Speedy J
Концентрация на музыке


Молодой роттердамец Йохем Паап, известный под псевдонимом Speedy J, начинал свою творческую карьеру с изобразительного искусства. Он занимался живописью, дизайном. Любил рисовать. Визуальные образы для него - неотъемлемая часть бытия. Увлечение музыкой пришло позже.

После ряда творческих неудач в изобразительном искусстве Йохем обратился к музыке. Стоит упомянуть, что когда-то давным-давно модное во все времена занятие ди-джеингом затронуло и Йохема. Поэтому вполне логично, что первые навыки он взял именно оттуда, а первой аппаратурой явились магнитофоны. Начало экспериментов со звуком пришлось на 1982 год, когда был записан первый трек, сделанный на примитивной аппаратуре. "Звуки и структура композиции были достаточно обычными и уже не новыми. Использовались зацикленные фрагменты магнитофонной ленты, простейшие сэмплеры, напичканные звуками, снятыми с музыки других исполнителей." Интерес Йохема к таким стилям, как хип-хоп и электро, подвиг его на сотрудничество с местными рэпперами. С 1987 года отношение Speedy J к музыке стало более серьезным и вдумчивым благодаря тому, что он освободился от тех узких рамок, в которые его заключало несовершенство аппаратуры, бывшей у него до сих пор. Взрыв популярности электронной и электронно-танцевальной музыки в конце 80-х способствовал тому, что у Йохема завязались контакты с канадскими техно-музыкантами Richie Hawtin и John Acquaviva, работающими на лейбле +8...
Впоследствии его имя стало очень известным на электронной музыкальной сцене, а работы, издававшиеся в середине девяностых, поражали многих. И вот вышла последняя из них.
"Чрезвычайно сложный хардкор" - такое описание дал журнал "Time Out" новому альбому "A Shocking Hobby" от Speedy J, как бы отображая его репутацию как наиболее бескомпромиссного практика современной музыкальной культуры.
Фактически же "A Shocking Hobby" - это оригинальная и порой очень даже мелодичная работа (как, например, трек "Manhasset"), больше предназначенная для внимательного прослушивания, нежели для танцев.
Дабы поглубже раскрыть то, что сейчас творится в голове у Паапа, а также чтобы дать большее представление о тех условия, в которых создавался новый альбом, ниже приведено интервью, опубликованное на днях на крупном сайте для поклонников электронной музыки Dancesite.
- Насколько ты видел свою будущую работу, когда принялся за ее практическое создание?
- На самом деле ни насколько. Когда я начал работать над предпоследним альбомом "Public Energy", у меня действительно было достаточно ясное видение того, что я хочу сделать, а также идеи, которые я вложил в работу. Я работал над "Public Energy" около 6 месяцев. После этого я много гастролировал и участвовал во множестве проектов... Как видите, у меня ушло почти три года для того, чтобы сложить все впечатления за этот срок воедино и сделать новый шаг вперед, новую работу. По сути дела, она представляет собой просто коллекцию лучших треков. Всего же за этот период я сделал около 50 композиций, и для меня было достаточно сложно выбирать какие-то их них, потому что у всех у них было разное настроение, разная подоплека. Новый альбом может показаться достаточно концептуальным и выдержанным, но на самом деле это не так. Он состоит из множества разрозненных кусочков.
- Многие, кто с тобой работал, а также просто информация из биографических данных свидетельствуют, что ты очень большое внимание обращаешь на мелодику, а также на детали. Какие детали были самыми основными в новом альбоме?
- В течение последних пяти лет я весьма сильно концентрируюсь на музыке, потому что не думаю, что я очень хороший музыкант. Существует, на мой взгляд, только несколько человек в прошедшем столетии, которые сделали действительно нечто интересное в музыке. Конечно, сейчас можно развести обширную дискуссию на тему, что же такое в действительности есть музыка, но то, что я поразумеваю под этим понятием, а также то, что я пытаюсь делать, - это создавать интересные конструкции и сочетания не с нотами, как это было ранее, а со звуками. То есть я уделяю максимум внимания именно работе со звуком.
- А что делает звуки немузыкальными?
- То, что я имею ввиду, означает, что можно делать интересные вещи с аккордами, ритмами и нотами, просто играя что-то, однако для меня это уже пройденный этап, я намеренно опускаю это. Я использую очень распространенные музыкальные идеи, которые черпаю везде - от хип-хопа до техно или откуда-то еще, а потом пытаюсь переработать эти музыкальные формы в звуковом плане.
- Последние публикации в различных музыкальных изданиях говорят о том, что ты наряду с BLACK DOG и APHEX TWIN пытаешься отойти со своим творчеством от сложившегося стереотипа электронной музыка как еще одного танцевального направления и хочешь углубиться в более далекие просторы, то есть делаешь музыку для прослушивания. Так ли это?
- Нет. Когда я начал делать записи для лейбла Plus 8 (собственного лейбла Richie Hawtin), я создавал танцевальную музыку, но и в то же время ее можно было просто послушать. Я никогда не использовал танцевальность как какой-то критерий. Я просто делал такую музыку, которая бы нравилась мне. Я использовал элементы всего, что я слышал. Наверное, именно поэтому треки получались как релаксирующими, так и весьма энергичными.
Руководствуясь такими же идеями, когда-то на Warp Records родили идею смешать все эти характеристики вместе и в итоге выдать за нечто совершенно новое (я имею в виду их замечательную серию "Artificial Intelligence"). Как видите, у них это действительно получилось. Но это вовсе не говорит о том, что до этого такую музыку никто не делал... Просто Warp умело провели маркетинговую кампанию и хорошо подали идею.
- Недавно ты сказал журналу "7", что "никогда не интересовался клубной культурой, а в редкие моменты, когда все же приходил, то никогда не танцевал...". Скажи, а что именно ты не любишь в клубах?
- Там было написано, что я так сказал? Ха!
- Правда ли, что ты никогда не танцуешь в клубах?
- Нет, неправда. Просто я никогда не принимал экстази - не вижу в этом смысла. Я люблю музыку, и меня абсолютно не беспокоит танцевальная культура или то, что многие люди иногда одеваются и выбираются из своих квартир и домов на какие-то вечеринки. Я тоже иногда хожу... Ведь не сижу же я целыми днями напролет в своей "берлоге". Просто мне гораздо приятнее посидеть с друзьями в пабе, чем тащиться танцевать...
- Какие электронные музыканты или ди-джеи на данный момент тебе больше всего нравятся и, быть может, вдохновляют тебя на творчество?
- Если быть честным, я слушаю очень много электронной музыки. Мне нравятся NINE INCH NAILS, APHEX TWIN и так далее, а также многие экстремальные или более академические вещи.
В то же время у меня нет богатой музыкальной коллекции кассет в машине, потому что я каждый день работаю над похожими или идентичными идеями, которые используют многие электронщики, и иногда просто надоедает все время встречаться с "композициями-близнецами". В этом плане для меня более интересны необычные вещи, которые позволяют посмотреть на все с другой точки зрения.
- Считаешь ли ты себя артистом?
- Нет, нет. Я не хочу быть артистом в том смысле, что я должен издавать записи, делать туры для их промоции, потом опять делать записи, потом опять туры... Я издаюсь для того, чтобы дать людям понять, что я все еще здесь, что я еще делаю что-то, а также чтобы заработать чуть-чуть денег на дальнейшие изыскания и творчество. Кроме создания альбомов, я занимаюсь еще множеством интересных вещей. Я не делаю деньги, а делаю, что меня увлекает. Уже одно то, что я сам могу выбирать для себя стиль жизни, заставляет меня чувствовать себя счастливым. Я не забочусь о высокой репутации, но если что-то принесет мне коммерческий успех, я не буду слишком уж огорчен. Просто в мои цели не входит рекламировать себя. Я не занимаюсь карьерой.
- У тебя никогда не было мысли сменить работу или род занятий?
- То, что я делаю, - это моя работа. Я занимаюсь этим профессионально уже 10 лет. К тому же мне это нравится и у меня нет никаких проблем с этим.

При подготовке материала использовались выдержки из интервью с Dancesite.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета