статья


Membranoids
ошметки интуитивного

90-е подарили миру новые направления. Последние, как известно, составляют содержательную основу музыкального искусства и исходят из истинных переживаний отдельных личностей. Мутируя и видоизменяясь, различные проявления музыки сегодня являются неотъемлемыми составляющими постиндустриального общества конца двадцатого века. А так как музыку во всех ее манифестациях создают скульпторы звука, люди разные по своим взглядам и способностям, а душа творца предстает лишь как отражение этого мира, музыка нашего времени может трансформироваться в скрежет и лязг работающих и неработающих механизмов, в неожиданные звучания объектов живой и неживой природы и в любые другие звуки окружающего мира.

Это разнообразие современной музыки реализуется прежде всего на ниве электронной музыки, развитие которой неумолимо происходит за счет технологических новшеств и новых концепций, направленных на переосмысление механизмов существования общества. Бурный расцвет электронно-музыкальной культуры последних лет наглядно подтверждает это. Направления замещают друг друга с неуловимой поспешностью. Процесс двигает и затрудняет только человек, скорее потенциал его умственных мощностей.

Современный мир электронной музыки, несомненно, имеет свои центры, где собственно и происходит рождение и упадок направлений. Не требуется огромной эрудиции, чтобы понять, что Западная Европа и Северная Америка сегодня рождают мощные толчки, приводящие в движение культурные слои в различных уголках цивилизации. Проявляют они себя даже в таких неожиданных местах, как город Калининград, где под влиянием мировых культурных колебаний распускаются свежие ростки. Речь идет о MEMBRANOIDS, эксцентричном явлении калининградской электронной сцены.

Обособленному кругу любителей музыки M. известны по нескольким публичным выступлениям на различных эстрадных подмостках города. За свое среднестатистическое недолгое существование дуэт (Даниил Акимов и Максим Сергеев) разработал, освоил и истощил несколько различных направлений, наиболее известные из которых - degradance, pneumoambient, infrajazz, disklo, necro-step и thrombo-beat. Смело расширяя привычные представления об электронном звучании, MEMBRANOIDS прививают свои гибридные новшества дородному телу экспериментальной цивилизованной музыки. Например, вялое пошлепывание техно из-под рук M. выходит залихватским даун-гопаком, а джазовые пассажи Глена Миллера оборачиваются бодрящей танц-атакой. Одним словом, MEMBRANOIDS любят посмеяться и с помощью музыкальных средств выражения манипулируют ярлыками и традициями (недаром каждая публичная акция проходит под новым названием и в новом направлении). Внушительный по объему материал, наработанный M., безусловно предназначенный для западных аудиорынков, постепенно находит свое место на полках цивилизованных меломанов. Сезон 1999-2000 гг. увидел несколько релизов дуэта, представленного в разных амплуа, из которых наиболее значительные проекты - "John Silencer Infra-Jazz Quintet" и "Membrana".

Несомненно, о музыке MEMBRANOIDS лучше их поклонников не расскажет никто. Ниже следует словесная транскрипция (не путать с текстом!) впечатления одного поклонника M. (пожелавшего остаться неизвестным) от одной из их последних пьес "Греческая девушка в инфракрасной растерянности".

Input. Самодовольное беззвучие. Подкрадывающееся ощущение набухания пространства. Упругая утроба невесомости. Прогиб перепонок. Поза возбужденной мембраны. Микросекундный взрыв. Искры воображения. Ошметки интуитивного. Сенсорное замыкание. Вспышка. Ослепление.

Трехсекундное Ничто. Перекошенность, съедаемая испугом бездны. Экстренное приземление, имитируемое хлюпаньем студнеообразной вибрации. Глоток расслабления. Прохладная струя эмбиентного бриза. Колыбель релаксации.

Трехсекундное Безвременье.

Слабый пульс. Ритмическое брожение. Тромб. Надрыв. Нарыв. Моментальное перенаселение. Потоки ритмически организованных пневмоколебаний. Перфорация. Примитивное отслеживание амплитуды флуктуаций. Низкочастотные сгустки.

Проба. Оценка. Вживание. Подражание. Комфорт. Гибкость. Энергия. Восторг. Переживание. Примат наслаждения. Примитив движения. Акустическая приторность. Частотная удушливость. Приход Disklo.

Генерированные стоны. Появление возможности обнаружить границы освоенной среды. Обсасывание диафрагмы подобно ментальному массажу.

Высокочастотная щекотка. Гипофизное елозенье. Децибельная рокировка. Тональная дислокация. Темповая мимикрия.

Три экстатические секунды.

Обоюдный пароксизм (фонограмма - слушатель). Мгновенное отключение. Появление греческой девушки.



Александр ПОДОПРИГОРОВ

© 2005 музыкальная газета