видео и книги


Беларускi Рок
Беларускi рок

(р) & (с) 1994 НБ РБ
15 стр., тир. 4700 экз.




История белорусского рок-н-ролла еще не сотворена и не описана. Но рано или поздно это случится. Поэтому сейчас очень важно не упустить те крупицы сведений, которые впоследствии могли бы стать основой для такой работы, для размышления и анализа этого феномена - белорусского рока. Уверен, не за горами то время, когда в ход пойдут и затертые магнитофонные записи, и подшивки заштатных газет, и клочки бумаги с теми или иными сведениями о родоначальниках движения...
Так вот, на глаза недавно попался вот такой источник информации о белорусской рок-музыке. И это не клочок бумаги, а целых 15 страничек убористого текста, изданного Национальной библиотекой Беларуси. Называется он просто и весомо: "Беларускi рок. (Бiблiяграфiчны спiс)" и подготовлен как дополнение к справочнику "Новыя кнiгi Беларусi. 1994".
Составитель этого библиографического списка И. Ширкова, а также редактор Д. Воронько переворошили огромное количество республиканской и региональной прессы и систематизировали основные публикации по этой тематике. Самая "старая" публикация библиографического списка - статья Витаута Мартыненко "Что такое "Магiстрат" - датируется 1987 годом. "Список" охватывает статьи и интервью с 1987 по 1994 год и открывается авторским "intro" по проблематике и сути дискуссий в прессе, развернувшихся в те годы вокруг самого объекта "Списка" - белорусского рока. И важным является то, что и в те времена сам этот феномен рассматривался как нечто реальное, развивающееся, самодостаточное. Характерно для того времени и ожидание чуда, которое должно было произойти со всеми нами и белорусской рок-музыкой, в частности: "I усе ж есць падставы спадзявацца, што нашую музыку чакае вялiкая будучыня на сусветная арэне...". Наивно, но в духе надежд тех лет... Хотя надежды до сих пор не умирают.
Спасибо авторам "Списка" за теплые слова в адрес нашей с Витаутам Мартыненко книги "Праз рок-прызму", в свое время не очень ласково принятой белорусской критикой. Обещаем, что продолжение этой книги будет!
Далее, читателям предлагается список публикаций теоретического характера, освещающих истоки белорусского рок-н-ролла, а затем и знакомство с основными публикациями и выдержками из статей, посвященных сегодняшним белорусским лидерам: группам УЛIС, КРАМА, МЯСЦОВЫ ЧАС, ЗАРТИПО, КНЯЗЬ МЫШКИН, ЭКСГУМАТОР, а также легендам, творчество которых уже стало историей рок-движения, - БОНДА, МРОЯ, СУЗОР'Е, РОКIС, ДЗIДА, Ы-Ы-Ы, ТОРНАДО. К сожалению, в библиографическом списке не нашлось пары абзацев для таких известных групп, как МАГIСТРАТ и 7 ГЕРЦ, чье творческое соперничество в свое время определяло направленность тяжелой музыки в Беларуси.
Есть в "Списке" и сведения, задевающие мои личные чувства как одного из организаторов феста "Тры колеры". Авторы утверждают, что название и состав свой фестиваль взял от флага БССР. Неправда, название "Тры колеры" этому первому чисто белорусскому рок-фесту было предложено из-за стилистического разнообразия участников: поп-рока группы МIНСК, блюз-рока БОНДЫ, хард-энд-хэви МАГIСТРАТА. И никакой просовковой политики!
Один из крупных разделов "Списка" - "калейдоскоп" статей о тех или иных исполнителях. Интересные есть факты! Например, ребятам из пинской группы HELTER SKELTER было бы полезно, дабы не повторять ошибок прошлого, познакомиться с судьбой и творчеством минчан из одноименной группы. Ведь если этого не учитывать, то бездарных реинкарнаций и никому не нужных камбэков не миновать. Как не миновать судьбы и тогда мало известных, а сейчас просто забытых "героев" многообещающих публикаций - групп вроде АГРЕССИИ, ЛЮДЕЙ В ГОРОДЕ, ПОЛЯ ЧУДЕС, ПОСТФАКТУМА...
И уж самый печальный раздел - дискография белорусских рок-музыкантов, состоящая из четырех лонгплеев и двух миньонов. Но на дворе CD-эпоха, и белорусская дискография постоянно увеличивается. Думаю, что сегодняшний список публикаций и дисков составил бы не одну сотню таких же страниц. К сожалению, эта инициатива Национальной библиотеки не была продолжена, и библиографический список "Беларускi рок-94" остается единственным за все последующие годы и сам попадает в раздел "библиографическая редкость".


А. Мяльгуй

© 2005 музыкальная газета