Стиль-Ликбез
Futureshock, или Новые горизонты ломанных ритмов (начало)

Развитие современной музыки неразрывно связано с развитием общества. Думаю, вряд ли кто-то будет это оспаривать. Электронная музыка и, в частности, ее наиболее молодые и перспективные направления развиваются в последнее время стремительнейшими темпами, что связано с тотальной мутацией современной электронной сцены, а также с непрерывным совершенствованием музыкальных технологий, которые всего за полтора десятка лет сделали такой качественный скачок вперед, о котором лет тридцать назад никто не мог даже и мечтать...

В любом случае то, что современная танцевальная электронная музыка очень сильно отличается то того, что наблюдалось в начале девяностых, является свершившимся фактом. Развитие джангла и драм-н-бэйса - наглядное тому подтверждение. В связи с этим мне показалось небесполезным пройтись по наиболее ярким именам драм-н-бэйса новой волны (стилистика которых порой драм-н-бэйсом уже и не называется), что и сделано ниже.

Ed Rush & Optical
Ed Rush - его псевдоним, настоящее же имя этого поистине великого музыканта, продюсера, ди-джея - Ben Settle. Несмотря на небольшой возраст (26 лет), Ed Rush начал свою карьеру в далеком 1990 году с ди-джейства и продюсирования и производства музыки с ломаными ритмами (в то время это были брейкбит и хардкор). Ему тогда было всего 17 лет.
В начале девяностых Ed Rush знакомится с Nico и показывает ему всю прелесть hardcore-сцены. В 1992 году вместе они организуют лейбл, который в дальнейшем оказал огромное влияние на D&B-сцену и в какой-то степени определил понятие "techstep", - No U Turn Records.
Первым релизом на этом лейбле был знаменитый классический "Bludclot Artattack" Ed Rush. С 1992 по 1996 год вокруг этого лейбла складывается определенная тусовка, которая до сих пор считается элитой "techstep"-музыки. Ed Rush и Nico объединяют вокруг себя DJ Trace и Fierce, на подлейбле No U Turn - Saigon Records - выходят первые релизы Dom&Rolland (Dom Angus), после которых он становится довольно известен. К 1996 году лейбл No U Turn достаточно сильно "раскручивается", и Ed Rush играет на этом лейбле не самую малую роль. Вот что говорил в то время о нем его друг Nico (aka Nico Sykes): "Ed Rush сейчас у руля. Все говорит об этом. Он продвигает много талантов, которых я представлял ему, он отличный DJ и работает очень много и усердно. Когда он хочет создать новый трек, у него есть мотивация - перевернуть этой ночью "Blue Note" вверх ногами". В конце 1996 года на No U Turn выходит классический альбом "Torque", определивший понятие "techstep" и изменивший понятие о D&B-музыке у многих людей.
После выхода этого альбома Ed Rush как будто исчезает из поля зрения, изредка выпуская вещи на Prototype и Metalheadz. Но вскоре он начинает сотрудничать с таким музыкантом, как Optical (Mat Quiin), и вместе они образуют лейбл Virus Records, который можно считать самым лучшим лейблом 1998 года (хотя бы потому, что каждый новый релиз с него тут же врывался на первые строчки хит-парадов лучших D&B-ди-джеев мира), а его образование - одним из самых значительных событий за последние годы на D&B-сцене. Сотрудничество с Optical принесло в D&B абсолютно новое звучание, которое вывело культуру из глубочайшего за всю историю кризиса. Созданный ими стиль абсолютно не поддается наименованию, но это нечто, сочетающее в себе не однообразный twostep, а довольно замороченные ритмы и сбивки вкупе с глубокими acid-басами, вырывающимися в абсолютно невообразимом порядке. Получившаяся в результате смесь способна взорвать любой танцпол. Все это было подтверждено тем, что вышедший в конце 1998 года на Virus альбом "Wormhole" был признан лучшим альбомом года абсолютно всеми авторитетными изданиями D&B-сцены.
Несмотря на достаточно сильный антисоциальный оттенок, "Wormhole" не очень сложен для восприятия. Минималистические комбинации энергичных ритмов и зубодробительных звуковых частот помогают трансформировать фантазии в стиле hi-tek в имплозивное death disco. Перфекционистские процессы, постоянно протекающие в дуэте, превращают все негативное в позитивное как в практическом, так и в философском смысле. Максимизирование удара по мозгам с помощью серии психоделических синглов на Metalheadz, 31, Prototype, Moving Shadow, Metro, Virus в борьбе за доминирование на танцполах, тактика future-шока сыграли свою роль в деле роботизирования джангла. Скользящие, не поддающиеся никаким законам музыкальной гравитации ритмические пульсации, гипермодерновые басовые линии и параноидальные сэмплы позволяют говорить о рождении Мэтом нового кибер-фанкового клана, базирующегося недалеко от главных улиц West London. Вместе со своим братом Matrix, партнером Ed Rush, а также товарищами Dom & Roland и Niko Optical переводит научно-фантастические видения на язык нашей перегруженной и перенасыщенной реальности, находящейся в локализированной сети, которая называется жизнью. Сравнительная сложность драм-н-бэйсовых грувов со свинговым эффектом, примененных в "Wormhole", первоначально отпугивающая любителей танцевать, после, наоборот, притягивает, и даже гораздо сильнее, чем уже давно устоявшаяся ритмика. Однако для того, чтобы добиться такого эффекта, нужно пройти определенный путь, который и формирует музыкальное мировоззрение, помогающее создавать действительно нечто новое. Занятия ди-джеингом и книжная диета из научной фантастики и идеологии Уильяма Гибсона - вся эта безумная нигилистическая философия, открывающая затхлые коридоры стиля свежему ветру новых идей, сформированных благодаря ультрасовременной и ультрамодной культуре конца тысячелетия, является основополагающей для поколения X. Однако если оглянуться назад, то похожие события можно встретить в середине семидесятых как в общественной, так и в культурной жизни, что, естественно, отражено в darkfusion того времени, типичными представителями которого являются Julian Priest или Herbie Hacock. Причем если последним Эд Раш и Мэт уступают в исполнительском мастерстве, то это сполна компенсируется соответствующим духом, скоростью и сложностью текстур.

Matrix
Matrix (настоящее имя Jamie Quinn) начал свою музыкальную карьеру в возрасте 4-х лет в качестве скрипача. Его брат Matt, также известный как Optical, познакомил его с электронной музыкой с помощью пиратской копии компьютерной игры, которая позволила ему создать свои первые мелодии. Его интерес рос, и, имея 200 фунтов, он основал студию в доме родителей и начал экспериментировать со звуками и техникой.
Его первым треком был "Area 39", который привлек внимание ди-джея SS. SS был так поражен, что выпустил эту вещь на Formation Records. За ней последовали такие треки, как "The Message" и "Fluid Motion" на New Identity Recordings, "Footsteps" на Moving Shadow и "Sedation" на собственном лейбле Metro. Matrix дал DAT кассету со своим треком "Mute" Grooverider. Через неделю Grooverider позвонил ему и вставил трек в свой сборник "The Prototype Years". "Mute" стала любимой вещью многих ди-джеев из-за ее популярности в клубах. На этот трек сейчас делают ремиксы, и он готов к выпуску на Prototype.
Matrix'а вдохновил целый спектр музыкальных стилей, включая soul, hip-hop и jazz. Miles Davis является его героем. Он также уважает и других drum-n-bass-артистов, таких как Photek, Krust, Optical, SS, Lemon D и Grooverider.
В настоящее время Matrix готовит несколько ремиксов на APPOLLO 440, Hidden Agenda, Kirsty Hawshaw и Tom Middelton. Он также работает над сольным альбомом, который он характеризует как "разнообразный и очень оригинальный". Он надеется, что альбом будет классическим благодаря его огромному таланту.

Boymerang
Гpэм Саттон (Graham Sutton), aka Boymerang, выpос в Англии. В доме своего отца, учителя музыки, Гpэм был постоянно окpужен музыкой и новыми звуками. Еще в школе Гpэм пpоявлял немалую инициативу и тягу к экспеpиментам, сводя тpеки с помощью пауз. Его любовь к pитмам помогла ему стать отличным удаpником. Когда Гpэму было 15 лет, он вместе со школьными товаpищами оpганизовал свою пеpвую гpуппу, котоpая называлась BARK PSYCHOSIS. Был конец 80-х. Созданный ими музыкальный pяд, основанный на гитаpных паpтиях и удаpниках, идеально подходил для того соpта музыки, котоpый они хотели создать. Но когда в 1994 г. гpуппа pаспалась, Гpэм уже задумывался о будущем звучании. Гpэм начал слушать техно в 1991-ом, сам научился пользоваться синтезатоpами, сэмплеpами и pазбиpаться с битами. К 1993-му он уже был постоянным слушателем пеpвых пиpатских pадиостанций ("Pulse FM", "Kiss FM") и pегуляpно посещал вечеpинки "Friday nights" в клубе "The Paradise", на одной из котоpых встpетился с Goldie. Когда в "The Blue Note" под началом Metalheadz стали пpоводиться пеpвые вечеpинки из сеpии "Sunday sessions", Гpэму была выдана членская каpточка за номеpом 001 (Boymerang написал тpек, посвященный клубу "The Blue Note"; он называется "Blue Notes"). Свой псевдоним, Boymerang, Гpэм взял для пеpвого сольного pелиза на новом лейбле Leaf. Там вышли его миксы, записанные для шоу на "The Phoenix Festival" в 1994-ом, котоpые взялся выпустить владелец Leaf Тони Моpли (Tony Morley). Вскоpе после этого Гpэм начал записывать эксклюзивные треки для шоу Пола Томаса (Paul Thomas) на "Kiss FM". Пол пеpедал копию втоpого сингла Boymerang (он назывался "Autumnal") Grooverider для вечеpинок "Friday nights", и то, что было потом, - уже легенда. Это похоже на мозаику, где огpомное количество пеpемешанных пpоизвольным обpазом кусочков неожиданно выстpаивается в каpтину, пpиобpетая некий смысл. Гpэм записывал тpеки, и они тут же наpезались; Fabio пpиходил за "River" и "Soul Beat Runner", Doc Scott - за "Acid", Ed Rush - за "You Like It Like That", а Grooverider - за всем этим сpазу. На лейбле Grooverider Prototype вышла композиция "Still", котоpая долгое вpемя была гимном вечеpинок "Sunday sessions". Гpэм сделал несколько pемиксов, котоpые были столь же потpясающи, как и его оpигинальные тpеки. Один из pемиксов, говоpят, даже заставил Goldie вскочить ночью, чтобы позвонить и высказать свое восхищение. Захватывающая пеpеpаботка "Technology" Ed Rush и Nico сделала Boymerang пеpвым, кто pемикшиpовал треки с No U Turn. Вся эта истоpия - необычная судьба паpня, котоpого все помнят и уважают за его pаботу в BARK PSYCHOSIS и котоpый сейчас является настоящей сенсацией drum-n-bass-сцены. Что же делает его музыку такой особенной? Это, пpежде всего, плотные, энеpгичные биты, кpопотливо выстpоенные мелодии и гpувы. Его композиции постpоены по почти классической схеме. Цель Гpэма сейчас - это добиться того, чтобы его музыка была одинаково хоpоша как для дискотек, так и для пpослушивания дома. В своем дебютном альбоме "Balance Of The Force" он этого вполне достигает, пpоводя слушателя чеpез весь спектp звуков drum-n-bass.

PLUG
C тех пор как Luke Vibert (он же Wagon Christ, он же Plug) переехал в свою новую лондонскую квартиру, из его спальни раздаются странные звуки: то вдруг ангельский хор встревожит ночную тишину величественным минором, то неопознанного происхождения труба выведет нечто, одновременно запоминающее гимн латинского квартала и колыбельную для Санта Клауса. И тут вступают барабаны, чуть "окисленные" фильтрами и компрессором. Бесконечный ритмизированый поток легко отправляет случайного слушателя в кругосветное путешествие под вкрадчивое покачивание американского хип-хопа и вдруг отрывает от поверхности земли россыпью зеркально отраженных друг в друге джангл-сэмплов. Hесмотря на очевидные безобразия, соседи еще никому на Люка не жалуются. Возможно, они думают, что этот субтильный юноша двадцати трех лет занимается тем, чем занимаются все бездельники его возраста: дни и ночи напролет слушает пластинки любимых групп. Собственно, Люк действительно делает то, что в его возрасте делают многие. Он не слушает пластинки, он их записывает. "О, у меня не так уж много аппаратуры, - признается в одном из интервью Люк, - все, что у меня есть, вполне помещается в одной небольшой комнате. Слева - старенький "Атари", сэмплер и миксер, справа - клавиши и "мультиэффект". И это все". В 1998-м году мы можем говорить уже о целом поколении "квартирных" бетховенов. "Пожалуй, лишь Афекс хранит дома десятки загадочнейших приборов, - говорит Вайберт о своем приятеле Афекс Твине, одной из самых крупных звезд амбиентной музыки, - другие, так же как и я, пользуются минимумом". Ограниченные пространства и средства, впрочем, отнюдь не мешают реализовываться разносторонней натуре Люка в самых неожиданных направлениях электронной музыки. Под своим именем он выпустил несколько альбомов так называемого хип-хопа. В своих работах он так далеко ушел от афроамериканских стандартов, как, вероятно, Пелевин оторвался в своих фантастических романах от Герберта Уэллса. Впрочем, как блестяще доказали другие электронные монстры DJ Vadim и Funki Porcini, хип-хопом сегодня можно назвать все что угодно. Под псевдонимом Wagon Christ весь "рубящий фишку" мир знает Вайберта как величайшего ремиксера всех времен и народов. Если Mad Professor своими интерпретациями MASSIVE ATTACK вернул членов группы из пыльного Бристоля обратно в Африку, на пальмы, то MOLOKO именно после ремиксов Wagon Christ зазвучали действительно как команда, играющая трип-хоп. И, наконец, проект Вайберта PLUG с альбомом "Drum'n'bass For Papa". Hу что можно написать об одном из самых любимых альбомов: поверьте, в своей жизни я слышал много джангла, этот - лучший. Вайберт творит со звуком чудеса. Его барабаны чавкают с поистине обезоруживающим изяществом. Из барабанов же, пропущенных через фильтры, построены и мелодии, томящие душу и возбуждающие плоть. Чужие сэмплы, голосовые, взятые в основном из второсортных американских фильмов, придают музыке необходимую иронию и заставляют думать о недюжинном чувстве юмора, которым, по всей видимости, обладает Вайберт. От всего этого "криша едит", как говорил Абдулов в фильме "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета