обзор


Smashing Pumpkins
Machina/The Machines Of God



(p) & (c) 2000 Virgin Records
15tks/74mins


Что-то все монстры ныне спокойные и психоделичественные альбомы валят (OASIS, CURE, Beck и прочее). Надо бы отвлечься. Исключением из этой уже приевшейся тенденции и стала, кажется, новая работа SMASHING PUMPKINS. Если предыдущее их творение глубоко депрессивно и спокойно (внутренний надрыв я пока не считаю), то это - уже претендует на убиение ушей и порчу имущества. Но как-то не верится. "Adore" казался расплывчатым, дымным и шарообразным. Новый - все наружу, злой, надрывающий, дребезжащий, цельный и слишком напакованный хитовыми песнями, что больно портит концептуальное впечатление.
15 песен, слишком музыкально наполненных, плывущих, резких, отчаянных, - это не перевоплощение, конечно, но "битловских" отголосков, так многими почитаемых (или, наоборот, злостно облаиваемых) уже поменьше. Ну и ладно, это вам не брит-поп, чтобы скользить по кромке 60-х, которой, может быть, никогда и не было.
Все очень ощутимое - каждую песню можно взять в руку, подбросить неуверенно, разбить ею окно, поставить случайно зашедшему знакомому и следить за тем, как он корчится в бог его чем там разберет... От почти панковской "The Everlasting love" - прямым попаданием в уже занюханную радио "Stand Inside Your Love", потом ненавязчиво окунаемся в привычную ровную пульсацию "I Of The Mourning" (что характерно - рваных ритмов у них нет - вся мелодика очень ровная, как качели или обманчиво непрерывный пульс. Осколки прорываются из текста и вокала).
Не могущим оторваться от "Adore" рекомендуется тихая, подвальная, рекою текущая "The Sacred And Profane", потом - сразу же аккуратненькая и депрессивно-оптимистичная (бывает) "Try Try Try" (нет, что-то "битловское" есть. Все-таки).
Если вы больше отрывались под раннее "тыквенное" безобразие - расслабленно пожужжите под "Heavy Metal Machine" (гитара, как у последних BLUR, простите за крамолу). "This Imploding Voice" - тоже из этой, молодой, серии. Но насчет гитары не отрекаюсь (жаль, что KULA SHAKER почили...). Тягучая, как сгущенка, "This Time" тоже хитом будет (вообще, накал инструментальных страстей утихает с течением альбома, ближе к концу...). "Glass And Ghost Children" - это мне, что ли, показалось, что рядом пронесли Моррисона? (от простоты перевалили за дверной КОСЯК, и пошла психоделика... Песню - в Зал славы чего-нибудь...).
Трансцендентность ситуации усугубляет "Wound" с какими-то жуткостями звенящими, по каналам разбросанными. Грузит и уносит.
Дальше идут совершенно потенциальные хиты, похожие на что-то из детских переживаний - убежать в подушку и шептаться с ней до утра про "стратокастеры" всякие... К почти свингующей и искрящейся песне "With Every Light" начинает проветривать. Пронизывать хиппизмом.
"Blue Skies Bring Tears" добавляет в полотно темненького и монотонного, "радиоголового"... (тут понятно, кажется...). Обилие посторонних шумов и звуков отвлекает даже от написания. Заканчивается все, как и следовало ожидать, совершенно убойной и фатально звучащей "Age Of Innocence" (на каждом альбоме должно быть что-то ФАТАЛЬНОЕ, если вы понимаете... От чего хочется побежать куда-то в поля и кого-нибудь замочить или там, наоборот, не от злобы душевной, а от тоски разъедающей).
Нет, все-таки традицию они, скорей, поддержали. Потому что из этого, как ни плачь, что-то одно выделить невозможно. Нельзя делать хитовые альбомы - никто не поймет, что считать хитами. Впрочем, для этого существуют синглы.
В целом - пока можете быть спокойны. Рок-н-ролл, кажется, еще жив. А то, что вы считали капельницей, могло оказаться какой-нибудь божьей машинкой для устрашения. А чтобы напоминать "битлов", действительно совсем не обязательно играть брит-поп.


Т. Замировская

© 2005 музыкальная газета