Хасаншина, Катерина
Отстранение как способ самопознания


...Сигаретку закурю - дымно.
В окошко посмотрю - ничего не видно.
Я - одинокая, нелюбимая, перелетная.
Может, Бог обидел,
Может, я сама,
Но кто меня увидел,
Тот сказал: "Она сошла с ума!".
А я здоровая -
Не видно, что ли, по глазам?
Я просто новая,
Незнакомая вам...


(Катерина Хасаншина."Перелетная").

Катя Хасаншина как автор и исполнительница собственных песен известна брестскому слушателю сравнительно недавно. Однако уже имеет свою постоянную аудиторию. Напомню: ее первое публичное выступление состоялось весной прошлого года на фесте авторской песни "Робинзонада-99". Сентябрь 99-го отмечен записью на ХариТон records почти двухчасового материала, впоследствии разделенного на два альбома. Слушатели программы "Хамелеон" на "Радио "Столица" могли по достоинству оценить Катины песни.

24 ноября в брестском Театре драмы и музыки состоялся двухчасовой концерт авторской песни в рамках фестиваля "Золотая осень-99", где Катя поставила на уши публику, которая не отпускала ее, вызывая "на бис". Вместо запланированных двух песен были исполнены пять.

Гораздо хуже сложилось с гала-концертом "Золотая осень", проходившим в Центре молодежного творчества четыре дня спустя: там Кате выступить просто не дали. Причину можно объяснить словами бородатой песни:

Вешать нос не надо-да-да-да:

Есть у нас эстрада-да-да-да.

Не вписывалась Катя в программу заключительного концерта с его стандартной развлекательностью, убийственной усредненностью и открытым культивированием бездуховности и пошлости, где безликие (но отнюдь не безголосые) эстрадные певчики и певички демонстрировали свое "искусство" зрителю, голодному до хлеба и охочему до зрелищ. Мой вам упрек, господа организаторы: такие творческие личности, как Катя Хасаншина, на дороге не валяются. Хотя... Быть может, и хорошо, что Кате не нашлось места в этом так называемом шоу, имеющем все признаки худсамодеятельности... Однако сами организаторы вряд ли в состоянии понять это. Ну да Бог им судья.

...А тогда, после успешного выступления в драмтеатре, мы, затарившись пивом и уединившись на одной из кухонь, поговорили с Катей в непринужденной обстановке. Я давно ожидал этого случая - с тех пор, как услышал ее песни в записи. Эту беседу я и рискну предложить читателю.

- Припомни, пожалуйста, какая у тебя была первая песня и когда ты ее написала?

- Первую свою песню я написала в 94-м году, когда мне было 13 лет. Песня без названия, без смысла - ни о чем. Но все-таки я считаю ее своей первой песней.

- Много ли у тебя было материала до записи альбомов "Перелетная" и "Восточный экспресс"?

- Да. Начиная с 13 лет я писала очень много. Может, это были глупые песни. Но тем не менее было около 200 песен, которые я пыталась записывать на свой старенький магнитофон. А песни, которые вошли в эти два альбома, - их всего 32. За период с апреля по сентябрь 99-го года я написала около 80 песен.

- Многие авторы сохраняют свои песни для истории в записи, пусть даже никому их не показывают...

- Я записывала свои песни. Даже сейчас иногда слушаю свои кассеты, удивляюсь... Я была совершенно другой, не такой, как сейчас. Эти кассеты есть, и мои друзья даже могут их послушать.

- Кроме сочинения песен, у тебя есть другие занятия: ты рисуешь, занимаешься журналистикой... Все же чему ты отдаешь приоритет?

- Моя основная работа - это журналистика, так как она мне дает какие-то средства к существованию. Но вся моя жизнь состоит из творчества: я рисую, пишу стихи... Недавно начала писать роман, который, думаю, будет очень большим. Что для меня является первым, главным делом, я даже не знаю. Песни пишутся под настроение. Они всегда пишутся. После песни я часто рисую какое-то второе отражение тех переживаний, которые я преподношу в песнях...

- О-о-о, это интересно! Что за роман ты пишешь? О чем он?

- Роман называется "Там, где живет любовь". Такое банальное название... Действующие лица - Человек, Она, Женщина и Дворник. Роман с неким таким философским оттенком: размышления о жизни... Ну, думаю, в двух словах рассказать очень сложно. Я надеюсь, что смогу когда-нибудь выпустить его, и вы узнаете, что это за роман.

- Местоимению "она", как я заметил, в твоих песнях принадлежит ведущая роль. Ты даже поешь о себе от третьего лица...

- Я просто пытаюсь посмотреть на себя с какой-то другой стороны, оценить свои поступки, действия, чувства, переживания, как бы глядя на себя со стороны. Поэтому так часто себя называю таким местоимением - "она". Абстрактно, но это мне помогает узнать себя больше. Потому что о себе говорить довольно-таки трудно. А когда смотришь на себя со стороны, видишь свои недостатки и положительные черты.

- Простой до банальности вопрос: почему в подавляющем большинстве твои песни такие грустные?

- На такой простой вопрос такой же простой ответ: потому что я сама по себе очень грустная, меланхоличная...

- Некоторые музыканты из тех, кого я знаю, избегают слушать музыку или сводят это занятие к минимуму, опасаясь подвергнуться чужим влияниям...

- Как раз подвергнуться чужим влияниям я не боюсь, потому что, мне кажется, каждый пишет свое, каждый пишет по-своему. Я в своих песнях раскрываю именно свое видение мира, и чужих влияний мне бояться просто глупо.

- Однажды ты в моем присутствии наигрывала собственную пьесу в старинном стиле. Я даже могу провести параллели с французскими клавесинистами XVII-XVIII вв Франсуа Купереном и Жан-Филиппом Рамо... В этой связи хочу спросить о твоих пристрастиях, в том числе и в области классической музыки.

- Начнем с того, что когда я училась в музыкальной школе по классу фортепиано, мне просто приходилось слышать, узнавать произведения таких композиторов, как Бах, Шуберт, Шопен, Григ... В свое время я даже пыталась сочинять классические произведения для фортепиано и показывала своей учительнице. Она удивленно поднимала брови и говорила: "Мне кажется, это самое раннее произведение Шуберта". Что касается современной музыки, я, наверно, ничего не скажу. Мои пристрастия останутся при мне... Ну, что я могу сказать? АЛИСА и АГАТА КРИСТИ производили на меня большое впечатление, и я заслушивалась этой музыкой... Потом Эрик Клэптон, Джо Кокер, DOORS... Наверно, больше ничего и не назову. AEROSMITH, ROLLING STONES - мне нравятся эти вещи. Но сказать, что я пытаюсь копировать что-то, брать из этих вещей в свою музыку, - этого я сказать не могу. Что касается моей инструментальной вещи. Там встречаются некие скандинавские напевы. Я не знаю, как у меня эта штука родилась вообще, как появилась на свет. Ничего определенного не замышлялось. Просто это был какой-то поиск, и, собственно, вам судить, что получилось.

- А не думала ли ты записать альбом собственной инструментальной музыки?

- Почему бы и нет? Было бы даже здорово. Но у меня пока очень мало инструментальных произведений. Я, конечно, буду работать, буду что-то искать свое. Конечно, как всегда, будут проводить параллели с кем-то, но... Я надеюсь, что запишу этот альбом.

- Какое из выступлений тебе наиболее запомнилось?

- Последнее выступление, которое проходило в Бресте, в Театре драмы и музыки. Там выступали барды. И, когда я выходила на сцену, меня, как всегда, трясло, я нервничала. Но, спев одну песню, я поняла, что зал хорошо расположен ко мне, и вместо двух запланированных песен спела пять. Меня вызывали на бис. Бурные овации... В общем, мне жутко понравилось, потешило мое детское самолюбие. Я благодарна брестчанам за такой теплый прием и надеюсь, что это просто подтолкнет меня для написания дальнейших песен.

- Что собираешься делать в близком и далеком будущем?

- В ближайшем будущем я была бы просто счастлива, если бы мне удалось растиражировать эти два альбома, так как звонят люди, спрашивают: где можно купить кассеты? Когда?.. А по поводу моих творческих планов на будущее - они туманны довольно-таки, так как я не знаю, как сейчас сложится моя творческая жизнь. Но я не ставлю перед собой задачу иметь белый лимузин, который меня будет подвозить к шикарным залам, собирать полные залы по 500-1000 человек. Мне просто хочется, чтобы люди из моих песен брали для себя что-то важное, чтобы они помогали людям познавать мир, себя самих... Ну и также - меня.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета