статья


Peter And Gordon
Дуэт - лучше для мужчины нет!



Дуэт никогда не был популярным исполнительским "форматом". Тем более в 60-70-е гг. (Это сейчас развитие электроники позволяет даже одному музыканту стать буквально человеком-оркестром - раньше было совсем иначе.) Можно припомнить многие десятки, если не сотни известных квартетов, квинтетов, секстетов того периода, при этом для того, чтобы перечислить популярные дуэты, хватит пальцев одной руки: EVERLY BROTHERS, JAN AND DEAN, SONNY AND CHER, SIMON AND GARFUNKEL, (Daryl) HALL AND (John) OATES. Причем сложилось как-то так, что все они имели американское происхождение. А что в ответ на это Англия?

Ничего. Точнее, почти ничего. Потому что на туманном Альбионе все-таки существовал один коллектив (если можно назвать дуэт коллективом), который не только пользовался популярностью у себя на родине, но также внес посильный вклад в "британское вторжение" в США.
Завзятым поклонникам BEATLES, несомненно, известно имя Джейн Эшер (Jane Asher) - английской актрисы, с которой Пола МакКартни связывала многолетняя дружба (и даже, вероятно, любовь, иначе вряд ли девушка вдохновила бы его на сочинение знаменитой баллады "And I Love Her"!). Менее известен тот факт, что у Джейн был старший брат Питер (Peter Asher, р. 22.7.1944). По-видимому, он также обладал неплохими драматическими способностями, потому уже в 8-летнем возрасте снялся в фильме "Жена плантатора", а в середине 50-х гг. сыграл в популярной телевизионной серии "Робин Гуд". В Уэстминстерской школе для мальчиков (одной из самых престижных частных школ британской столицы) Питер познакомился с Гордоном Уоллером (Gordon Waller, р. 4.6.1945). В начале 60-х молодые люди стали петь в кафе, барах и как-то однажды, выступая в модном лондонском клубе "Пиквик", обратили на себя внимание и в музыкальных кругах. Норман Ньюэлл (Norman Newell), сотрудник фирмы грамзаписи Columbia, предложил им контракт. Оставалась самая малость - найти подходящую песню для дебюта.
Пол МакКартни по щедрости души уже раздал к тому времени несколько своих композиций, не использованных "битлами", другим исполнителям, в частности, Томми Квикли (Tommy Quickly), Силле Блэк (Cilla Black) и Билли Джей Крамеру (Billy J. Kramer). Была у него в наличии и еще одна песенка - "А World Without Love", очень мелодичная баллада в духе "Things We Said Today". Джейн Эшер уговорила Пола отдать свое сочинение новоиспеченному дуэту с чрезвычайно оригинальным названием PETER AND GORDON. 21 января 1964 г. в студии EMI на Эбби-роуд состоялась запись первого сингла Питера и Гордона, и в конце февраля пластинка поступила в продажу.
Успех дуэта с "битловским" звучанием и "битловскими" прическами был феноменален: "А World Without Love" сместила с вершины хит-парада "Can't By Me Love" самих BEATLES и разошлась только на Британских островах тиражом 550 тысяч экземпляров! В США фирма Capitol мудро выпустила сингл лишь после того, как на американские берега обрушилась битломания - в апреле того же года. Песня МакКартни вызвала немедленную кавер-версию тогдашнего сердцееда подростков - популярного американского певца Бобби Райделла (Bobby Rydell). Однако несмотря на то, что PETER AND GORDON были абсолютно неизвестны американским меломанам, а Райделл имел на своем счету 14 хитов в США, состязание в хит-параде выиграли именно они. Сорокопятка достигла 1-го места и разошлась тиражом 400 тысяч. Общий тираж малого диска превысил миллион экземпляров. Сразу же последовал и дебютный альбом дуэта, называвшийся "Peter And Gordon". Диск достиг 18-го места в английском альбомном чарте.
Следующая пластинка на 45 оборотов, опять с песней МакКартни - "Nobody I Know", закрепила успех: 10-е место в Англии летом 1964 г. и миллионный тираж во всем мире, хотя сингл и не попал почему-то в хит-парады США. Третью сорокопятку, опять-таки с композицией МакКартни - "I Don't Want To See You Again", напротив, на родине музыкантов проигнорировали, зато за океаном она стала хитом (16 место). Ох и путаное это дело - шоу-бизнес! Итоги же первого года карьеры лондонского дуэта были таковы: "А World Without Love" попала в двадцатку наиболее продаваемых синглов года как в Англии, так и США, заняв, соответственно, 15-ю и 20-ю позиции. В категории наиболее успешных сингловых артистов 1964 г. (иными словами, по итогам продажи сорокопяток) PETER AND GORDON заняли 20-е место на родине и 12-е - за океаном.
Впрочем, несмотря на такие многообещающие результаты, Питер Эшер не питал особых иллюзий насчет своей карьеры певца и как-то сказал, что он надеется не более, чем на пару лет популярности для дуэта. В 1965 - 66 гг. еще одна композиция МакКартни ("Woman") плюс несколько кавер-версий известных американских хитов в исполнении PETER AND GORDON попали в хит-парады по обе стороны Атлантики. Любопытно, что по части продажи синглов в США за три года (1964-1966) герои нашего рассказа обскакали даже великого Элвиса Пресли, заняв 16-е место (Элвис - 17-е).
Эшер почти не ошибся в своем прогнозе: после 1966 г. популярность дуэта пошла на убыль. Может быть, это случилось отчасти потому, что вторая половина 60-х - это время хиппарей, бунтарей и острых тем в популярной музыке, а в сентиментальных шлягерах дуэта, равно как и в их аккуратном имидже, не было ничего бунтарского. В начале 1968 г. Питер и Гордон расстались. Гордон Уоллер записал несколько сольных синглов, но они пропали без следа. За ними канул в безвестность и сам певец.
Питер Эшер стал главой художественно-репертуарного отдела (A & R department) только что организованной музыкальной фирмы "битлов" "Эппл" и занялся поисками молодых талантов. Вскоре по его рекомендации компания подписала контракт с Джеймсом Тейлором (James Taylor), молодым американским кантри-рок-певцом. Раскрутить его (как и многих других своих артистов) фирма, однако, не смогла. Летом 1969 г. Эшер, недовольный положением дел в "Эппл", увольняется и уезжает в США.
На американской земле он становится успешным продюсером и менеджером как вышеупомянутого Джеймса Тейлора, так и певицы Линды Ронстед (Linda Ronstadt) - двух суперзвезд 70-х-начала 80-х гг. - и дважды удостаивается престижной премии "Грэмми" в категории "Лучший продюсер года".


Игорь МАТВЕЕВ

© 2005 музыкальная газета