Recoil
Liquid


Liquid (англ.) - I. 1. жидкость, 2. плавный звук; II. 1. жидкий, текучий, 2. прозрачный, чистый, светлый, 3. плавный, мелодичный, звучный, певучий, 4. непостоянный, неустойчивый. Всеми этими эпитетами можно воспользоваться для того, чтобы охарактеризовать новый альбом проекта RECOIL "Liquid". Но основной идеей является понятие жидкости, ее форм, видов, состояний. Вода, алкоголь, кровь, слезы, адреналин, пот... Вода может превращаться в лед. Алкоголь может изменять ситуацию... По сути, ход жизни любого из нас зависит от разного рода жидкостей...

Alan Charles Wilder родился в Hammersmith (West London) 4 июня 1959 года и стал третьим и младшим из братьев. Парню подфартило родиться в семье, все члены которой были так или иначе связаны с музыкой. Следуя семейной традиции, мальчик с юных лет стал брать уроки игры на пианино. К тому же в возрасте 11 лет, во время учебы в средней школе "St. Clement Danes", он был лучшим учеником в классе и дополнительно учился играть на флейте. Вскоре он становится одним из ведущих музыкантов своего школьного оркестра, а также сводного из четырех школ медного духового оркестра! По мере взросления его интересы в музыке переместились от Баха и Бетховена в сторону D. Bowie и T. REX, но он продолжал заниматься игрой на пианино, хоть и забросил школьный оркестр. В 1975 году, в возрасте 16 лет, Alan решает поставить точку в своем образовании и обращается во все известные ему звукозаписывающие студии в Лондоне в надежде найти хоть какую-нибудь работу. И лишь только в "DJM Studios" ему предложили работать ассистентом, но Alan был рад и этому и без раздумий согласился.
Через некоторое время студия "DJM" приобрела статус официального звукозаписывающего лейбла. Это было на руку молодому ассистенту, и Alan помимо выполнения своей основной работы старался использовать любую возможность поработать с записывающимися на лейбле артистами. Его умение играть на клавишных пришлось по вкусу многим английским музыкантам. Как видно, следующей ступенькой в своей карьере Alan Wilder сделал работу сессионным музыкантом. Возомнив себя великим музыкантом и желая удовлетворить все свои юношеские амбиции, год спустя Alan расстается с "DJM" и едет в Бристоль (хороших музыкантов в эту "музыкальную Мекку" просто как магнитом тянет!), где присоединяется к некой локальной команде THE DRAGONS. THE DRAGONS выпускают через DJM Records сингл "Misbehavin", но так как выход сингла не принес группе ни известности (даже минимальной), ни денег (что на тот момент для музыкантов было намного важнее), то группа в скором времени самоликвидируется.
Следующим загнувшимся проектом, в котором принимал участие Alan, стал TENDERSPOTS. В 1979 году состоялся его релиз "Disco Hell", получивший прохладные отклики критиков. В итоге проект остается абсолютно невостребованным.
Alan не унывает и начинает играть с рок-н-ролльной группой REAL TO REAL (не путать с REEL 2 REAL!). Несмотря на умеренный успех, REAL TO REAL постигла примерно такая же участь, что и предыдущие группы, где участвовал Alan. Последним недолговечным проектом, где Alan Wilder засветился в качестве клавишника, стал THE HITMAN. Коллектив вызвал среди критиков самые противоречивые отклики: одни называли группу "повелителями пульсаций", "факирами фанка с традициями dance macabre", а другие от нее плевались и обвиняли в примитивизме. Примечательно, что вокалист THE HITMAN Ben Watkins позже создал довольно известный в наши дни проект JUNO REACTOR, но это, впрочем, к делу не относится.
В 1981 году Alan круто меняет свою жизнь. Он знакомится с Daniel Miller, главой Mute Records, и после ухода Vince Clarke становится участником начинающего, но подающего большие надежды коллектива DEPECHE MODE. Но так как история этой уже легендарной группы известна всем или почти всем, кто этого желал, то не будем заострять свое внимание на том, какую роль сыграл Wilder в составе DEPECHE MODE, а обратимся лучше исключительно к его сольному творчеству.
Alan всегда экспериментировал со своими музыкальными идеями. Но все это так бы и осталось любительскими экспериментами, если бы Daniel Miller не услышал некоторые из его демо (записанные на четырехдорожечном кассетном магнитофоне) и не предложил ему выпустить их в качестве альбома. В принципе, так и возник проект RECOIL. Ранние записи RECOIL показали, что Alan является одним из пионеров в недавно появившемся мире технологий сэмплирования, и продемонстрировали то, как он смог, используя практически саунд, звуки DM, создать что-то совершенно новое, свое. Названная просто "1+2", его первая коллекция довольно примитивных демо-записей, сделанных еще в начале 80-х, была без лишнего шума издана в виде мини-альбома летом 1986 года, в одно время с "Black Celebration" DM. К несчастью для только недавно родившегося проекта RECOIL, релиз в январе 1988 года и второго альбома "Hydrology" (позже этот альбома выходил вместе с "1+2" на одном диске "Hydrology/1+2") не имел должной раскрутки. Wilder в это время находился в турне в поддержку одного из лучших альбомов DM "Music For The Masses". Более серьезный, чем его эмбиентный предшественник "1+2", "Hydrology" был все так же далек от коммерческого саунда DM. Новый альбом RECOIL был полностью инструментальным и записан на очень скромной аппаратуре.
Критики характеризовали этот диск как "исключительно нестандартную и крайне приятную музыку, состоящую из звуковых коллажей, основанных на ярких, "живых" клавишных и тяжелых барабанных ритмах", "цельное полотно из всей современной музыки", "постоянно видоизменяющуюся коллекцию скетчей", "симфонию-насмешку для "mixed up generation". Сам Wilder назвал этот проект "чем-то вроде противоядия от DM", способом отвлечься от постоянной работы в поп-стилистике.
Прошло еще пару лет. DM наконец-то позволили себе как следует передохнуть после безумно успешного "World Violation"-тура, и Alan смог вернуться к RECOIL. Кстати, уже начав работу по созданию третьего альбома, он согласился параллельно спродюсировать работу друзей по лейблу NITZER EBB, которые выступали перед DM во время из двух последних туров. Помощником ему над диском NITZER EBB "Ebbhead" стал Flood, работавший над "Violator" DM. Alan Wilder и вокалист NITZER EBB Douglas McCarthy во время совместной деятельности настолько сдружились, что McCarthy сразу же получил предложение исполнить вокальную партию на одном из треков с нового альбома RECOIL "Bloodline".
По непонятным причинам "Bloodline", выпущенный в 1991 году, стал намного более коммерческой работой, в которой песни стали больше походить на песни по своей структуре. Кроме того, "Bloodline" показал, что Alan Wilder оказался ключевой фигурой в становлении DM как группы, развития их саунда от ранних примитивных поп-ритмов к темному, сложному по палитре звуков стилю, которого они достигли где-то в середине 80-х. Для записи этого альбома Wilder рекрутировал таких вокалистов, с которыми раньше никогда не имел дела, и позволил им исполнить песни так, как они сами посчитают нужным, в своей индивидуальной манере пения. Вокалистами стали: Moby, Toni Halliday (СURVE), Bukka White и Douglas McCarthy. В итоге получилась работа, крайне разнообразная по стилистике и настроению. Сотрудничество с Douglas McCarthy отразилось и на первом сингле с альбома. Им стал мрачно-торжественный, почти готический кавер Alex Harvey "Faith Healer". Интересны и мягкий и нежный голос Toni Halliday в "Edge To Life", и довольно жесткий речитатив Moby в "Сurse" (прослушайте начало этой песни и начало "I Want You Now" DM 87-го - не правда ли, очень напоминает?). Но, наверное, самым примечательным является сумасшедший, но чем-то очень привлекательный трек "Electro Blues For Bukka White", в котором блюзмен White то бормочет, то причитает под какое-то восточное наркотически-медитативное гудение и жужжание. Этот альбом стал несомненным прогрессом для RECOIL.
Вскоре, записав "Songs Of Faith And Devotion", DM отправились в 15-месячный тур "Devotional", в ходе которого Wilder обеспечивал партии "живых" барабанов на концертах. Хотя DM и достигли пика успеха, но такой чрезмерно насыщенный (в том числе и всяким дерьмом) образ жизни не мог не отразиться на всех участниках группы. Alan начинает подумывать о том, чтобы покинуть группу. Тем более что работа в DM всегда сковывала его по рукам и ногам в плане работы с RECOIL. В июне 1995 года, проведя 14 лет в качестве неотъемлемой части одной из наиболее популярных и влиятельных групп, когда-либо рождавшихся в Англии, Alan принял трудное, но твердое решение покинуть DM и провел остаток года, наслаждаясь заслуженным отдыхом.
Освободившись от своих обязанностей по DM и обзаведясь, наконец, личной жизнью, Wilder теперь уже мог сфокусировать все свое внимание исключительно на RECOIL. В сентябре 1996 года он начал работу в своей собственной студии "The Thin Line", результатом чего вскоре стал альбом "Unsound Methods", сделанный опять же при участии приглашенных музыкантов и вокалистов. Музыка резко отличалась от предложенного слушателям RECOIL ранее. Wilder на этот раз позволил себе неограниченную свободу самовыражения, представив новое, темное и абсолютно невеселое обличье RECOIL второй половины 90-х, состоящее из девяти маниакально-преследующих треков. Приглашенные вокалисты в этот раз играли более "up-front" роль, чем ранее. Среди них были: нью-йоркская артистка разговорного жанра Maggie Estep; Siobhan Lynch (попавшая в RECOIL, банально прислав свою демо-кассету); уже знакомый нам Douglas McCarthy; Hildia Campbell, участвовавшая в качестве бэк-вокалистки в составе DM в туре "Devotional"; и Hepzibah Sessa. Выпущенный в октябре 1997 года альбом некоторыми был назван чрезвычайно сложным для восприятия, но в то же время получил и множество хвалебных отзывов от критиков и был сразу отнесен ими в разряд наиболее смелых музыкальных проектов мировой сцены. "Печальные, траурные виолончели и парализующие биты "Unsound Methods" - исключительно на любителя. Самый "drop-dead" стильный альбом". "Alan использовал целый звуковой словарь из джаза, транса, госпела, классической музыки, эмбиента, естественных звуковых эффектов и поэзии, превращая все это в подобие саундтрека для какой-то театрально-кинематографической постановки. После прослушивания альбома еще долго нельзя отделаться от переживания глубинных эмоций а-ля RADIOHEAD и драмы а-ля David Lynch..." ("Time Out", ноябрь \\\\\\\\\\\\'97). "...Наиболее выдающийся и безумный альбом этого года. Очень немногие исполнители способны произвести на вас такое ошеломляющее впечатление"... ("Massive", декабрь \\\\\\\\\\\\'97).
Тогда же вышли несколько синглов: "Stalker/Missing Piece", и "Drifting" (с миксами от Barry Adamson, PANASONIC и самого маэстро Wilder). В октябре 1998 года на Urban Flavour вышел виниловый d\\\\\\\\\\\\'n\\\\\\\\\\\\'b-ый сингл RECOIL "Gotcha/Pierce".
Первая сессия работы над альбомом 2000 года "Liquid" состоялась еще весной 1995 года. Alan пригласил в свою студию для записи ритм-основы для исходного материала барабанщика Steven Monty, басиста Dean Garcia (снова из СURVE), гитариста Merlin Rhys-Jones, а также Hepziban Sessa (скрипка, бэк-вокал). "Я попросил их поимпровизировать вместе в различных темпах и стилях на темы некоторых своих заготовок. Мы тогда записали материала на два с половиной часа". После многочисленных перекраиваний и переклеиваний Wilder добавляет в почти готовый материал свои фирменные электронные оркестровки. "Создание этого альбома было похоже на то, как если бы мы собирали паззл, стараясь понять, что другие хотят привнести в него. Я знал, что все сможет развиться максимально хорошо, только если правильно выбрать нужных тебе людей, доверять их личным вкусам и позволить процессу создания музыки идти естественным путем".
Многие фэны в Европе имели возможность услышать некоторые треки из "Liquid" еще до официального релиза альбома. Они прозвучали перед несколькими концертами NINE INCH NAILS в рамках их тура "Fragility". Trent Reznor появился в студии RECOIL в один из последних дней записи с конкретным предложением. Wilder, недолго думая, согласился. И во время шоу N.I.N. в Брикстонской Академии (Лондон, 29.11.99 г.) их уже сопровождал RECOIL в составе Alan Wilder и Hepzibah Sessa.
Официальный релиз "Liquid" состоялся 6 марта в Великобритании и 21 марта в США. Распространяемый на CD и на виниле альбом включает в себя 10 треков. Трек-лист: 1. "Black Box (Part One)", 2. "Want", 3. "Jezebel", 4. "Breath Control", 5. "Last Call For Liquid Courage", 6. "Strange Hours", 7. "Vertigen", 8. "Supreme", 9. "Chrome", 10. "Black Box (Part Two)". Расширенная версия CD включает в себя также видео к "Strange Hours".
Новая работа RECOIL оказывает не менее, чем "Unsound Methods", гипнотическое и загрузочное воздействие на слушателя своей глубиной, силой и напряженностью. "Liquid" - творение весьма концептуальное. В его начале и завершении лежит трек, состоящий из двух частей, - "Black Box", который Wilder написал, став свидетелем авиакатастрофы. Когда "Black Box (Part One)" подходит к концу, мы как бы остаемся внутри головы человека, который вынужден встретиться лицом к лицу с неизбежностью. Его жизнь пролетает у него перед глазами. На протяжении звучания "Liquid" перед ним появляются самые разнообразные образы, отбрасывая его то в прошлое, то в настоящее, то опять заполняя его голову какими-то фрагментарными воспоминаниями - иногда прекрасными, хотя гораздо чаще - вовсе нет. Его воспоминания переливаются у него в голове, словно жидкость.
Сделать альбом более насыщенным помогли госпел-коллектив THE GOLDEN GATE JUBILLE QUARTET, нью-йоркские исполнительницы Nicole Blackman и Samanta Coerbell, поэтесса и большая поклонница RECOIL Rosa M. Torras и коллега по лейблу Diamanda Galas. Эта экстраординарная певица с необычной окраски голосом и диапазоном в 4 октавы исполняет на альбоме две песни: блюзовый "south-voodoo" трек "Strange Hours" и, возможно, самый авангардный трек "Vertigen". Wilder: "Мне всегда хотелось поработать с исполнителем, имеющим классическое образование. Diamanda в студии постоянно импровизировала, это ее стиль работы. Здорово, моя мечта поработать с ней сбылась. Я думаю, что ее работа на "Liquid" звучит не так, как все, что она делала ранее. Но это вовсе не умаляет достоинство ее предыдущих записей".
В апреле выходит сингл "Strange Hours", в который входят "Strange Hours" (Edit), "Jezebel" (Filthy Dog Mix), "New York Nights", "Don\\\\\\\\\\\\'t Look Back". Как и в случае с "Unsound Methods", оформлением нового альбома и сингла занималась компания "Intro" во главе с Michael Williams.
"RECOIL - это очень непостоянная, все время видоизменяющаяся субстанция, - говорит Wilder. - Я всегда начинаю с пустого места. Я не ставлю перед собой никаких границ при написании музыки и никогда не пользуюсь какими-то определенными правилами, схемами. Я просто доверяюсь своей интуиции. Верю ей безоговорочно, слепо, целиком и полностью".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета