статья


Центр
Он и в Америке ЦЕНТР



Судьба сложилась так, что многие из бывших участников группы сегодня живут за границей (В. Шумов, А. Васильев, К. Саркисов, И. Лень - в США, В. Чурилов - в Австралии, А. Шнитке - в Германии). Лидер ЦЕНТРА уже 10 лет живет в Лос-Анджелесе и Россию навещает исключительно редко. Но это вовсе не означает, что с музыкой покончено, - наоборот, 40-летний Василий Шумов недавно закончил аспирантуру в престижном Калифорнийском арт-колледже со специализацией в новых медиа и звуковом дизайне.

- Мне очень нравится сборник ЦЕНТРА, также как и вышедшие ранее на Moroz Records еще 4 альбома твоей группы. Сборник хорош тем, что никогда не слышавшие тебя люди сразу имеют возможность ощутить своеобразие группы, ее многоплановость... Кстати, кто его составлял?
- Я вместе с Василием Гавриловым, продюсером всех пяти компактов. В основу лег альбом "Сделано в Париже" плюс песни разных периодов, которые были к тому времени в допустимом для выпуска качестве. Причем сделали мы это за два года до того, как альбом появился в продаже.
- Василий, а существует ли на сегодняшний день проект под названием ЦЕНТР?
- Конечно, существует. О том, что ЦЕНТР прекратил свое существование, можно было заявить еще в году 1984-м, когда произошли первые пертрубации состава, стиля и т.д. Новые альбомы ведь до сих пор издаются, и конца им не видно. Пора привыкнуть к художественной данности, что ЦЕНТР перестанет существовать, когда Шумов прекратит свое артистическое существование...
- Теперь ты в США, закончил арт-колледж. Интересно, много в Америке таких заведений, как Калифорнийский арт-колледж?
- Там считается, что мой колледж по аналогии с обычными гуманитарными вузами где-то на уровне Гарварда...
- Я слышал, что наряду с музыкой ты создаешь особый интерактивный театр?
- Да, если хочешь, я его изобретатель. Такого до меня не существовало. Какие-то зачатки этой формы существовали раньше, то есть были попытки участия зрителей в спектакле... У меня же симбиоз: спектакль с вовлечением зрителей, рок-концерт, абсурд и социальный критицизм в духе Салтыкова-Щедрина. Только в американском варианте. Для примера - мой спектакль "USUO ver.1.5". В нем задействовано 16 актеров, 3 компьютера "Макинтош", видеопроектор. В его подготовке принимали участие 15 человек технического персонала, дизайнеры сцены, костюмов, света и другие.
- И спектакль вызывает отклик, получается интерактивность?
- Получается. Много откликов. Американцы говорят: "Мы такого не видели, не знали, очень интересуемся и хотим, чтобы ты продолжал это делать".
- Выходит, что ты один из немногих наших рокеров серьезно занялся театрализацией своих музыкальных экспериментов. Может быть, еще Петр Мамонов...
- Насколько я понял из нашего последнего общения с ним, он человек несколько патриархальный. В том смысле, что он считает, что раньше было хорошо. (Несколько лет назад он приехал ко мне в США с книжкой Льва Толстого!) Я же интересуюсь больше днем сегодняшним. К тому же я считаю, что если появляется традиция, это может означать только одно - жизнь эти места покинула. Все костенеет, гниет...
- Ты, наверное, как и прежде, внимательно следишь за музыкальными новинками. Что можешь порекомендовать послушать?
- Глядя на последние музыкальные релизы, я тебе ничего рекомендовать не буду. На мой взгляд, здесь сплошная ретромания. Концерты типа Брайана Ферри с песнями 30-х годов, Дэвид Боуи с ретро-альбомами, Игги Поп и всевозможные реюнионы. Электронная музыка превратилась в карикатуру на саму себя, и там тоже процветает ретро.
- Ты когда-то неплохо отзывался о таких составах, как UNDERWORLD, JUNO REACTOR, CHEMICAL BROTHERS...
- UNDERWORLD - более массовая и попсовая группа, хотя и очень приличная. JUNO REACTOR - это трансовый состав, довольно специфический и маргинальный. Если уж говорить о группах этой серии, то мне больше нравится SQUAREPUSHER. Это drum'n'bass из Англии, который имеет индивидуальный подход и саунд, что редко встречается в поп-электронике.
- И в чем еще ты сейчас находишь творческую отдушину?
- Как ты знаешь, я ушел из корпорации "House Of Blues", в которой провел 9 месяцев, работая на их wев-сайте и готовя для Интернета разные аудио- и видеоконцерты. Сейчас я сосредоточился на своих личных опусах. В частности, мои приключения в новых медиа привели меня к созданию дигитальных фильмов. Я сделал фильм "Играй сам себя" с 6 актерами и "THX 19ХХ" ("Спасибо ХX веку"). Также я изобрел телесериал на русском "На ветровом стекле". Все это чисто экспериментальные работы...
- А чем, собственно, дигитальный фильм отличается от обычного кино?
- Используются только цифровые запись и обработки. Все манипуляции происходят с помощью компьютера. Поэтому качество картинки чище, а бюджет таких фильмов намного меньше обычных.
- Кроме этого ты продолжаешь записывать новые альбомы. Расскажи о последнем из них.
- Последний альбом ЦЕНТРА только что записан и называется "Пластикозаменитель". Он состоит из откровенно дегуманизированных 11 композиций общей продолжительностью 62 минуты. Я понимаю, что возможен вопрос - каким образом все это можно послушать? На сегодняшний день вся дистрибьюция нашего аудио и видео полностью находится в Интернете. Для этого создана страничка "Центромания" (http://centromania.com), на которой все можно послушать в формате Real Audio и МРЗ.
- Все это очень хорошо, но боюсь, что у большинства твоих потенциальных слушателей нет компьютеров с выходом в Интернет...
- Говорить о том, что сегодня у кого-то нет доступа в Интернет, это то же самое, что говорить о том, что у кого-то нет магнитофона, радио, телевизора. Надо четко понять, что сегодня Интернет стал главным каналом распространения информации, в том числе музыкальной.
- Я думаю иначе, так как у нас все-таки основной носитель аудиоинформации - компакт-кассета... Известно, что в России всякое увлечение авангардными формами искусств не очень благодарное дело. Как обстоит дело в Америке?
- Авангардные формы в Америке имеют теперь статус классики. Новое искусство не может носить приставку "авангард", так как "авангард" - это что-то из XX века и уже стало классикой, академизмом. Сейчас очень хорошие времена для развития современного искусства, потому что им особо никто не занимается. Оно витает в воздухе и вот-вот раскроется. Впрочем, раскрываться особо не перед кем, так как все заняты в пробке на шоссе в 8 утра...
- За 10 лет ты полностью адаптировался к американскому образу жизни?
- Поверь, к американскому образу жизни я не подхожу генетически. У меня не достаточно механизации, жажды денег и поп-культурного кайфа для этого. Супермодели производят на меня прямо противоположное впечатление - блева. Если раньше о молодежи говорили, что это потерянное поколение, то теперь даже терять нечего и некого. Какое-то поколение послушных роботов, ослепленных успехами интернетовских миллиардеров.
- В последний раз ты был в Москве в 1998 году...
- Понял. Планов визита пока нет. Я сейчас занят созданием своих дигитальных фильмов, и это займет не менее полугода.


Сергей НОВИКОВ-ГОРЦЕВ

© 2005 музыкальная газета