки из нашей песни. "Мистер Номер Шесть" как никогда подходит к ним. ТEQUILAJAZZZ


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета