статья


Sanborn, David
"Внутри" Дэйвида Сэнборна



Единственный концерт знаменитого американского саксофониста Дэйвида Сэнборна и его группы прошел в Литве, в рамках 10-го международного фестиваля "Каунас Джаз 2000". Билеты на столь престижное и редкое зрелище даже по литовским меркам стоили дороговато: до 200 литов (около USD 50). Тем не менее, концертный зал явно не вмещал всех желающих. Еще бы: предстояло увидеть концерт не какой-то ожившей седой легенды, пик популярности которой пришелся на 30 десятилетий тому, а реально популярного и признанного музыканта современности. На нынешней церемонии вручения музыкальной премии "Грэмми 2000" альбом "Inside" ("Внутри") американского саксофониста Дэйвида Сэнборна победил в категории "Лучшее исполнение современного джаза".

Концерту предшествовала довольно комичная история: вся Литва была поставлена на ноги в поисках плодов экзотической папайи, которые попросил себе на обед Сэнборн. Организаторы фестиваля опешили: ведь этот гастрономический изыск не значился в райдере! Но мог ли предположить живущий во Флориде Сэнборн, что в Литве не едят папайю на обед каждый день?
Собственно о концерте: на самом деле таланты Сэнборна-саксофониста могут поражать кого и где угодно, но только не в Литве местную джазовую публику. Ибо именно сегодняшняя Литва насыщена выступлениями своих высококлассных джазовых музыкантов и в первую очередь богата именно оригинальными, способными на удивительные импровизации и эксперименты саксофонистами: Владимир Чекасин, Пятрас Вишняускас, Витаутас Лабутис. Так что игра Сэнборна, редко заходившая далее трех риффов, уже на пятой композиции потянула публику из зала в холл, к месту торговли пивом. Здесь можно было услышать самые правдивые оценки игры американского саксофониста: "Музыканты его группы куда более джазовые и профессиональные, нежели он сам. Им без Сэнборна на сцене было бы уютнее". Или, например: "Его манера игры ничем не отличается от того, что делают многие "опопсевшие" саксофонисты вроде Кенни Джи, Эрика Мариенталя и Кэнди Далфер". Все верно, и видели бы вы, какими глазами смотрел Сэнборн на импровизации начинающих (!) литовских саксофонистов на ночном клубном джем-сейшне после концерта!
Но все же в биографии Сэнборна есть пункт, заставляющий уважать и его лично, и его музыкальные достижения. Хотя сам Дэйвид - очень скромный, душевный и романтичный человек - даже при своей видимой болезненной худобе и слабости искренне пытается скрывать свой врожденный недуг, ставший пророческим в его карьере. Ибо с 3 лет Дэйвид Сэнборн болен полиомиелитом...
Это страшное заболевание проявилось у него очень рано и проявилось со страшной силой. Так что до 11 лет Дэйвид был неразлучен с аппаратом искусственного дыхания. Пока, наконец, один терапевт не рискнул дать совет: попытаться укрепить легкие мальчика путем постоянных занятий на каком-либо духовом музыкальном инструменте. Дэйвид выбрал саксофон, потому что ему нравилось слушать Чарли Паркера. И "игра на саксофоне была для меня единственным способом петь без пения". Занятия пошли на удивление удачно, и уже в 14 лет Сэнборн играл в клубах рядом со звездой ритм-энд-блюза Джил Ивэнс. А в 1972 году он был приглашен в группу самого Стиви Уандера. "Когда мне было 17 или 18 лет и пришло время решать, что делать дальше, я понял, что в жизни не получал большего удовольствия, чем играя музыку. Что у меня нет иного выбора и я ДОЛЖЕН стать музыкантом. Или это, или красть автомобили".
Молодого, красиво звучащего саксофониста с такой непростой судьбой охотно приглашали в составы своих групп известные музыканты. Кроме выступлений со Стиви Уандером и Джил Ивэнс молодой Сэнборн мог похвастаться совместными концертами с ROLLING STONES, THE BRECKER BROTHERS, Al Jarreau, Брюсом Спрингстином и Дэвидом Боуи. "Работать с Боуи было великолепно! Он дает музыкантам много свободы. Мы могли подолгу играть соло, и он никогда не возражал". Именно саксофонные соло Сэнборна, звучащие на альбоме Боуи "Young Americans", привлекли внимание звукозаписывающей компании "Elektra", предложившей Сэнборну собрать собственную группу для записи первого альбома "Talking Off" в 1975 году. Пятый альбом Сэнборна "Hideaway" был номинирован на престижнейшую музыкальную премию "Грэмми", которую он впервые получил в 1981 году за альбом "Voyeur", записанный вместе с известным джазовым басистом Маркусом Миллером.
80-е годы были пиком его популярности. В октябре 1983 года Сэнборн записывает седьмой альбом "Double Vision", который приносит ему вторую "Грэмми". В американских музыкальных клубах все чаще выступали молодые саксофонисты, откровенно подражавшие манере игры Сэнборна. И даже самая известная женщина-саксофонистка Кэнди Далфер любила повторять в интервью, что ее кумир - Дэйвид Сэнборн.
В 1997 году на джаз-фестивале в Монтре Сэнборн выступил в совместном проекте "Легенды" с Эриком Клэптоном, Маркусом Миллером, Джо Сэмплом и Стиви Гэддом. Он снова вернется к сотрудничеству с этими замечательными музыкантами, а также Стингом и джазовой вокалисткой Кассандрой Уилсон при работе над своим последним (20-м по счету!) диском "Inside", названным так потому, что большая часть записей была сделана у Сэнборна дома.
"Музыка моих последних альбомов насыщена моими чувствами. Ее цвет, форму, направление - все это мы решали вдвоем с клавишником моей группы Рики Питерсоном во время посиделок у меня дома". На этом альбоме Дэйвид, как он сам считает, вернулся к своим музыкальным корням - ритм-энд-блюзу. Кроме того, в музыкальном арсенале Сэнборна огромное количество музыкальных стилей: джаз, блюз, бибоп, поп, фанк и фьюжн. Саксофон давно перестал быть для него жизненно важным средством терапии, превратившись в жизненно важные средство выражения чувств, в смысл жизни.

- Я думаю, что краеугольный камень всего, что я сделал, - мои эмоции. Хорошая музыка, независимо от стиля, доходит до людей кратчайшим путем - от сердца к сердцу.
Я абсолютно завишу от людей, с которыми играю. Я считаю очень важным для себя работать именно с яркими людьми: сильными личностями и сильными музыкантами. Мне не интересны те люди, которые банально исполняют отведенные им на сцене роли. Я хочу, чтобы мои музыканты за время концерта выкладывались полностью. Ведь музыка - это всегда результат игры конкретного человека, а не наоборот. То есть это музыкант должен исполнять музыку, а не музыка трясти музыканта.
- Как вы думаете, в чем секрет успеха вашего последнего альбома "Inside"? Ведь за него вы получили "Грэмми"...
- Я и не знал, что в этом есть какой-то секрет! Даже не знаю, можно ли назвать это успехом... Вы понимаете, я даже не знаю, за что мне дали "Грэмми"! Я этого не понимаю. А вопрос, как правило, стоит именно так: Почему дали, а не Кому дали. По-моему, не может быть людей "лучших" или "худших". Особенно в музыке. Нет лучшего гитариста, нет лучшего тромбониста... Музыка создана для того, чтобы раскрывать душу каждого музыканта. Это не соревнование! А вещи вроде "Грэмми" уничтожают сам смысл музыки. Музыка - это язык, который волнует, трогает людей. Все это на очень личном уровне. Да, есть музыка, которая трогает большее количество людей. Но это вовсе не значит, что она лучшая!
Когда я делаю свои записи, то стараюсь наиболее правдиво отразить свое душевное состояние в данный момент. Обычно я пишу музыку в моем доме, именно потому, что хочу придать ей интимный характер. В этом мой подход. Я хочу, чтобы все шло изнутри.
- Но уже в который раз ваш альбом был отмечен "Грэмми", премией, о которой многие музыканты могут только мечтать. Неужели при этом известии вы не испытали радости?
- Даже не знаю. Трудно сказать... "Грэмми" - очень политизированная премия. Это такая штука, которая даже выше бизнеса и политики. Это вопрос влияния в индустрии развлечений. Лишь иногда "Грэмми" дают за музыку... Все крупные звукозаписывающие компании так или иначе связаны с какими-то политиками. Все люди, сражающиеся за эту премию, - они как члены какого-то особого клана. И сотрудники звукозаписывающих компаний, несомненно, входят в этот клан. Если ты выпускаешь диск на крупной студии, то все ее работники начинают продвигать твою запись на рынке. Это может очень сильно поднять уровень продаж записи, сделать ее популярной. И она, как минимум, будет номинирована на "Грэмми". Не думаю, что эти номинации являются отражением высокого качества музыки.
Испытал ли я радость от "Грэмми"? Да, это, конечно, очень приятно, когда твои записи активно продаются и даже приносят доход. Признание приносит огромное удовольствие: приятно осознавать, что люди, по крайней мере, в курсе того, что ты делаешь. Но, искренне говоря, для меня гораздо важнее "Грэмми" то, что скажет о моей музыке человек, которого я уважаю...

Дискография Дэйвида Сэнборна:
1999 "Inside" (WB)
1996 "Songs From The Night Before" (WB)
1996 "Love Songs" (WB)
1995 "Pearls" (Elektra)
1984 "The Best of David Sanborn" (WB)
1984 "Hearsay" (WB)
1992 "Upfront" (WB)
1991 "Another Hand" (WB)
1988 "Close-up" (WB)
1987 "A Change of Heart" (WB)
1984 "Straight To The Heart" (WB)
1983 "Double Vision" (WB)
1983 "Backstreet" (WB)
1982 "As We Speak" (WB)
1981 "Voyeur" (WB)
1980 "Hideaway" (WB)
1978 "Heart To Heart" (WB)
1977 "Promise Me The Moon" (WEA)
1976 "David Sanborn" (WB)
1975 "Taking Off" (WB)

Анастасия КОСТЮКОВИЧ

© 2005 музыкальная газета