Thaemlitz, Terre
Мир конца века


Он появился как будто из ниоткуда. На американской клубной сцене главенствовали техно и хаус, а любые эксперименты над музыкальной тканью воспринимались не иначе как глубокий андерграунд и в расчет не брались. И вдруг в конце 1994 года электронный мир взорвался изнутри... До того почитаемый лишь узким кругом упертых меломанов нью-йорский лейбл Instinct обрел мировую известность благодаря выпуску альбома "Tranquilizer" малоизвестного музыканта Terre Thaemlitz. Нулевой промоушн, полная неизвестность музыканта, крохотный независимый лейбл с неотлаженной дистрибьюцией не помешали релизу произвести эффект, схожий по последствиям лишь с ядерным взрывом (к слову, "Tranqulizer" попал даже на прилавки некоторых минских музыкальных магазинов, на которых, к сожалению, покоится и до сих пор). В общем, альбом явился предвестником бума на интеллигентный ритмичный эмбиент, выдвинувший в авангард клубной сцены такие персоналии, как Tomas Feldman, Pete Namlook, FSOL, DEEP SPACE NETWORK, BEAMOUNT HANNAT и, собственно, сам лейбл, ставший флагманом и пропагандистом IDM-концепции в Америке.

Человеком, ставшим катализатором этих глубинных процессов, был во многом именно Terre Thaemlitz, родившийся в Минессоте и выросший в Миссури. Обитая с середины 80-х в Сохо, центре альтернативного искусства Нью-Йорка, Thaemlitz абсорбировал в себе все новомодные тенденции того времени, подтолкнувшие его к более плодотворному занятию - созданию музыки, нежели просто ее прослушиванию. В течение конца 80-х и начала 90-х он выступает как ди-джей в подпольных "чернушных" клубах, основной публикой которых была экстравагантная нью-йоркская богема, состоявшая из геев, транссексуалов, мазохистов, травести и прочей музыкально-взыскательной публики. Звезда его потихоньку начала восходить, и в начале 90-х Terre становится лучшим "подвальным" ди-джеем Нью-Йорка по итогам голосования "House Of Magic" ("Underground Grammy Awards"), проводимого журналом "Inquisitor", а уже через год город медленно начинает сходить с ума по поводу его еженедельных шабашей, получивших название "Chill Rooms", в легендарном клубе "Webster Hall".
Однако, как видно, просто карьера ди-джея не слишком удовлетворяла Terre. Начиная с 1993 года Thaemlitz фокусирует внимание на сочинении и продюсировании собственной музыки. Он с помпой открывает лейбл Comatonse Recordings, который продолжил политику, созданную андерграундными ди-джеями, выпуская поначалу только аудиофильские двенадцатидюймовки. Идея дала потрясающий эффект. Первый же релиз Comatonse привлек внимание таких великих музыкантов, как Mixmaster Morris и Alex Paterson (THE ORB), что, в принципе, не так уж и удивительно, ведь после выхода "Tranquilizer", разрушившего границы традиционного эмбиента и изрядно подавившего техно-пуритан из клубной среды, репутация Thaemlitz на электронной сцене говорила сама за себя. Причем интересной была не только музыка молодого лейбла, но и подход. В отличие от большинства музыкантов, имеющих отношение к электронно-экспериментальной музыке и работающих со старой аналоговой аппаратурой, Terre отталкивался от противного. Его пропаганда альтернативных цифровых технологий (granular synthesis, pith/time convultion, heterodyn fider analysis) отражает интересы по изменению музыкальных территорий и вызов условностям, касающимся выразительных средств современных музыкантов. Однако углубление в чужие теории дело неблагодарное, ибо их исследования, проведенные в отсутствие автора, рискуют быть неправильно истолкованными. Но мы отвлеклись...В марте 1996 года Thaemlitz покидает лейбл Instinct, с которым был связан контрактом, и отправляется в плавание в качестве свободного продюсера, лишенного творческих и моральных предрассудков. Он контактирует с большим числом независимых лейблов, таких как Mille Plateaux, KK и Crammed в Европе; Life Line в Японии; Restless, Axiom, Moonshine в Штатах, и выпускает множество релизов, мало ассоциирующихся с его прежними работами (например, "Die Roboter Rubato" - альбом нео-экспрессионистских фортепианных набросков, в котором, возможно, музыкант решил вразвалочку пройтись по дорожке, проторенной хулиганом Aphex Twin, взявшись за электронное наполнение симфонических идей, в результате чего дал жизнь этой тревожной, но слегка патетической работе). В этой связи стоит вспомнить и 74-минутную мини-антологию, охватывающую все электронно-танцевально-клубное движение и названную "G.R.R.L.", или новейшие разработки в сфере цифрового синтеза "Couture Cosmetique" и "Means From An End".
В это же время Terre активно сотрудничает с PALOMINOS. Апогеем совместной работы стал мрачный минималистический проект INSTITUTIONAL COLLABORATIVE - детище Thaemlitz и калифорнийского звукового отшельника Jane Dowe, реализованное посредством Sound Aspects Records и приведшее к общему знаменателю противоборство аналоговых и цифровых форм обработки звука.
Между тем, Thaemlitz не забывает и о публичной деятельности. Он активно гастролирует по всему миру и как ди-джей, и как полноценный музыкант. Он выступал на первом "живом" выступлении FSOL в Париже, играл с SEEFEEL, UNLIMITED DREAM COMPANY, Clifford Gillberto и Mira Calix, участвовал в литературно-музыкальных перфомансах с ныне покойными Уильямом Берроузом и Теренсом Маккеной (открыв западной публике то, что с большим успехом уже давно опробовали на местной почве Андрей Битов и Лев Рубинштейн, связав живое слово с "неживым" звуком). Несмотря на свою огромную занятость, Thaemlitz успевает также содержать собственный лейбл, продюсировать/промоутировать собственные релизы и проекты музыкантов со стороны.
Так, например, благодаря его поддержке вышел альбом Erik Dahl "Anti-Instrumentation", продолжающий инновации Thaemlitz в области цифровых технологий, или пробился IDM-дуэт из Мамариса CHUGGA - аналог шеффилдских AUTECHRE, только с еще более рафинированным подходом к структуре звука и саунду.
В заключение стоит упомянуть TERRE\\\\\\'S NEU WUSS FUSSION - новый мультипроект музыканта, который из-за своей чрезвычайной оригинальности так и не нашел должный приют нигде, кроме собственного лейбла Terre, на котором вышел LP "She\\\\\\'s Hard" - шикарный диск, представляющий собой великолепный downtempo, который может стать откровением для почитателей продукции лейблов Mole, Compost, Dorado или Domino. Говоря об оригинальности, было бы несправедливым забыть и о работе "Sloppy 24nds", изданной под псевдонимом DJ Spinkless и посвященной травести-клубу, расположенному на 42-ой улице Манхэттена и разрушенному мегакорпорацией Диснея для строительства очередного парка для убогих...
Вот, пожалуй, и все о Therre Thaemlitz, человеке, который своей музыкой талантливо изобразил наш мир конца века и на пластинках которого среди мешанины стилей и понятий разбросаны кусочки драгоценной мысли и кайфа.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета