обзор


V/A
Басовiшча. Частка 1. Конкурс



(р) 1999 БМА group
(с) 1998 БАС
18tks




Разговаривая как-то со своим приятелем из Лондона, я открыл интересную вещь: оказывается, все эти "рамштейны", "продиджи", "пампкинсы" и "пепперы" - давно не атрибутика музыкального гурмана. Это обычный шоу-бизнес. Более-менее подкованная в рок-музыке британская публика вынашивает в своих думах совсем иные имена, почерпнутые в различных клубах, на фестивалях или от независимых CD-издателей, которые в шоу-бизнес войдут, возможно, только завтра.
И вот в этом аспекте чрезвычайно интересной показалась данная кассета. Мы знаем, что такое "Басовiшча" для белорусского рока. Это национальный "Вудсток". Но заметьте, здесь речь идет не о лауреатах престижного польского фестиваля, а просто о конкурсе. И вот именно это сулит необычные открытия.
Разговор, ясно, не о крутизне местной звукорежиссуры - качество звука этого live-recording просто ужасное. Но более полного представления, чем живет сегодня белорусскоязычная рок-тусовка Польши, не даст (и не передаст) вам никто. Удачной (случайно или сознательно) оказалась и стилистическая подборка исполнителей: все они представляют разнообразные ответвления панк-рока.
Напряженный женский вокал БАКРТЭРЫI из Бельска и тексты вроде "Абяцанкау кахання" и "Апошняга разу" выявляют своеобразную панковскую лирику, а WYSCIG POKOJU ("Гонка мира") из Белостока привлекает своей социально-экологической озабоченностью ("Прыгожы сьвет", "Правда выбару", "Жыцце у няволi"). Оригинальное сочетание гармошки с роком продемонстрировали металлизованные панки из гайновки WERITAS, намекающие своим латинским названием, видимо, на истину, которая, как мы все помним, in vino. Но это вовсе не RF BRAHA и даже не ее предвестник. ИСТИНА гораздо более обозленная и пессимистическая ("Я ужо мертвы", "Сумныя людзi, чужы край"), но это похоже на естественное ощущение белорусов в небелорусской стране (и тут, и там). Бельский RASPUTIN представлен в этом издании всего лишь одной песней ("Дзякую, што вы есць"), этаким напряженно-мягким бард-панком, но для более глубоких обобщений имеющегося материала явно недостаточно. А вот белостокский MINI NA MAXA в своих двух хитах ("Ты не павiнен баяцца", "Вельмi цяжка") успел показать эдакий белорусскоязычный MADNESS со знойным саксофончиком и гитарным драйвом. Ну а группа КАЛЬЯН из этой плеяды явно выпадает. Это уже не рок-открытка, а скорее рок-звезда с этой стороны границы. Кто же не слышал их антивоенной "Дайце дзецям кулямет"? Или экологической "Радыеактыуны смерч", или лирической "Душа анархiста"? Так держать, гродненцы!
Короче, полный жизненный рекординг и масса острых ощущений.


В. Мартыненка

© 2005 музыкальная газета