Фестиваль "Skif-4".
Отгремел


Четвертый международный фестиваль Сергея Курехина "SKIF-4" (Sergey Kuryokhin International Festival) отгремел, другое слово и не подберешь для этого замечательнейшего события, с 14 по 16 апреля в театре "Балтийский дом" в Санкт-Петербурге. В фестивале принимали участие более сотни коллективов из Скандинавских стран, Англии, США, Германии, Франции, Швейцарии, России и Беларуси.

Организация фестивалей, носящих имя композитора, является одной из задач деятельности Благотворительного Фонда Сергея Курехина. Первые два фестиваля "SKIF" проходили в Нью-Йорке в январе 1997 года и в мае 1998-го, постепенно становясь все более интернациональными. В октябре 1998 года "SKIF-3" уже проходил в Санкт-Петербурге, в ленинградском Дворце молодежи. В фестивале участвовало более 100 музыкантов из различных концов света. Финансовую поддержку фонду оказывают в основном европейские и американские фонды, и, чем мог, помог Совет по культуре администрации Санкт-Петербурга. "SKIF" стал крупным событием даже в насыщенной культурной жизни города. Такого фестиваля современной музыки, не ограниченного стилевыми рамками, до этого еще не было.
Итак, 14 апреля. В "Балтийском доме" - полный аншлаг в каждом из залов. В толпе мелькают знакомые, в основном по масс-медиа, лики деятелей культуры. То и дело натыкаюсь на минчан, приехавших в количестве полусотни, которые, как и я, офигевают от атмосферы полной свободы, которую в Беларуси на концертных мероприятиях, тем более такого плана, не встретишь. За все три дня я видела лишь пару милиционеров на входе в здание. Охрана была. На всякий случай. На моей памяти таких случаев не было. Так что абсолютно ничто не омрачало настроения. Разве что невозможность все посмотреть из-за насыщенности программы.
Всего было задействовано 4 сцены: большая, с ярчайшими коллективами с мировым именем; малая, также с экспериментальными авангардными проектами; клубная, с альтернативными группами; и фойе, где вечером демонстрировались видеопроекты, а ночью выступали группы. Так как, чтобы все описать, потребовался бы не один номер "МГ", я буду останавливаться лишь на самых запомнившихся коллективах.
Открывала фестиваль FAUST -- легендарная немецкая авангардистская группа, существующая с конца 60-х годов и являющаяся наряду с CAN одним из ярчайших представителей Krautrock. Индустриальные композиции, выполненные без применения электроники, фейерверки и пламя огней на сцене оставили неизгладимое впечатление. "Рамштайны" - просто дети. Даже, скорее, внуки. Следующую исполнительницу, Валентину Пономареву, ровесницу FAUST по сцене, относят к ряду таких импровизационных исполнительниц, как Шелли Херш и Диаманда Галас. Она долгое время пела в цыганском трио РОМЭН, участвовала в проектах Курехина, Гребенщикова, Чекасина и некоторых других. Также запомнились в это день ОЛЕ ЛУКОЙЕ, ранее знакомые мне только по аудио- и видеозаписям. Музыку можно отнести к таким стилям, как psychodelic-progressive-rock. Появление в составе вокалистки Татьяны Свахи придало группе новое звучание. Выступление сопровождалось фантасмагорическим видеошоу. Словами не передать.
На малой сцене в этот день происходили не менее интересные вещи. Играли VERMICELLI ORCHESTRA (примечателен состав группы: Сергей Щураков - аккордеонист АКВАРИУМА; акустическая гитара - Наиль Кадыров - ЗООПАРК, ПОЧТА, ТРИЛИСТНИК....; виолончель - Всеволод Гаккель - играл в АКВАРИУМЕ, основатель клуба "ТаМ-тАм", организатор курехинских фестивалей; Петр Трощенков - экс-барабанщик АКВАРИУМА), БОСТОНАДА, SAD SNA и интереснейший совместный проект Сергей Летов\Алексей Борисов\Anton Nikkila (Сергей Летов - это брат Егора Летова из ГО, между прочим, но гораздо более известный по участию в проектах ТРИ О, ПОП-МЕХАНИКА; Алексей Борисов - это НОЧНОЙ ПРОСПЕКТ, ВОЛГА, F.R.U.I.T.S; Антон Никкила - финский электронщик).
Клубная сцена была представлена молодыми альтернативщиками, из которых мне больше всего запомнились ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ из Выборга - панк с текстами про странную любовь и политику. Вокалист сломал ногу накануне, как он утверждал, о голову фашиста и пел в инвалидной коляске. PROTOZOA - парни в странных одеждах, гитарист в женском платье 70-х и вампирском макияже. Вокалист в велосипедном шлеме. ZELANY RASHOHO - интересный экспериментальный проект, протежируемый Олегом Юрченко ("Другая культура", "Арт-клиника"), возлагающим на группу большие надежды.
В фойе действо начиналось в полночь. Заявленный ЛЕНИНГРАД так и не доехал, может быть, по причине отмечания в "Сайгоне" дня рождения Шнура. Старички-"хардовички" ЗЕМЛЯНЕ блестяще исполнили репертуар DEEP PURPLE. Игравший последним КУЗЯ И ВИРТУОЗЫ ВСЕЛЕННОЙ - совместный проект музыканта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Константина Рябинова (Кузя УО) и коллектива Владимира Сорокина ВИРТУОЗЫ ВСЕЛЕННОЙ - я так и не дождалась. Очень уж хотелось спать после переполненного впечатлениями первого фестивального дня. Ведь впереди....
Суббота, 15 апреля, пожалуй, самый насыщенный день. Причем как количеством групп, так и весьма разношерстной публикой - от панков до бизнесменов. На большой сцене - финский аккордеонист Kimmo Pohjonen. Несмотря на то, что музыкант относительно молод, он уже обладатель целой коллекции призов и наград в Финляндии. А его дебютный альбом был признан лучшим по итогам года. Использование фольклорной традиции наряду с самой передовой электроникой и грандиозным шоу производят ошеломляющее впечатление. Потом были SLAVE PIANOS из Австралии и петербургский КРАСНЫЙ КВАРТЕТ в совместном проекте, корейские перкуссионисты Je Chun Park и Mi Yeon Park, дуэт трубача Вячеслава Гайворонского и аккордеонистки Эвелины Петровой. И завершал программу дуэт Кейта и Джулии Типпетт, блестящий пример не только семейной пары, но и творческого союза артистов с разным музыкальным бэкграундом. Джулия Дрисколл (Типпетт) приобрела статус рок-дивы еще во второй половине 60-х годов, выступая с BRIAN AUGER'S TRINITY. А Кейт Типпетт - один из наиболее одаренных и интересных пианистов Королевства.
Малый зал битком заполнился на группе ЗГА. Созданная рижским музыкантом Николаем Судником, она более десяти лет участвует в проектах движения "Rock in opposition", выпустила несколько альбомов. Если вы в понедельник окажетесь в Питере, то обязательно посетите "Галерею Экспериментального Звука" на Пушкинской, 10, где Судник устраивает "шумовые среды" с участием экспериментальных коллективов. Далее мы слушали: TABULA RASA - ансамбль современного джаза из Израиля; ДАПСЫ - якутский фольклорный коллектив; ТОТАЛИТАРНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕКТА - гремучая смесь из Шостаковича и обрядов woodoo, Эйзенштейна, "Пятого элемента", "Мертвеца" и сводок военных действий из Чечни...; НЕ ТЕ - соединение в одном сценическом проекте новой и традиционной русской музыки; МА.ГР.ИГ.АЛ. - исполнители камерных комических опер.
На клубной сцене неожиданно первыми играли TEQUILAJAZZZ. Как всегда... Классно! THE ПАУКИ - веселый панк с элементами серфа и сайкобилли. АТАКИ - очень понравились. Хорошие тексты, ни на кого не похожая, немного позерская манера поведения вокалиста. В музыке что-то есть от ТЕКИЛЫ. 5 УГЛОВ - эта дружественная нам тяжелая хардкор-банда уже имеет немало фанатов в Минске. Хватает их и в Питере. Из-за устроенного ими слэма стояние у сцены грозило тяжелыми травмами. Пришлось отойти на безопасное расстояние. Остальных, KA HE FA SO, GRAND VINIOLLES и ЗАБАВЫ ПРОСТОЛЮДИНОВ, я не смотрела, так что добавить нечего.
В фойе я с огромнейшим удовольствием послушала SPITFIRE - самую известную российскую ска-панк-хардкор-группу. Причем известную, благодаря частым зарубежным гастролям, больше за пределами родины. Музыканты выступали в фирменных майках выпускающего их лейбла PorkPie и завели зал с первой же ноты. Несмотря на хреноватый звук (фойе есть фойе) отыграли просто великолепно. Эту группу необходимо не только слушать, но и смотреть. Музыканты умудряются играть и делать при этом чуть ли не цирковое шоу. Следующие. СКА (СОЮЗ КОММЕРЧЕСКОГО АВАНГАРДА) - играют вовсе не ска, а, как утверждает саксофонист Николай Рубанов, свободную танцевальную музыку. DASHING WAVES - многонациональная команда из Финляндии, в музыке которой есть и даб, и фанк, и регги, и психоделические, трансовые элементы. Выступления MARKSCHEIDER KUNST, игравших уже утром, я так и не дождалась. Нужно же спать, в конце концов-то.
Очень тяжело вставать в середине дня, даже если не пил накануне, даже если не пьешь вообще. Но нужно опять тащиться в "Балтийский дом". Нет, на самом деле я шла туда с удовольствием, летела на крыльях. На три дня театр стал словно родным домом. Особенно некоторым участникам, которые даже там жили, в гримерках. И вот, последний день. Людей меньше, чем в предыдущие дни. Но пожертвовавших сном перед черным понедельником было все же предостаточно.
Большая сцена: MOSCOW ART TRIO - элитный джазовый коллектив и ВОЛКОВ ТРИО - сплав различных стилей от фри-джаза и народной музыки до жесткого рока. Shelley Hirsch - великолепная вокалистка, композитор, ее многочисленные музыкальные проекты были представлены в концертных залах, музеях, клубах, галереях, театрах Америки и Европы. В дуэте с ней играл оригинальный немецкий виолончелист Sebastian Hilken. И достойное завершение программы большой сцены - Terry Riley. Его считают "крестным отцом минимализма", а его революционная запись 64-го года "In C" породила столько последователей, скольким не может похвастаться ни один другой композитор этого так богатого талантами десятилетия. Phillip Glass и Steve Reich, VELVET UNDERGROUND и TALKING HEADS, от панк-рока до академического авангарда - таков диапазон направлений современной музыки, испытавших на себе влияние этого революционного произведения.
На малой сцене в этот день выступления начались с видеомузыкальных проектов. 2012 - мультимедийный проект, создающий на сцене единое психоделическое аудиовизуальное пространство и сочетающий эмбиентно-шумовую и электронную музыку. ВОЛГА - проект главы "Экзотики" Андрея Борисова, певицы Анжелы Манукян и музыканта Алексея Борисова. Выступление также проходило под причудливый видеоряд. RENAISSANCE STARS играет придворную танцевальную музыку Западной Европы от 12 до 16 века. ВИДЫ РЫБ - московский электронный проект Виталия Стерна и Игоря Колядного, исполняющего музыку различных направлений: cyberscapes, dark ambient, experimental, trip hop, jungle, easy listening. Они сделали римейки трех песен TEQUILAJAZZZ. Видимо, ТЕКИЛА ими очень довольна, во всяком случае, Дусер кричал на их концерте "Виталик, ты - лучший!". ТРИ О выступают в составе: Сергей Летов, Юрий Парфенов и Александр Александров. DRUM XTC - минский "живой" драм-н-бэйсовый коллектив, достойно представивший Беларусь на фестивале. Вместе с бывшим участником ТРОИЦЫ Димой Лукьянчиком "драмы" представили совместный фолк-проект, а потом выполнили свою забойную программу, которая, несмотря на 3 часа ночи, привела слушателей в состояние бодрости. Завершил все ОРКЕСТР SKIF - джемовый проект музыкантов, участвовавших в фестивале в различных качествах - от организаторов до исполнителей.
На клубной сцене, скажу честно, я слушала только свою любимую альтернативную группу БОНДЗИНСКИЙ. Новый гитарист Андрей Градович, по совместительству играющий в группе КОЛИБРИ и известный также еще по ЮГЕНДШТИЛЮ и как родоначальник ДАЙ ПИСТОЛЕТ!, - просто супер! С ним группа приобрела новое дыхание. Есть основания полагать, что скоро группа появится в Минске. Стоит упомянуть, что в этот день играли минчане СОЛНЦЕ-ЦВЕТЫ. Но я в это время отсутствовала.
Фойе. ДОСТОЕВСКИЙ ИДИОТ. Выступление представляет собой экзотическое шоу из музыкантов, загриммированных то в трупы или мумии, то увешанных елочными гирляндами, то завернутых в меха, играющих то тяжелую, экстремальную музыку, то извращенное зажигательное диско. Я испытала большое облегчение, когда они закончили выступать, измучив психику под конец выступления мощными однообразными аккордами. DEADУШКИ - электронный проект Виктора Сологуба и Алексея Рахова танцевального характера. НОЖИК CHUPS - сольный проект легендарного деятеля электронного андерграунда Олега Гитаркина из группы НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР. НОЖИК CHUPS напоминает предыдущие альбомы "ножей": "Человек-видимка" и "Алло, супермен".
С "ножиком" и наступает утро 17 апреля, а с ним - замечательного фестиваля конец. Тот, кто был там, - молодец. Кто не был - не пропустите "SKIF-5". Я очень надеюсь, что он состоится.
Огромное спасибо организационному комитету: Анастасии Курехиной, Всеволоду Гаккелю, Алексею Плюснину, Павлу Литвинову, Наталье Воробьевой, Сергею Пчелинцеву, Николаю Федоровичу и многим другим людям, благодаря которым и состоялся этот праздник.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета