Japan
Япония рядом


Rob Dean (23/04/55) - лидер-гитара, вокал;
Richard Barbieri (30/11/57) - клавишные;
David Batt (David Sylvian, 23/02/58) - вокал, гитара, клавишные;
Anthony Michelides (Mick Karn, 24/07/58) - бас-гитара, саксофон, вокал;
Steve Batt (Steve Jansen, 01/12/59) - ударные.


История группы JAPAN началась еще в 1971-72 годах, когда Дэвид пошел в школу и оказался в одном классе с Миком и Ричардом. Ричард был способным и прилежным учеником, Мик - клоуном в классе, а Дэвид держался особняком от всех и отсиживался на задних партах. Дэвид и Мик вскоре подружились, Мик немного поутих, а Дэвид познакомил его со своим братом Стивом. Чтобы заниматься интересными вещами в свободное от учебы время, и решено было создать группу. На следующее Рождество Дэвид и Стив приобрели гитару и маленькую ударную установку. Было решено, что вокалистом будет Мик, но у него были также и другие музыкальные интересы. Вообще, впоследствии Мика Карна не раз называли мультиинструменталистом и приписывали ему классическое музыкальное образование. Последнего он не получил, хотя играл на фаготе в группе LSSO (причем до этого пробовал играть на скрипке и других инструментах). Но Мик не умел быстро читать ноты с листа, полагаясь на слух. В течение полугода Мик терзал фагот, и однажды после первого концерта LSSO, когда он возвращался домой в Кэтфорд, группа скинхэдов отобрала у него инструмент. Игра на фаготе не приносила Мику удовольствия, и впоследствии он вспоминал об этом эпизоде как о своевременном вмешательстве судьбы. Недолго думая, он купил за пять фунтов бас-гитару и стал играть с Дэвидом (у того уже была, напомним, акустическая гитара).
Дэвид Сильвиан с четырнадцати лет пытался изменять свою внешность, но в школе этого не оценили, и агрессия со стороны ровесников и нападки взрослых (в том числе "задушевные" разговоры с родителями) заставили его на время оставить эти затеи. Тем не менее, это сделало его более решительным и упорным. В результате его выгнали из школы за неподобающий внешний вид.
Первый концерт Дэвида, Стива и Мика состоялся на свадьбе брата Мика. За несколько минут до выступления Мик, перенервничав, отказался петь, и обязанности вокалиста пришлось взять на себя Дэвиду. На самом деле ни тогда, ни впоследствии Дэвид не чувствовал себя в своей тарелке "под светом рампы" и в центре внимания зрителей. Дэвид и Мик договорились, что на концертах Мик будет двигаться по сцене и делать какие-нибудь сумасшедшие вещи, чтобы внимание публики было сосредоточено на нем. К тому же они больший упор делали на слова, чем на мелодию, и законно решили облегчить роль вокалиста.
Первый "нормальный" (то есть за который заплатили) концерт группы JAPAN состоялся в июне 1974 года. Незадолго до концерта выяснилось, что у группы нет названия. Дэвид предложил назваться JAPAN и позже придумать что-нибудь другое. Как показало время, ничего лучше не было... Фольклор донес до нас другую версию. Якобы на вечеринке, устроенной одной звукозаписывающей компанией, на которой присутствовали и наши герои, было много представителей японской музыкальной индустрии. Так или иначе, перед тем, как послать в "Melody Maker" объявление о том, что группе нужен гитарист, у этой самой группы уже было название JAPAN. На объявление откликнулся Роб Дин, и в это же время (на дворе был 1976 год) пути музыкантов пересеклись со старым школьным товарищем Ричардом Барбьери. Он работал в "Barclays Bank" и был пока известен только своим местным чемпионским теннисным титулом. Ему сразу предложили играть на клавишах, но когда он начал играть, ему так же сразу предложили пока отдохнуть. Впрочем, Ричард попрактиковался полгода и вновь присоединился к группе. А первое совместное выступление состоялось в Лондоне в Валентинов день 1976 года вместе с THE FABULOUS POODLES.
Что касается влияний и музыкальных предпочтений, то Ричард любил прогрессив-рок, глэм и Motown. Мик в своей игре на басу не хотел быть похож ни на кого. Любимым барабанщиком Стива был Yukihiro Takahashi. Его игра в составе SADISTIC MIKA BAND произвела на Стива огромное впечатление. Кстати, эта японская группа выступала вместе с ROXY MUSIC, с которыми также сравнивали позже JAPAN.
Весь 1976 год прошел в репетициях. Группа на две недели стала резидентом клуба "The Big End" в Мюнхене (условия их существования там были ужасны: гостиница с тараканами и т. д.), и в этом же году произошло еще одно важное событие - знакомство с будущим менеджером, которого звали Simon Napier-Bell. Это была довольно известная в рок-индустрии личность, ведшая дела у Марка Болана, THE YARDBIRDS, а также работавшая с Дасти Спрингфилд. Потом ему это надоело и он отправился в путешествия по миру. Когда Simon Napier-Bell вернулся в Лондон в 1976 году, музыкальный бизнес изменился. Взяв в помощники Дэнни Моргана, человека, открывшего URCHIN (ставших IRON MAIDEN) и, собственно, JAPAN, Нэпьер-Белл прослушал группу, но его заинтересовал только Дэвид Сильвиан. "Это была superstar, - заявил Нэпьер-Белл. - Для меня не было проблем с имиджем Сильвиана, его музыкой или стилем. Все это было здорово". Он предложил Дэвиду сольный контракт, но тот не хотел покидать группу. Нэпьер-Белл в конце концов согласился и начал работу, предлагая JAPAN разным рекорд-компаниям. Но ему не везло. Был бум панка, и глэм-группе отказывали. Но Нэпьер-Белл занимался своим делом профессионально и обеспечил JAPAN участие в турне с THE DAMNED и Джимом Капальди. Он также купил новое оборудование и оплатил им проживание. И в конечном результате заключил контракт с немецкой компанией Ariola-Hansa. Как раз в это время Hansa искала свежие таланты в Британии и объявила конкурс, в котором выиграли CURE. CURE записали в студии три своих классических вещи: "Killing An Arab", "Boys Don\\\\\\\\\\\\\\'t Cry" и "10.15 Saturday Night". Все их Hansa... забраковала и вскоре рассталась с группой. Надо же такому случиться, что следующими в дверь Hansa постучали JAPAN (участникам было по ...надцать лет). Hansa гостеприимно дали им студийное время, но высказали недвусмысленное желание услышать более жизнерадостную музыку, чем у CURE. Музыкантам не улыбалась перспектива делать что-то по указке, но сами они не могли вполне определить, в каком стиле они играют и будут играть. В любом случае, их музыка казалась ближе к хит-чартам, чем в случае с Робертом Смитом. Демо-кассета раннего "хансовского" материала показывает то, что затем Тревор Хорн успешно применил к FRANKIE GOES TO HOLLYWOOD, - диско плюс гитарный рок. К осени 1977 года у группы было примерно 20 песен, из которых отбирался материал для дебютного альбома. Продюсировали его Нэпьер-Белл и Рэй Сингер.
Менеджер и Hansa озаботились выработкой стратегии для раскрутки JAPAN. Идея Нэпьер-Белла была сосредоточиться на одной песне, "Adolescent Sex". Она имела также название "Whatever Gets You Through The Night", но первое было, конечно, заметнее. Были выпущены броские постеры, снята реклама для ТВ. Также уделили внимание имиджу группы, вследствие чего она стала появляться в подростковых журналах. В начале 1978 года музыканты сменили свои настоящие имена и отныне стали называться David Sylvian, Mick Karn и Steve Jansen, что вызвало насмешки и пародии в прессе. Но музыканты и менеджер крепко держались друг за друга. А с поддержкой Hansa JAPAN оказались в фаворе у немецких и голландских рок-журналов. Тут еще подоспела и японская пресса. Крутейшей иностранной группой в Японии были QUEEN, а во времена "Adolescent Sex" JAPAN имели с ними немало общего, по крайней мере, яркий глэм-роковый имидж и хороший гитарный и синтезаторный саунд.
В марте 1978 года британская публика услышала сингл "Don\\\\\\\\\\\\\\'t Rain On My Parade" и альбом "Adolescent Sex". Дэвид Сильвиан не любит этот альбом. Вот так-то.
Но продолжим. В апреле того же года JAPAN отправились в турне с THE BLUE OYSTER CULT, но были негативно восприняты фэнами этой группы. "Это был незаменимый опыт для нас, потому что если вы справитесь с такой аудиторией, вы справитесь с любой аудиторией", - не без сарказма затем отметил Дэвид. Ирония судьбы заключалась в том, что группа выбирала, саппортировать неизвестных TALKING HEADS или известных THE BLUE OYSTER CULT.
Вскоре после этого группа вернулась в студию, чтобы записать свой второй альбом "Obscure Alternatives". Работа проходила в не очень хорошей, иногда стрессовой атмосфере. Во-первых, пресса все-таки не жаловала дебютную работу, во-вторых, начались первые разногласия внутри группы и, наконец, у Дэвида испортились отношения с продюсером Рэем Сингером. "Мне кажется, он перестал понимать, что мы делаем, - говорил Сильвиан в 1980 году. - Я бы вернулся в студию и переписал заново половину песен с "Obscure Alternatives"". Впрочем, например, "The Tenant" группа продюсировала сама, и это было образцом того, что позже воплотилось в песне "Ghosts" и сольных работах Сильвиана ("Brilliant Trees").
Смесь диско и рока (основной саунд ранних JAPAN) шла на ура в Японии, и группа получила большую поддержку в лице тамошних фэнов. Летом группа стала постоянными гостями лондонского "Lyceum", но тут Стив оказался в больнице с острым приступом аппендицита, и на время выступления прекратились. Уже через месяц группа в полном составе выступила на "Bilzen Festival" в Европе, а осенью 1978 года совершила свое единственное турне по Штатам. Американское отделение Ariola осталось довольно "Obscure Alternatives" и в спешном порядке сделало его издание (с другим порядком треков) в США. Но JAPAN в Америке пошли никак. Два концерта на Западном побережье и два на Восточном публика восприняла без энтузиазма, предпочитая панк, бывший тогда самым модным стилем. Из всех участников группы турне понравилось только Мику.
На конец 1978 года группа имела относительный успех в нескольких странах, в том числе в Канаде, где первые два альбома снискали популярность, и Нидерландах, где европейский сингл "Adolescent Sex" вошел в Тор 30. Группа планировала побывать с концертами в Австралии и Японии, но у Дэвида был тонзиллит и потребовалась операция. Дэвид, пока восстанавливался, практиковался в более мягком стиле пения, который стал заметен во время японского тура весной. Перед поездкой в Японию было записано несколько демо для будущего альбома, в том числе "Halloween" и "European Son". Во время концертного исполнения последней песни в марте 1979 года JAPAN дали понять, что стиль еще более делает крен в сторону танцевальных ритмов и диско. Еще бы - продюсером и соавтором следующего сингла, "Life In Tokyo", стал Giorgio Moroder. На встречу с ним Сильвиан полетел прямо из Японии в Лос-Анджелес. Опыт совместной работы с Мородером, опытным продюсером и создателем "фирменного" саунда, пошел JAPAN на пользу. После "Life In Tokyo" группа сыграла несколько концертов в Европе, представив слушателям живой вариант "Halloween", и записала новую версию "European Son" и "All Tomorrow\\\\\\\\\\\\\\'s Parties" с Саймоном Нэпьер-Беллом. Но дела опять начали продвигаться медленно, и наступил полугодовой период застоя, в течение которого группа пыталась определиться с музыкой, которую играла, и с заключением нового контракта с американцами. Участники JAPAN в это время жили в Нью-Йорке. Группа была на грани распада, и даже неизменный менеджер подумывал об уходе. Было решено не играть старый материал, а работать над новым, в чем помог новый продюсер John Punter, который быстро нашел общий язык с музыкантами.
Новый виток начался с того, что сингл "Quiet Life" получил большой успех в Японии, а одноименный альбом атаковал-таки британские чарты! Это был пик популярности группы. Весной 1980 года JAPAN отправились в турне с саксофонистом Jane Shorter. John Punter помог в создании "живого" звука группы и всегда ездил с ней в турне. Желая не упускать удачи, JAPAN записали "I Second That Emotion" (март 1980 года). Несмотря на еще один неплохой японский тур, Hansa решила не финансировать следующий альбом, и Саймон Нэпьер-Белл опять взялся нащупывать новые перспективы. A&M, CBS, EMI и Virgin - все эти известные компании были заинтересованы в JAPAN, и, недолго думая, группа выбрала компанию Ричарда Брэнсона (Virgin то бишь). На первых полосах музыкальных обозрений в 1980 году был феномен "новых романтиков", и JAPAN стали в этом контексте одним из самых влиятельных коллективов. Такие их песни, как "Life In Tokyo" и "Quiet Life", крутились на дискотеках, а Virgin уверенно взялась за промоушн группы в UK.
Тем временем JAPAN взялись записывать свой следующий альбом, "Gentlemen Take Polaroids". Это было продолжение идей "Quiet Life", которое вновь контролировал John Punter. Но чем больше развивался Дэвид как композитор и аранжировщик, тем отчужденнее друг от друга становились остальные музыканты. Роб Дин и Мик Карн стали проводить больше времени вне группы, и Дэвид был уже не просто лидером. В коридорах "Air Studios" он не раз сталкивался с Рюичи Сакамото, который записывал здесь свой альбом "B-2 Unit". Рюичи написал "Taking Islands In Africa", записал ее здесь же, в "Air Studios", и эта вещь вошла в "Gentlemen Take Polaroids" вместе с "The Experience Of Swimming" и "Width Of A Room", которые написали Ричард и Роб.
"Gentlemen Take Polaroids EP" занял менее почетные места в Британии, но стал самой продаваемой записью группы в Японии и запомнился тем, кто его слышал, треком "Nightporter". В начале 1981 года JAPAN появились в "Smash Hits", что говорило об успехе как о чем-то свершившемся. DURAN DURAN скопировали их манеру одеваться и даже просили продюсировать себя. Но, в отличие от DURAN DURAN, JAPAN уже играли не коммерческую, а скорее эзотерическую музыку. К сожалению, Роб Дин решил покинуть группу. Он еще играл во время японского и британского турне весной 1981 года, но его уже не было на "The Art Of Parties", самом успешном сингле JAPAN в Британии. JAPAN пригласили в передачу "Top Of The Pops", и в это же время Hansa сделала несколько переизданий их записей. Участники группы занимались дизайном обложек, работой по ремикшированию старых записей, и Мик даже перезаписал свою партию баса для "специального ремикса" "Life In Tokyo", который стал хитом в Великобритании. Hansa также издала компиляцию "Assemblage", которая подвела какую-то черту под творчеством группы.
JAPAN издали сингл "Visions Of China", который предварял одноименный тур. В нем участвовал гитарист David Rhodes, ставший постоянным участником группы Питера Гэбриэла, а также позже игравший с Миком. В течение 1981 года Мик организовал несколько выставок скульптуры в Лондоне и Японии, и, кроме того, группа сделала несколько эмбиент-треков (один из них называется "A Foreign Place") для ресторана "The Penguin Cafe".
Последний (и лучший) альбом JAPAN "Tin Drum" продюсировал Steve Nye. Музыкальный обозреватель журнала "ОМ" Андрей Бухарин сказал об этой записи следующее: "В ней использовались принципы дальневосточной пентатоники, аскетичная маоистская романтика и тексты про Красную Армию". Такие вещи, как "Ghosts", говорили о группе лучше постеров и статей в поп-журналах. После этого JAPAN отправились в свое последнее и самое длинное турне. К ним присоединился Masami Tsuchiya (гитара, клавишные, подпевки). На разогреве играли SANDII & THE SUNSETZ, а на концерте в Будокане специальными гостями были YELLOW MAGIC ORCHESTRA (YMO).
О взаимоотношениях участников JAPAN и YMO, группы Рюичи Сакамото, следует рассказать особо. Еще в начале 1979 года, во время первого посещения Японии, Дэвид Сильвиан купил первый альбом YELLOW MAGIC ORCHESTRA, а в октябре музыканты JAPAN увидели концерт YMO, который проходил в Лондоне. И в этом же году один японский фэн прислал JAPAN кассету с записями Akiko Yano, которые очень понравились группе. И только много позже выяснилось, что это имело непосредственное отношение к YMO. В 1980 году Рюичи Сакамото взял у Сильвиана интервью для японского поп-журнала и через несколько месяцев записал для JAPAN трек, о котором мы уже говорили. Осенью этого же года на концерте YMO в Hammersmith Odeon присутствовали не только музыканты JAPAN, но еще Chris Thomas, Mika (который SADISTIC), ROXY MUSIC и NEW MUZIK. В январе 1982 года Masami Tsuchiya записывает альбом "Rice Music" с участием Сакамото, Билла Нельсона, Мика и Стива. Весной этого же года участники JAPAN и YMO вместе работают над альбомом Akiko Yano "Ai Ga Nakucha Ne" ("There Must Be Love"). Летом некоторые из них участвуют в записи альбома SANDII & THE SUNSETZ "Immigrants".
JAPAN распались 16 декабря 1982 года, отыграв свой последний концерт в японском городе Nagoya. Главной причиной были личные конфликты Дэвида и Мика. На прощание вышел концертный альбом "Oil On Canvas", вошедший в британский Тор 5. Участники JAPAN занялись сольным творчеством, а в 1991 году воссоединились под названием RAIN TREE CROW и записали прекрасный одноименный альбом. Самыми заметными фигурами в 80-е годы все-таки оставались лидеры JAPAN и YMO, то есть Сильвиан и Сакамото. В январе 1983-го они записывают "Forbidden Colours", а летом этого же года в "Hansa Studios", совсем рядом с Берлинской стеной, работают над "Brilliant Trees" (дебютный сольник Сильвиана). Затем Сильвиан появляется в радиошоу Сакамото "Soundstreet", позже они вместе записывают "Steel Cathedrals", ставший саундтреком к удивительному одноименному фильму-клипу Сильвиана, участвуют в записях SANDII & THE SUNSETZ (1985), Virginia Astley (1986), Hector Zazou (1993), своих альбомов (1987, 1991, 1992, 1997). Что касается других участников JAPAN, то Steve Jansen давно сотрудничает с Yukihiro Takahashi, и для последнего альбома Takahashi "The Dearest Fool" Стив написал песню "This Beginning". В декабре прошлого года Стив принял участие в музыкальном озвучивании фильма Дзиги Вертова 1929 года "The Man With The Movie Camera" ("Человек с кинокамерой") в Милане. Мик Карн, автор выдающегося альбома с красноречивым названием "Dreams Of Reason Produce Monsters" (1987), на котором Сильвиан исполнил две песни, играет на басу в группе NINA, в которой также участвуют Kate Pierson, Masanide Sakuma и Takemi Shima. Мик же записал трек для дебютного альбома Miu Sakamoto (дочери Рюичи) "Dawn Pink", но выйдет он, скорее всего, на би-сайде одного из будущих синглов. Наконец, вышел альбом "_ism" проекта JBK (как нетрудно догадаться, Jansen, Barbieri, Karn), и, говорят, неплохой. Ну а тем, кто желает услышать настоящий JAPAN в классическом составе, советую потерпеть немного и дождаться выхода первой компиляции этой группы, включающей все их хит-синглы, а также шесть ранее не выходивших песен, среди которых "Heartbreaker" и "Some Kind Of Fool".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета