Hip-Hop Side
Breaking (начало)


В 50-60-е годы в Нью-Йорке наблюдался значительный наплыв иммигрантов из разных стран. Каждый привозил с собой маленький кусочек культуры… как, например, африканцы, которые прихватили с собой свое "чувство ритма". Влияние африканской культуры в брейк-дансе вполне очевидно, но не только из-за "танца по кругу" - само название "би-боинг", вероятно, произошло от африканского слова "bioing", означающего "танцевальные прыжки".

В 50-е годы существовал такой танец, как lyndi-hop, который включал в себя танцевальное па, когда парень отходил от девушки, и они начинали танцевать друг напротив друга, делая синхронные движения. Может быть, они делали даже что-то на полу… Хотя этот танец и не оказал прямого влияния на происхождение брейк-данса, но этот пример показывает нам, что различные элементы и приемы также и из других танцев - salsa, афро-кубинские, народные американские и даже чарльстонское па, известное как Charlie rock, - были объединены в брейк-дансе.

Сам брейк-данс как танец стал развиваться в начале 70-х в Южном Бронксе (Нью-Йорк). Началом послужил хит Джеймса Брауна (James Brown) "Get On The Good Foot". Вдохновленные его энергичным танцем с элементами акробатики, люди начали танцевать "Good Foot".

Брейкинг, также вначале называемый рокингом (rocking), был более совершенной формой танца "Good Foot".

DJ Kool Herc обработал хит, играя на вечеринках в кварталах (block party) с двух вертушек (проигрывателей пластинок) две одинаковые пластинки с композицией: он удлинял части с ломаными ритмами, и местные танцоры выскакивали на танцпол и начинали валить разные распрыжки (steps) и выделывать всякие элементы (moves). Чуть позже Kool Herc прозвал этих танцоров break-boys (ломаные парни).

На ранних этапах своего развития брейк-данс состоял только из top-rocks (элементы верхнего брейка), floor-rocks (распрыжки, six steps) и фризов (freezes) - power moves (нижний брейк - силовой) в то время не использовались в танце.

Танцевальные состязания-битвы (battle) в те годы были достаточно распространенным способом выяснения превосходства в танце, и брейк-данс был определен частью хип-хоп-культуры как битва, но не с помощью кулаков и оружия, а с помощью воображения. Это требовало от танцоров хорошего использования воображения при исполнении распрыжек, различных элементов, фризов и других движений в батле. Основная цель в брейк-данс-битве - это "побить" противника более крутой и быстрой техникой. Начали появляться брейкерские команды (crew) - группы танцоров, которые тренировались и выступали вместе, они работали и развивали свой танец для состязаний с другими командами.

Первыми командами, появившимися в Нью-Йорке, были THE NIGGA TWINS и их соперники SHAKA ZULU KINGS, в состав которых входил небезызвестный Африка Бамбаатаа (Afrika Bambaataa). Наряду с ними начали появляться одна за другой новые команды, такие как THE SEVEN DEADLY SPINNERS, SHANGHAI BROTHERS, ROCK STEADY CREW, THE BRONX BOYS, ROCKWELL ASSOCIATION и CRAZY COMMANDERS. Все они были пионерами брейк-данса.

Спустя несколько лет, в середине 70-х, этот новый танец уже обрел своих королей - парней с действительно выдающимися способностями: Beaver, Robbie Rob (ZULU KINGS), Vinnie Off (SALSOUL), Bos (STARCHILD LA ROCK), Willie Wil, Lil` Karlos (ROCKWELL ASSOCIATION), Spy, Shorty (CRAZY COMMANDERS), James Bond, Walter (MASTER PLAN).

В течение всего этого периода крупнейшие команды соперничали друг с другом, что являлось огромным стимулом для танцоров тусоваться командами, постоянно совершенствуя свое мастерство. Очень жесткая борьба была между SALSOUL (переименованная позже в DISCO KID) и ZULU KINGS, а также между STARCHILD LA ROCK и ROCKWELL ASSOCIATION.

В это время брейк-данс все еще состоял из top-rocks, foot-works, freezes, и никаких power moves!

В конце 70-х много би-боев закинуло занятие брейк-дансом, но им на смену пришло новое поколение, которое прекрасно использовало уже накопленный опыт и внедрило новые для того времени элементы кручения (spins) на практически любой части тела. Очень большое влияние еще оказали восточные единоборства - так понемногу начинали проникать в брейк-данс силовые элементы (power moves), появился совершенно новый и не известный до сих пор элемент "мельница" (windmill) или так называемый "вертолет", разработанный легендарной ROCK STEADY CREW, также появились такие элементы, как кручение на голове (head spin), вращение на руке (hand glide) и множество других spins и glides.

Лучшие танцоры того времени: Chino, Brian, German (INCREDIBLE BREAKERS), Dr.Love (MASTER MIND), Flip (SCRAMBLING FEET), Tiny (INCREDIBLE BODY MECHANIC). Самые серьезные соперники того времени: ROCK STEADY CREW, NYC BREAKERS, DYNAMIC ROCKERS. Битвы-состязания между этими командами привлекали даже внимание средств массовой информации.

В 1981-м телеканал АВС News транслировал показательное выступление ROCK STEADY CREW в Линкольн-центре (Lincoln Center). Спустя год для фильма "Style Wars" ("Войны стилей") была заснята битва между командами ROCK STEADY CREW и DYNAMIC ROCKERS, впоследствии картина была показана по Национальному американскому телевидению как фильм о брейк-дансе на Западном побережье Соединенных Штатов. В этом же году нью-йоркский клуб "Roxy", известный также как "Roller-Skate Disco", был переделан в "Hip-Hop-Club".

В 1983 году фильм "Flash Dance" и видеоклип Malcolm McLare "Buffalo Gals" (оба с участием ROCK STEADY CREW) благодаря огромной популярности транслировали по телеканалам и в кинотеатрах всего мира! Для всех брейк-данс был чем-то новым, чем-то, что не видели нигде до этого, чем-то по-настоящему эффектным и очаровательным. В этом же году выходит фильм "Wild Style" и организовывается специальное мировое турне в поддержку картины - это был по-настоящему первый интернациональный тур хип-хоп-культуры. Ди-джеи, МC (Mister Of Ceremony), граффити-художники и брейкеры приехали в Лондон и Париж, тогда же впервые вживую брейк-данс увидели в Европе.

В 1984 году выходит фильм "Beat Street", в нем снялись такие знаменитые брейк-данс-команды, как NYC BREAKERS, ROCK STEADY CREW, MAGNIFICENT FORCE. А в официальном закрытии летних Олимпийских игр в Лос-Анджелесе более ста танцоров приняли участие в брейк-данс-шоу. В этом же году был снят фильм "Breakin", а год спустя, в 85-м, - "Breakin 2: Electric Boogaloo". Оба были сняты в ночном клубе "Radio" (позже "Radiotron"), Лос-Анджелес.

Брейк-данс становится тенденцией, и брейкеры появляются в рекламах (Right Guard, Burger King), на телевизионных шоу ("Fame, It\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Incredible"). Би-бои были даже почетными гостями на приеме у принца Бахрейна и у королевы Елизаветы. В 1985 году выходит фильм "Electro Rock", отснятый на вечеринке в клубе "Hippodrome" в Лондоне, об английской хип-хоп-сцене (с гостями из США).

В 1986 году проводится фестиваль "UK FRESH" на "Wembley" (London) - это было огромное и наиболее важное в историческом плане событие того времени.

P.S. 1987 год. Интерес людей и масс-медиа к брейк-дансу остывает. Только небольшая часть би-боев продолжает тренироваться и танцевать серьезно, и не только в Нью-Йорке, но и по всему миру…


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета