Jackson, Joe
Полная свобода!


Да, "повезло" ему с тезками и однофамильцами! Ведь был американский бейсболист "Shoeless" Joe Jackson (1888-1951); актер Joe Jackson, сыгравший эпизодические роли в фильмах "The Alamo" (1960) и "The Longest Yard" (1974); так же зовут отца Майкла Джексона и всей этой знатной семейки; наконец, одного из лучших ирландских музыкальных журналистов тоже зовут Joe Jackson.

Наш герой Joe Jackson родился 11 августа 1954 года в английском городе Burton-on-Trent, но вырос в Портсмуте. Он рос тощим и астматичным ребенком, в возрасте 11 лет начал учиться играть на скрипке, чтобы избежать уроков физкультуры, и вскоре по-настоящему влюбился в музыку.
Довольно быстро Joe переключился на пианино и начал сочинять. Его любимым композитором был Бетховен, но также ему нравился джаз и рок. В 16-летнем возрасте Jackson развлекал игрой на пианино моряков в пабах и тамошнем греческом ресторане. Через два года он уже выступал в клубах, дискотеках и на военных базах с местными поп-группами EDWARD BEAR и THE MISTY SET. А вскоре Joe Jackson выиграл право на стипендию в лондонской Королевской Академии музыки, где начал изучать композицию.
В Лондоне Jackson расширял свои познавательные и творческие горизонты, сотрудничая с театром "Schoolgirl Slaves of Soho" и играя на пианино в National Youth Jazz Orchestra. Однако он разочаровался в Академии и перспективах "серьезного" композиторства и окунулся в рок, возглавив группу ARMS AND LEGS, которая выпустила два сингла и распалась. Jackson провел полтора года, играя в кабаре и в "Playboy Club", чтобы заработать денег на свою собственную группу и запись демо.
Летом 1978 года эти демо-записи услышал продюсер David Kershenbaum, который подписал Joe с компанией A&M Records. Дебютный альбом "Look Sharp" был записан, но ждал своего выпуска до 1979 года, в котором позже был записан "I\\\\\\\\'m The Man", а спустя год - "Beat Crazy". Одноименная песня стала хитом, а также названием для итальянской трибьют-группы BEAT CRAZY, исполняющей каверы джексоновских песен. А JOE JACKSON BAND успешно выступал и гастролировал в течение трех лет и стал интересным явлением на сцене новой волны. Пока что Joe ограничился чисто гитарным звучанием, впоследствии обратившись к джазовой и латинской музыке (вместе с наработками new wave).
После этого Joe Jackson сделал перерыв и решил "отдохнуть" от своей собственной музыки. Он записал альбом в стиле старого jump-blues и swing, названный "Jumpin\\\\\\\\' Jive". Затем Jackson вернулся к написанию песен и в течение следующего десятилетия постоянно записывался и концертировал, выпустив альбомы "Night And Day" (1982), "Body And Soul" (1984), "Big World" (1986), и "Blaze Of Glory" (1989), наполненные энергичной и необычной поп-музыкой с эклектичными корнями. Обложка альбома "Big World" содержит название, напечатанное на 27 разных языках. Кстати, что касается обложек, то когда вышел "Body And Soul", фэны джаз-музыки нашли в его "сливе" что-то до боли знакомое. Они достали изданный на лейбле Blue Note в 1957 году альбом Сонни Роллинза "Volume 2", на котором знаменитый музыкант держал саксофон и сигарету. Короче, обложка "Body And Soul" практически воспроизводила эту картинку. Это был, конечно, не плагиат, а осознанная и почтительная шутка.
В то же время Jackson пробовал себя в других областях, например, написании саундтреков и film scores, из которых "Mike\\\\\\\\'s Murder" (1983) Джеймса Бриджеса и "Tucker" (1988) Фрэнсиса Копполы были выпущены A&M. В фильме "Queens Logic" (в котором снимались Джо Мантенья, Кевин Бэйкон, Джон Малкович и Джейми Ли Кертис) использована его музыка из "Big World", а в 1992 году Joe написал примерно час музыки для 20-минутного фильма Боба Бежана "I\\\\\\\\'m Your Man". Зачем? А потому что это был первый интерактивный фильм, показанный в кинотеатре! Все зрительские кресла были оборудованы тремя кнопками, посредством которых зрительская аудитория могла "голосовать" за три различных направления фильма. Кроме того, Jackson написал музыку к "бисексуальной романтической комедии" "Three Of Hearts" (1993), к детской видеосказке "The White Cat" (1994) и части музыкального сериала "Ironbound", снятого под руководством Копполы для канала VH-1 и посвященного различным исполнителям.
В 1987 году музыкант выпустил альбом инструментальных композиций "Will Power" (1987) и двойной концертник "Live 1980 - 86", на котором было много новых версий старых песен. В 1991 году Joe Jackson подписал контракт с Virgin Records, где и выпустил свой последнюю "мейнстримную" запись "Laughter And Lust". (На этом альбоме есть песенка "Hit Single", в которой кроме ироничного текста есть еще и... довольно хитовое звучание.) Последовавшее мировое турне оставило музыканта в состоянии нервного истощения и эмоциональных проблем, вследствие чего он изменил свое отношение к некоторым вещам и в 1994 году записал "Night Music", нежный и душевный альбом. Он окончательно попрощался с "коммерческой" поп-музыкой и стал заниматься только тем, что было ему интересно, а не "играть по правилам".
Jackson хотел сделать запись "для себя", что-то красивое и лиричное. Это должна была быть музыка, стимулирующая воображение, музыка, которую хотелось бы слушать снова и снова. "У "Night Music" есть много общего с "Night And Day", например. Это очень мелодичные записи, очень не рок-н-ролльные, без гитар, построенные на моей игре на клавишах. Но по сути "Night Music" является большим шагом вперед". На "Night Music" задействовано несколько вокалистов, а песню "The Man Who Wrote Danny Boy", о человеке, продавшем душу дьяволу, исполнила Maire Brennan (из CLANNAD). Наиболее приближенной к поп-формату здесь является песня "Ever After", но самому автору альбома больше нравятся "Nocturnes" и "Lullaby" с вокалом Renee Fleming.
С этих пор Joe Jackson работает с большей свободой и энтузиазмом, чем когда бы то ни было раньше. В 1997 году при сотрудничестве с Sony Classical он выпустил альбом "Heaven And Hell", а также записал свою первую (не совсем традиционную) "Симфонию". Осенью 1999 года вышла его книга "A Cure For Gravity", которая является мемуарами и одновременно размышлениями о музыке. В декабре Joe Jackson закончил успешную серию медиа-интервью и чтений своей книги. Сейчас он работает над альбомом "Night & Day 2", являющимся сиквелом к одноименной работе 1982 года. Тема альбома - 24 часа в Нью-Йорке глазами разных персонажей. Музыка, кроме клавишных Joe, построена на ритм-секции (перкуссия, бас), струнном квартете и вокалах, из которых можно отметить голос известной певицы Marianne Faithfull и иранского певца (или, скорее, певицы?) Sussan Deyhim.
Joe Jackson был дважды женат, но сейчас с ним нет постоянной спутницы жизни. Свое время он проводит обычно в Портсмуте или в Нью-Йорке. 16 мая 2000 года вышел его концертный альбом "Summer In The City", записанный в Нью-Йорке в августе 1999 года, в составе трио: Joe Jackson (piano, vocals), Graham Maby (bass, vocals) и Gary Burke (drums). Альбом содержит новые версии оригинальных песен и несколько кавер-версий. Вот его трек-лист:
"Summer In The City", "Obvious Song", "Another World", "Fools In Love", "For Your Love", "Mood Indigo", "The In Crowd", "Down To London", "Eleanor Rigby", "Be My Number Two", "Home Town", "Different For Girls", "King Of The World", "You Can\\\\\\\\'t Get What You Want (Till You Know What You Want)", "One More Time"...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета