статья


O’Connor, Sinead
Мятежная душа

Ультракороткая стрижка и печальный взгляд, обращенный скорее внутрь самой себя, нежели на внешние проявления жизни, заметно выделяют ее из когорты современных слащавых поп-певиц. В ее голосе, на первый взгляд, нет ничего экстраординарного, но то, что она вкладывает в свое пение, способно разбередить вам сердце. Успех, который пришел к ней, не был результатом удачного стечения обстоятельств. Она это выстрадала. Хрупкая и мужественная, лиричная и бескомпромиссная - Шинед О`Коннор.

8 декабря 1966 года в Дублине в семье инженера Джона и портнихи Мари О`Коннор родилась девочка, которая впоследствии станет живым символом Ирландии, истерзанной раздорами и постоянной борьбой за сохранение своей самобытности. Родители Шинед стремились жить по классической клерикальной схеме: рано поженились (чтобы их личные отношения не вызвали общественного порицания), завели детей (не оттого, что ощущали в том необходимость, а просто потому, что так заведено) - в общем, в их повседневной жизни не было ничего особо примечательного. Разве что музыка служила в семье одним из основных способов скрашивания досуга. В юности Мари О`Коннор даже пела в опереттах Джилберта и Салливана, впрочем, тяга к искусству не помешала ей позднее превратиться в изрядную стерву. К своим детям она относилась с должной строгостью (как ей самой, по всей видимости, казалось). На самом же деле она самым натуральным образом издевалась над ними. В целом отношения в семье О`Коннор со временем становились все хуже и хуже. В итоге дело увенчалось разводом. Вначале Шинед жила с матерью, а в тринадцать лет перебралась к отцу. Из-под сурового контроля девочка вдруг вырвалась на свободу. Она стала прогуливать школу, тратить много времени и денег на видеоигры, понемногу приворовывать - сначала у отца, потом у знакомых и, наконец, в магазинах. Опасаясь, что дочь будет продолжать начатую ей порочную практику, отец отправил ее в интернат на перевоспитание. Там-то и вызрело желание Шинед стать певицей. Сидя в своей комнате и бренча на гитаре, она потихоньку начала сочинять песни, которые сама же и исполняла в небольших кафе и пабах. Большинство песен затрагивало проблему личных взаимоотношений, в них как бы переосмыслялись события из жизни Шинед. "Моим голосом я могла выразить боль, которую я ощущала внутри себя, - замечает певица, - поскольку у меня не было возможностей выразить ее другим образом". В 1985 году в автокатастрофе погибла ее мать, и Шинед охватили противоречивые чувства. С одной стороны, она никак не могла забыть истязания, пережитые в детстве именно благодаря матери, с другой - она чувствовала за собой долю вины за несложившиеся отношения в семье, за то, что она, как дочь, так и не смогла выразить свою любовь к той, которая подарила ей жизнь. Тогда же, в роковом 1985-м, начался отсчет музыкальной карьеры Шинед О`Коннор.
Будучи солисткой в группе TON TON MACOUTE, она была замечена директором лондонской фирмы Инсайн Рекордз и не преминула этим воспользоваться. Вскоре она уже переехала в Лондон для подготовки материала своего первого альбома. Она быстро сочиняла песни и столь же быстро меняла свой облик - на смену густым черным волосам пришел настоящий панковский ирокез, а затем и "скальп", который до сих пор является неотъемлемой частью ее имиджа. Во время работы в студии она познакомилась со своим будущим мужем - барабанщиком Джоном Рейнолдсом, отношения с которым также развивались весьма стремительно.
В апреле 1987 года, в возрасте двадцати лет, на седьмом месяце беременности, практически без должного опыта работы в студии, О`Коннор приняла на себя производство своего первого альбома. Два месяца спустя она завершила запись и еще через две недели родила сына Джейка. Дебют был положительно встречен публикой и критикой. "Treading Upon Lion And The Cobra" - это сага о сексуальном желании и духовных страстях, о злой судьбе и борьбе с нею. Шинед спродюсировала и аранжировала его в стиле, включающем в себя и фолк, и симфо-рок, и танцевальный попс. В 1988 году, вернувшись с церемонии "Грэмми", она вышла замуж за Джона Рейнолдса.
Далее Шинед становится все более откровенной и все более мудрой. Счастлив тот, кто доволен тем, что имеет. Она рано это поняла и, возможно, поэтому никогда не старалась переплюнуть себя саму. Благодаря альбому "I Don`t Want What I Haven`t Got" известность О`Коннор достигла всемирного масштаба. Во многом это было обусловлено блестящим эмоциональным исполнением песни Принса "Nothing Compares 2 U". Сама Шинед удивлялась осуществившейся дилемме: глубокая интимность и индивидуальность песен и коммерческий успех. Тем не менее, ее музыкальные мечты начали становиться реальностью.
Спустя два года выходит альбом "Am I Not Your Girl?", а следом и его своеобразная реминисценция - прекрасная работа "Universal Mother", о которой следует сказать особо. Прежде всего, это творение явилось следствием увлечения Шинед викканским учением. Викка - ритуальная магия друидов, получившая широкое распространение в Старой Европе в рамках языческих ритуалов. Теперь, когда верность дохристианским мистическим постулатам сменилась повсеместной зацикленностью людей на достижении всевозможных "благ цивилизации" и утратой душевного благополучия, викканская мудрость вновь возвращается к нам. Одна из ключевых идей Викки - это культ Великой Богини-Матери, дающей жизнь всему живому и оберегающей нас от всевозможных напастей. Отголоски древнейшего культа можно найти практически во всех мировых религиях, поскольку архетип Вселенской Матери является одним из самых впечатляющих и непреходящих символов человеческого существования. "Universal Mother" - это размышления о сущности любви, материнства и отношений с окружающим миром. Третий трек в альбоме посвящен Джону Рейнолдсу, а пятый исполняется сыном Шинед и Джона - маленьким Джейком. Не обошлось здесь и без патриотических настроений. "Famine" - посвящение родной многострадальной Ирландии, которая под гнетом британской политики утратила не только часть своих земель, но и нечто более ценное - язык и культуру. Во всем этом можно невольно усмотреть параллель с современной ситуацией в Беларуси. Печально и то, что в Беларуси нет пока своей О`Коннор, которая бы могла пропеть об этом на весь мир. Пожалуй, именно вопиющая несправедливость, окружающая Шинед с детства, да яростное стремление к правде подтолкнули ее к поддержке деятельности Ирландской республиканской армии и бесконечной конфронтации с католической церковью.
Конфликты на почве общественной деятельности и приобретение репутации скандалистки усугубились еще и драмой в личной жизни. После развода с Рейнолдсом и странствий по Америке Шинед вернулась в Ирландию и, на свою беду, влюбилась в журналиста Джона Уотерса. Плодом этой любви явилось появление на свет дочери Розин и... череда скандалов с Уотерсом, стремившимся во что бы то ни стало отнять у Шинед ребенка. О`Коннор заявила во всеуслышание, что Уотерс скорее годится на роль "донора спермы", нежели отца, и потому она будет бороться за своего ребенка до конца. Этот конец едва не наступил, когда Шинед предприняла попытку самоубийства, наглотавшись таблеток. К счастью, ее откачали, и певица поняла еще один жизненный урок. "Что бы ни случилось со мной, - говорит она, - все к лучшему. Знание, что такое боль и печаль, очень важно для человека. Хотя бы для того, чтобы по-настоящему оценить счастье. Те, кто вырос в счастье, в нормальных условиях, часто просто не могут и представить себе, какой может быть жизнь для других. А те, кто познал это несчастье, это знают. В той работе, которой я занимаюсь, важнее всего знание, что такое боль и печаль и какой может быть жизнь для других людей... И надеюсь, что то, чем я делюсь в своих песнях, поможет кому-то, кому сейчас трудно".
Она по-прежнему продолжает трудиться, бороться и верить в лучшее. В июне вышел ее новый альбом на Атлантик Рекордз, к созданию которого, кстати, приложили руку именитые личности - Брайан Ино, Дэйв Стюарт и группа MASSIVE ATTACK. Название "Faith And Courage" должно себя оправдать, ведь вера и отвага - те качества, которые всегда были присущи незаурядной и талантливой Шинед О`Коннор.

Ирина ШУМСКАЯ

© 2005 музыкальная газета