Ross, Diana
Просто супер


Одна из самых прославленных легенд Motown Дайана Росс начала свою блистательную карьеру в SUPREMES, самой популярной женской группе Америки всех времен, которая по количеству продаж в 60-х уступила только BEATLES и Элвису. В 70-80-х годах она стала примадонной соул и диско, королевой дуэтов и не без успеха снималась в кино. И все же в конце концов она вернулась в дружную семью Motown и до сих пор радует нас своими альбомами, но пока ее классика одерживает убедительную победу над ее современным репертуаром.

Когда в 1961 году Дайан Эрнестин Росс (Diane Ernestine Ross, р. 26.03.1944 г. в Детройте) и трое ее подружек Мэри Уилсон (Mary Wilson), Флоренс Бэллард (Florence Ballard) и Барбара Мартин (Barbara Martin) подписали контракт с Motown Records, они все еще сидели за школьной партой. Как несовершеннолетние они не имели права самостоятельно подписывать контракты, и все происходило в присутствии родителей.
Свою группу девчонки из детройтского Brewster Housing Projects организовали еще в конце 50-х, а называлась она THE PRIMETTES (по аналогии с местным мужским коллективом THE PRIMES, который позже превратился в THE TEMPTATIONS, еще одну легенду Motown). Первоначально место Мартин занимала Бэтти МакГлоун, но последней пришлось покинуть группу после замужества. Их первый сингл "Tears Of Sorrow" вышел в 1959 году на маленьком лейбле Lu-Pine, но и этого хватило для того, чтобы очаровать самого Смоки Робинсона, который представил их владельцу Motown Берри Горди (Berry Gordy). Горди сразу же предложил им изменить имя на THE SUPREMES, и девушки начали все заново с сингла "I Want A Guy", не изменяя своему любимому ритм-энд-блюзу. Тем не менее, первого успеха пришлось ждать более двух лет, в течение которых THE SUPREMES превратились в трио (после рождения ребенка ушла Мартин). Девушки совершенствовали свой стиль и манеры в подготовительной школе Motown и брали уроки хореографии у знаменитой Чолли Аткинс, которая поставила движения большинства мотауновских звезд.
Все коренным образом поменялось, когда с подачи Берри Горди Росс с ее приятным примечательным голосом стала ведущей вокалисткой вместо Бэллард. В 1963 году с продюсером Филом Спектором THE SUPREMES записали свой первый хит "When The Lovelight Starts Shining Through His Eyes" и дебютный альбом "Meet The Supremes", но пару следующих синглов ничего не достигли. И все же Горди контролировал обстановку. На подмогу девушкам пришла новая авторско-продюсерская команда Holland-Dozier-Holland, и в 1964 году о THE SUPREMES вновь заговорили после появления композиции "Where Did Our Love Go", которая возглавила американский хит-парад и наделала много шума в Британии. За ней последовала целая череда исключительно успешных танцевально-мелодичных записей с запоминающимися словами, заправлявших "Биллбордом", среди которых особо выделялся сингл "Baby Love". С ним американкам удалось, казалось бы, невозможное - возглавить британские чарты на пике популярности "битлов"! Горди ориентировал их звучание как на черную публику, так и на белую.
Положение мало изменилось в 1967 года, когда Флоренс Бэллард, не удовлетворенная отведенной ей ролью в тени Дайаны Росс, тихо покинула коллектив, и обновленный за счет новичка Синди Бердсонг (Cindy Birdsong) квартет окончательно узаконил в своем новом названии DIANA ROSS AND THE SUPREMES прима-роль Росс и ее персональные проценты от продаж записей коллектива, что здорово задело самолюбие ведущих исполнителей других мотауновских командах. Группа доминировала в хит-парадах еще три года, установив фантастический рекорд из 14 синглов, последовательно занимавших 1-е место в "Биллборде", записала три успешных альбома с THE TEMPTATIONS, пока Дайана не изъявила желание уйти в самом начале 1970 года, спев "Someday We'll Be Together" подругам на прощание.
Вопреки предсказаниям дело THE SUPREMES не погибло - на место Росс взяли Джин Тэррел (Jean Terrel), сестру титулованного боксера-тяжеловеса Эрни Тэррела, и она разделила основной вокал с Мэри Уилсон. На несколько лет им удалось пропитать свои новые песни духом ранних THE SUPREMES и продолжением сотрудничества с THE TEMPTATIONS, но после переезда Motown из Детройта в Калифорнию Горди окончательно потерял к ним интерес, и после многочисленных перестановок в составе в 1977 году группа распалась. Флоренс Бэллард умерла годом раньше.
Дайана Росс блистательно открыла свою сольную карьеру запоминающимися песнями Николаса Эшфорда и Валери Симпсон "Reach Out And Touch (Somebody's Hand)" и "Ain't No Mountain High Enough" (первым собственным синглом №1) и четырьмя альбомами менее чем за два года. В 1971 году она вышла замуж за известного бизнесмена Роберта Зильберштейна (Robert Silbertstein), сделавшего карьеру в сфере недвижимости и паблик рилейшнс, и вновь, по маркетинговому расчету Горди, открыла свою телешоу "Diana!". Одной из причин, по которой Росс покинула THE SUPREMES, она назвала свое давнее желание сниматься в кино. И вскоре у нее появился такой шанс, когда в 1972 году Дайана сыграла главную роль в драме о жизненном пути Билли Холлидей "Lady Sings The Blues" и одной из первых американских актрис африканского происхождения была номинирована на "Оскар" за мастерское перевоплощение в образ легендарной джазовой исполнительницы, подсевшей на наркотики. Критики также по достоинству оценили двойной саундтрек к этой картине, который две недели возглавлял "Биллборд". Еще две картины с ее участием, "Mahogany" (1975) и "The Wiz" (1977), римейк классического "The Wizard Of Oz", где ее партнером был 19-летний Майкл Джексон, вызвали противоречивые эмоции у публики и критиков, но музыкальная часть, как всегда, была на высоте, в чем можно убедиться, послушав саудтреки.
В 1973 году Дайана выпустила примечательный альбом песен, исполненных в дуэте с Марвином Гэем (самый большой успех на счету "You Are Everything"), причем во время его записи они ни разу не виделись с Марвином. Коллекцию "первых номеров" вскоре пополнили лиричная "Touch Me In The Morning", заглавная вещь из "Mahogany" и "Love Hangover", первый диско-номер в исполнении поп-дивы. К сожалению, во время знаменитого турне Росс "An Evening With Diana Ross" в прессу просочились слухи о ее романе с Берри Горди, после чего ее брак дал трещину, и вместе с тремя их детьми (Чадни Лэйн, Трэйси Джой и Рондой Сьюзанн) Дайана переехала жить в Нью-Йорк.
Ее диско-похождения продолжились в 80-е годы после выхода альбома "Diana", спродюсированного Найлом Роджерсом и Бернардом Эдвардсом из CHIC, а также синглов "Upside Down", "I'm Coming Out", "Why Do Fools Fall In Love?" (ремикс песни Фрэнки Лаймона) и "Muscles" (автор и продюсер Майкл Джексон). Интерес к диско-попу не ослабевал, но Росс могла себе позволить на время вновь стать соул-дивой, чему явно поспособствовало тесное сотрудничество с Хулио Иглесиасом ("All Of You") и Лайонелом Ричи, который написал для их дуэта нежнейшую вещь "Endless Love", которая стала основной темой одноименного фильма с Брук Шилдс в 1981 году. Дуэт провалился практически по всем номинациям на "Грэмми" и другие престижные награды, но для Дайаны это стало уже привычным делом. В семи предыдущих случаях удача от нее также отворачивалась.
В этом же году Росс ушла с Motown и на 20 миллионов долларов подписала новые контракты с RCA (распространение на территории Северной Америки) и Capitol Records (в остальных странах). Она открыла свою продюсерскую компанию RTC Management (название собрано из начальных букв имен всех трех ее дочерей!), но за внешней самостоятельностью всегда скрывалась какая-то неуловимая глазом внутренняя связь с лейблом Горди, которому она отдала два десятилетия. Почти полностью контролируя свою артистическую карьеру, Росс стала основным продюсеров всех своих альбомов, гастролей, киношных и телевизионных программ.
В общей сложности для RCA она записала в 80-е годы шесть дисков, но после "Missing You", трибьюта Марвину Гэю, написанного опять же Лайонелом Ричи в конце 1984 года, Америка холодно принимала ее работы, а вот в Британии, наоборот, ее рейтинг резко возрос и достиг своего апогея в 1986 году, на волне популярности ее знаменитого сингла "Chain Reaction", написанного BEE GEES в легком стиле THE SUPREMES.
После десятилетних спекуляций на тему ее неустроенной личной жизни и якобы имевших место романов с Майклом Джексоном (не просто же так она взяла шефство над его карьерой в 1969 году!) и Джином Симмонсом (KISS) 1 февраля 1986 года Дайана во второй раз вышла замуж. На этот раз избранником Росс стал норвежский судовладелец-магнат Арне Наесс (Arne Naess), которому она в скором времени родила двух сыновей Росса Арне и Эвана и тем самым развеяла все сплетни о ее планировавшейся свадьбе с Берри Горди и возвращении на Motown. Они развелись 12 февраля 2000 года.
Горди остался не у дел, проворонив руку и сердце Дайаны, но сама поп-дива незамедлительно воспользовалась ситуацией, чтобы вернуться на большую сцену, когда Горди продал свой лейбл в 1988 году. Годом позже Росс стала совладельцем Motown, перезаключила с ним контракт на распространение записей ее собственного лейбла Ross Records и выпустила на нем альбом "Workin' Overtime", а через два года появился "The Force Behind The Power". В то же время ее бывшая группа как самый успешный женский коллектив Америки в 1988 году был навечно зачислена в Зал рок-н-ролльной славы.
С тех пор она записывала свои новые песни с периодичностью в четыре года и недалеко ушла от своего фирменного балладного поп-соула, бережно охраняемого империей Motown. Интересного было мало, хиты как-то быстро заканчивались, а уж о суперхитах, которые могли составить конкуренцию ее золотому наследию и занимали высокие места в хит-парадах, и говорить не приходится. Дайана образца 90-х, кажется, получила большее признание как концертный исполнитель (вспомнить хотя бы ее легендарный концерт в Центральном парке Нью-Йорка под проливным дождем и ураганным ветром), нежели как студийный монстр со стабильными радиоэфирами (в 1995 году она впервые выступила в России, где дала два аншлаговых концерта в Кремлевском Дворце). Ее последние альбомы "Take Me Higher" и "Everyday Is A New Day" получились какими-то нейтрально-пресными и не раскрыли максимум ее потенциала. Они не выходили за рамки стандартной для современного рынка черной музыки и не продемонстрировали ничего нового. Впору было перепевать диско-классику ("I Will Survive"), писать детские книжки ('When You Dream") для своих будущих внуков, компоновать бокс-сеты ("Forever Diana: Musical Memories") и писать мемуары ("Secrets Of A Sparrow, Memoirs", Villard Books, 1993). В отместку разнообразию свежих музыкальных творений было выпущено изрядное количество сборников лучших, ремиксных и концертных записей, и даже на теле- и киноэкранах Дайану видели так нечасто, что можно сосчитать на пальцах ("Out Of Darkness", "Diva", "Double Platinum"). По всей видимости, над ней все-таки взяла верх ностальгия по старым добрым временам, и в 2000 году THE SUPREMES воссоединились для еще одного грандиозного турне по Америке "Return To Love".
Своей популярности Дайана не растеряла, пожалуй, еще только в Японии, где традиционно любят музыку 70-80-х больше, чем где бы то ни было. Но звания самой успешной вокалистки всех времен (с 70-ю хит-синглами в различных хит-парадах), узаконенного Книгой рекордов Гиннеса, у нее не отобрать. Вряд ли кому-нибудь в ближайшее время удастся превзойти это ее феноменальное достижение.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета