обзор


Богушевская, Ирина
Книга песен



(с) 1996 Ирина Богушевская
(р) 1998 "FM project" & RDM Co. Ltd
15tks/64mins




Москвичка Ирина Богушевская - автор и исполнительница собственных песен, актриса и журналистка в одном лице.

Выбор названия первого альбома оказался более чем удачным. Нелишним будет остановиться на его этимологии.

Если попытаться дать энциклопедическое определение книге, можно сказать: книга - тиражируемый предмет культуры, который возник в XV веке в результате революционного переворота, связанного с изобретением печатного станка. В более широком смысле книга - феномен духовно-материальной культуры, который на основе текстильно-визуальной коммуникации передает человеку (посредством слова и вещи) знания и образы мира. В книге, таким образом, объединены зрительное и слуховое (я не ошибся - именно слуховое для нас представляется наиболее важным) восприятия слова и тактильное ощущение материального предмета, которые подчинены раскрытию идеальных ценностей: истины, добра и красоты.

"Книга песен"… Под этим названием собраны 14 песен и безымянный бонус-трек, объединенные любовной тематикой.

"Альбом посвящается памяти моей мамы, - пишет Ирина на буклете, - она любила меня и верила в меня, как никто другой." Таким образом, "Книгу песен" можно воспринимать как альбом-посвящение. В свою очередь, в альбом включены песни-посвящения: так, "Такси" посвящено А. Ситникову, "Пароход" - певице Елене Камбуровой, "Мой друг Сережа" - дизайнеру Сержу Севастьянову, принявшему участие в оформлении буклета к альбому.

Круг интонационных истоков творчества Ирины Богушевской весьма широк: городской романс, блюз, традиционный джаз, советская эстрада 50-60-х годов, наконец, русский фольклор.

Стилистику Ирины можно охарактеризовать как easy listening ("легкое слушание") или, если хотите, как поп-музыку, не имеющую никаких точек соприкосновения с попсой, которая в сознании любого нормального человека может ассоциироваться только с однообразием, примитивизмом и тупостью. При более внимательном вслушивании в композиции, содержащиеся на CD, можно провести последующую конкретизацию стилей: "Шарманка-осень", "Кафе "Экипаж", "Прощай, оружие" - ретро; "Мой друг Сережа" - босса-нова; "Рио-рита" и "Прощай" - танго; "Пароход" - шансон; "Пилигрим" - ча-ча-ча, видоизмененное за счет использования экзотических инструментов; "Чем ты дышишь" и "Терпкий вечер" - блюзы; "Тридцать девятый трамвай" - фокстрот; инструментальная композиция "Прибытие" - джаз-рок… Бонус, формально не включенный в альбом, по стилю приближается к нью-эйджу с элементами арт-рока и ярко выраженными интонациями русских народных песен. На мой взгляд, это самая лучшая вещь на CD. Диапазон настроений - от задумчивой грусти ("Терпкий вечер") до беззаботной жизнерадостности ("Тридцать девятый трамвай"). Но Ирине, независимо от характера песен, всегда присущи тонкое музыкальное чутье, проникновенность исполнения, неистовый артистизм, необычайное актерское мастерство.

В записи альбома Ирине помогали музыканты группы НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ - вокалист Алексей Кортнев, клавишник и аккордеонист Сергей Чекрыжов и саксофонист-гитарист-контрабасист-клавишник-бэк-вокалист Дмитрий Чувелев (что не могло не сказаться на аранжировках), а также барабанщик Дмитрий Морзов, клавишница Светлана Мочалина, басист, гитарист, игрец на губной гармонике и бэк-вокалист Павел Гонин, гитарист и бэк-вокалист Георгий Домазян, аккордеонист Андрей Громоздин, перкуссионист Дмитрий Серебрянник, мастер игры на североиндийском парном барабане табла Дмитрий Хохлов и бэк-вокалист Максим Бруштейн.

Эти песни можно слушать наедине с собой, вникая в каждое слово. Под них можно танцевать. Можно использовать в качестве фона для шумного застолья в приятной компании. А можно просто сесть и расслабиться, освободившись от посторонних мыслей, как советовал один выдающийся телеэкстрасенс. Альбом хорош на все случаи жизни. Настоятельно рекомендую всем.

Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета