Крематорий
Время перемен для КРЕМАТОРИЯ уже наступило


У Юрия Шевчука есть любимая поговорка: "Когда Господь закрывает одну дверь, он тут же открывает другую. Правда, часто бывает, приходится стоять в коридоре". Возьму на себя смелость и скажу, что группе КРЕМАТОРИЙ в этом плане повезло: им не пришлось стоять в коридоре, и если какая-то дверь и закрывалась, то впереди обязательно распахивалась новая. Новая дверь в новый мир. С момента образования группы прошло уже 17 лет, но публика до сих пор с удовольствием ходит на их концерты, покупает новые альбомы. Совсем недавно К. вернулся из гастрольного тура по Америке и выпустил в свет альбом "Три источника", раскрывший новый образ группы и отличающийся от предыдущих работ. Об этом и о многом другом наш разговор с лидером группы Арменом Григоряном.

- Первый вопрос, конечно же, об американских гастролях КРЕМАТОРИЯ: какая публика, ощущения, атмосфера?

- Что касается публики, то у нас в зал обычно Слава Бухаров смотрит, я могу судить только по автографам. Были и дети, видимо, из смешанных браков, которые уже не говорят по-русски. Были и простые американцы, в том числе и журналисты, которые нам откровенно льстили: "Мы-то думали, что в России рок-н-ролл играть не умеют, а сейчас послушали - оказывается, умеют. И вокал у вас классный". А я на самом деле себя никогда певцом не считал. Там другой менталитет. Если человек заплатил деньги, он оттягивается по полной программе. Я думаю, что играй там хоть русский балалаечный оркестр, реакция была бы такая же. Что же касается атмосферы, то Нью-Йорк очень энергетический город. Меня совершенно не пугали небоскребы, потому как я принадлежу к миру урбанистическому. Отношение и со стороны американцев, и со стороны русских было очень доброе. Меня поразило количество подарков, которые нам преподнесли, чувствовалось, что это искренне. А вообще с рок-н-роллом пробиться за рубеж было тяжеловато. Одна из российских рок-групп собрала всего 250 человек, и гастроли отменили. Наверное, мы, сами того не подозревая, открыли дорогу другим. Сейчас можно точно сказать, что ездить будут. По крайней мере, в Нью-Йорке концерты гарантированы. Второй плюс в наших гастролях - поступление предложений выступать в престижных клубах, но уже с американскими группами…

- Это в будущем?

- Да. Пока у нас есть контракт "О намерениях", думаю, что через год это уже будет оформлено соответствующим образом. Но не нужно забывать о поддержании финансового статуса. Я не хочу, чтобы на нас наживались. Если соглашение будет достигнуто, то мы поедем играть в зал, где играли RED HOT CHILI PEPPERS, METALLICA. Там нас ждет уже иная публика - американцы, русские будут составлять меньшинство. Попробуем, что получится, не забросают ли нас яблоками.

- Армен, хотелось бы остановиться на вашем новом альбоме "Три источника". Я знаю, что изначально у каждой песни существовало по 3 аранжировки…

- Даже больше.

- Вот видите, даже больше. Но в альбом было включено по одной. Какова судьба остальных?

- Рассказываю. Дело в том, что в начале работы над альбомом не существовало его концепции. Было какое-то количество песен, но мы не знали, как их соединить - очень уж они были разные. В ходе работы концепция появилась, и многие аранжировки были доведены до соответствующего состояния, после чего альбом стал смотреться как единое целое. Кроме этого, в результате долгих споров, ссор и взаимных обид мы все-таки накопили необходимую сумму и купили качественную аппаратуру. Удовлетворив потребность музыкантов в хороших инструментах, мы добились серьезного эффекта. Появилось достойное звучание, правда, пока мы проигрываем по качеству звукорежиссуры, хотя… нам не стыдно показать эту работу на Западе.

- Еще до вашей поездки в Америку в одном из интервью вы говорили о предполагаемом выпуске двух альбомов: проамериканского и российского форматов. Почему вы все-таки пришли к интернациональной версии?

- Год назад, в марте, мы были в Америке. Я задержался там дней на десять и работал в студии как раз над теми песнями, которые вошли в "Три источника". Я столкнулся с тем, что очень трудно работать со звукорежиссером, который мало представляет себе музыкальный материал, который относится к другой музыкальной культуре. Вместо желаемого рок-н-ролла у нас получалась американизированная музыка с рэповскими и электронными добавками, абсолютно не нужными КРЕМАТОРИЮ. Соответственно, мы сделали эту работу, но от нее отказались. Хотя, когда я приехал второй раз, мне очень понравились рэповские версии песен "Мусорный ветер" и "Безобразная Эльза", которые ребята сделали уже без нас. У нас была мысль привезти звукорежиссера и музыкантов в Америку, но мы пошли от обратного - решили сделать собственную студию в России.

- Раз так все хорошо сложилось, по каким причинам КРЕМАТОРИЙ ушел от присущего ему вальс-рока?

- Мы все-таки хотели сделать альбом, отличающийся от предыдущих. А так как вальс-рок, который нам приклеили, стал уже trade mark, мы решили от этого отойти. Вальсы на самом деле были записаны, просто мы их не включили. Хотелось поэкспериментировать на другой почве. Если послушать альбом внимательно, то в нем можно найти смешение разных стилей, вплоть до панк-рока, который никогда не был свойственен КРЕМАТОРИЮ, - в песне "Каины-дизаины", например. Мы хотели сделать то, чего не было раньше, избегая обвинений в проторенном пути. Хотелось оставить "крематорский" ствол и сделать музыку в новом веке более инструментальной, вырваться за рамки рок-н-ролла, может быть, приблизиться к классической музыке, попробовать найти новую форму. Это же интересно (по крайней мере, для меня).

- В новом альбоме присутствует песня Майка Науменко "Лето". Кроме этого, на концерте в "Манхэттен-Экспресс" Вячеслав Бухаров, на мой взгляд, мастерски исполнил "Дрянь". Планируется ли в будущем запись еще каких-нибудь майковских песен?

- В голове пока бродят мысли по поводу песни "Когда-то я знал тебя совсем другой…" - забыл название, но вот этот рефрен крутится. Вообще, Бог любит троицу: мы записали "Прощай, детка", "Дрянь" и "Лето". Я не хотел тем самым создавать какой-то надгробный холмик Майку и Цою, потому что "Лето" посвящено как раз Виктору. Однажды, когда я слушал эту песню и пытался придумать аранжировку, я подумал, что эта песня совпадает с тем рок-н-ролльным бумом, который был когда-то в России, то есть лето русского рок-н-ролла. В какой-то степени я рассматривал ее так и искренне хотел спеть серьезно. Если в остальных песнях я пытался ерничать, иронизировать, вытаскивать наружу свой цинизм, то в этой песне я хотел создать картинку, изображение Майка. Хотелось спеть ее честно и аккуратно. Как художник для меня сейчас Майк, наверное, номер один - я слушаю его с удовольствием. Хотя и криво записано, и спето криво, и шумы… но классно.

- Я знаю, что в ближайшем будущем у КРЕМАТОРИЯ планируется выход сразу двух альбомов - "Реквием для Всадника без головы" и "Фан-Том". Хотелось бы узнать о них поподробнее.

- Что касается "Фан-Тома", то у нас существует обязательство перед Real Records, которая попросила нас выпустить свой альбом в серии "Главные песни". У Real такая традиция: группа, которая выпускает у них свой альбом, выпускает еще и сборник "The Best Of". Мы поместим туда одну новую песню, парочку римейков, скажем, "Зебры" выйдут в другом варианте, может быть, что-то еще. Мне хотелось бы сделать такой радийный диск. Когда мы приезжаем на радиостанции, у нас начинаются вечные поиски: эту песню с этого альбома, эту - с этого. "Фан-Том" будет сжатым отчетом о проделанной работе в 20-м веке. А что касается "Реквиема…", то работа над ним шла параллельно с "Тремя источниками". Хотелось отвлечься от нового материала. "Реквием…" состоит из песен, записанных в 1977-79 годах. В то время я еще играл в группе АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ, и мы сделали альбом под названием "Корабль дураков", но, к сожалению, запись была утеряна. Мой тогдашний гитарист Джон Хомяков сумел восстановить эту музыку. Сейчас эта работа уже полностью готова. То, что выход состоится немного позже, обусловлено тем, что нельзя выпускать два альбома сразу. Может быть, мы кого-то удивим, а кого-то и расстроим, ведь в основном это тяжелая музыка, типа хард-рока LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE, BLACK SABBATH, которых мы тогда очень сильно любили. Я даже чувствую, что где-то там "слизнул" у SABBATH кое-что.

На этот альбом мы пригласили еще и джазистов. Это и певица Валентина Пономкрева, и музыканты Сергей Манукян, Сергей Осипов. Мы хотели, чтобы наши музыканты постарались раздвоиться, то есть найти в себе силы и попробовать записать альбом, который в корне должен отличаться от того, что мы пишем сейчас, хотя это единовременная работа. Показать такое музыкальное двуличие. Я думаю, что нам это удалось. Во всяком случае, там есть очень интересные находки, которые сейчас я уже написать не смогу, ведь песни пронизаны духом того времени. Посмотрим, что получится.

- Ориентировочно когда он выйдет?

- Я думаю, что это будет сентябрь-октябрь.

- А что касается "Фан-Тома"?

- "Фан-Том" выйдет буквально через месяц. Он готов, осталось сделать мастеринг, художник должен нарисовать соответствующие картинки. Я думаю, что он выйдет на Real Records в конце апреля.

- 22 апреля в "Горбушке" состоится концерт КРЕМАТОРИЯ. Не могли бы вы рассказать, из каких песен будет состоять программа данного мероприятия?

- Будут представлены "Три источника". Я думаю, что мы пригласим если не всех, то многих музыкантов, которые участвовали в записи, они тоже выйдут на сцену. Естественно, будет ретроспективная программа. Такой расширенный двухчасовой концерт.

- А будут ли там аранжировки, не вошедшие в "Три источника"?

- Может быть. Вообще, концертные аранжировки всегда будут отличаться от студийных. И потом, у нас всегда существует элемент импровизации на сцене, особенно у нашего скрипача (смеется). Так что будет концерт, потом салют и последующая оргия, как и подобает празднику.

- В 1995 году вышел концертник КРЕМАТОРИЯ, который так и назывался - "Концерт в "Горбушке". Не планируется ли выход концертника после 22 апреля?

- Конечно, планируем, и он непременно будет записан. Мы, ко всему прочему, хотим еще сделать видеозапись, потому что концертных съемок у нас мало, их не было уже лет семь.

- Это будет просто видеозапись концерта или же все-таки фильм с вставками клипов, небольших интервью с музыкантами?

- Есть несколько предложений от разных людей. Сейчас мы просматриваем кассеты для того, чтобы ознакомиться с творчеством этих режиссеров. Я думаю, что в результате мы остановимся на одном из кандидатов, но я планирую это следующим образом. Показать не только само выступление, но и дорогу к нему: как каждый музыкант добирается до этого концерта, как публика заходит и все, что происходит за кулисами. Ведь иногда самое интересное - это то, что происходит на сцене. Если бы кто-нибудь записывал наши разговоры на сцене, об этом можно было бы написать книгу. Это очень интересно. Не нужно стесняться показывать то, что на самом деле этому концерту сопутствует.

- Кстати, о книге. Недавно вы обмолвились о том, что собираетесь выпускать книгу. Что это будет?

- К сожалению, все опыты создания книги о КРЕМАТОРИИ имеют не очень приемлемую для нас форму. Неплохую книжку "Между небом и землей" написала Лада Шатун. Но уж очень у нее разыгралась фантазия. Если я ей рассказал о том, что мы были в ресторане, а рядом с нами пил президент Ингушетии Аушев, то она написала: "Это была совместная пьянка!". Потом вдруг в моей родословной появилась русская бабушка, которой, собственно говоря, никогда не было: у меня, куда ни плюнь, сплошные армяне. Вторая книжка вышла у бывшего участника группы Вити Троегубова, который вообще с нами не советовался. Узнав о том, что мы собираемся к концу года выпустить книжку, он тут же сыграл на опережение, расширил журнальную статью до книги и выплеснул все это со скандальными подробностями. Тем не менее, мы нормально относимся к литературе, которая появляется. В нашей книжке на основе моих воспоминаний и воспоминаний всех музыкантов будет составлена история группы КРЕМАТОРИЙ. В данном случае мы уже не будем стесняться подробностей, о которых раньше пытались умолчать. Кроме этого, хотелось бы пройтись по творчеству, поскольку ни у одного из авторов вышедших книг так и не появился анализ творчества группы. У КРЕМАТОРИЯ, несомненно, существует какая-то уникальность, от этого никуда не денешься. Не знаю, за счет чего, но она существует. Наша задача - попытаться понять, в чем же дело. Почему открываются двери? Почему, когда мы играли на квартирах, я с удовольствием набил бы фэйс первому, кто скажет, что я буду выступать в больших залах. Пришло время, и это получилось. Если бы кто-нибудь сказал мне лет десять назад, что я буду давать концерт в Нью-Йорке, я бы сделал то же самое. Двери открываются. Я никогда не думал, что материализуется песня "Крематорий". Кстати, ты сейчас сидишь там, где "на этой улице нет фонарей", кирпичные стены, очень напоминающие крематорий. Здесь будет находиться Дом вечного сна, со студией, музеем и репетиционной базой. Это то, что очень редко бывает в жизни: самые сокровенные мечты вдруг каким-то образом воплощаются в жизнь.

- В последнее время количество молодых рок-групп стало резко возрастать, как вы к этому относитесь?

- Я только рад, потому что раньше, лет пять назад, можно было по пальцам пересчитать тех, кто находится в "топе". Сейчас на смену техно-ботве все-таки пришла гитарная музыка, и это хорошо. Я, например, не чувствую конкуренции. В рок-н-ролле все-таки действует правило, что если ты хочешь пробиться вперед, не обязательно работать локтями. Если человек хочет о себе что-то заявить, он может, поскольку у нас не так уж много рок-н-ролльных групп. КРЕМАТОРИЙ находится в своей нише, и появление нового интереса к рок-н-роллу нас только радует. Лично я двумя руками за Земфиру, МУМИЙ ТРОЛЛЬ, СПЛИН, ЛЯПИС - за всех, кто пытается играть живую музыку, неважно на каком языке. Например, ВОПЛИ ВIДОПЛЯСОВА - хорошая, честная музыка. И меня это радует.

- После концерта в "Горбушке" КРЕМАТОРИЙ отправляется на гастроли. Не могли бы вы немного рассказать о предстоящем туре?

- Скорее всего этот тур будет и по России, и по СНГ, и, возможно, будет международный. Пока есть ряд предложений, но как это будет расставлено, распланировано, зависит от нашего директора. Тур будет долгим, продлится, скорее всего, до октября. Конечно, мы будем возвращаться в Москву, но на несколько дней, может быть, на неделю. Так как мы играем живые концерты, гастроли нам очень интересны, мы соскучились именно по турам. А пока - ждем всех в "Горбушке" 22 апреля!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета