видео и книги


Кушнир, Александр
100 магнитоальбомов советского рока


М.: "Леан"/"Аграф"/ "Крафт+", 1999
(с) 1999 Александр Кушнир & Леан&Аграф&Крафт+
Тираж 2500 экз., 400 с.


Последнее десятилетие ХХ века отмечено выходом в свет ряда книг, посвященных истории отечественного рока. В числе фундаментальных - пусть и далеко не во всех отношениях удачных - я бы назвал две энциклопедии - "Рок-музыка в СССР" под редакцией А. Троицкого (1990), "Кто есть кто в советском роке?", составленную А. Алексеевым, А. Бурлакой и А. Сидоровым (1991), книги А. Житинского "Путешествие рок-дилетанта" (1990) и А. Троицкого "Рок в Союзе: 60-е. 70-е. 80-е" (1991), а также работу И. Смирнова "Время колокольчиков: жизнь и смерть русского рока", имевшую в конце 80-х - начале 90-х широкое хождение в самиздате и официально изданную в 1994 году. Плюс ряд изданий, посвященных творчеству наиболее ярких представителей русского рока (МАШИНА ВРЕМЕНИ, АКВАРИУМ, КИНО, АЛИСА, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, Янка, ЗООПАРК, МУМИЙ ТРОЛЛЬ…).

О готовящейся к изданию книге, посвященной советской подпольной магнитозаписи, я случайно услышал году в 96-м. Потом была публикация ряда глав в петербургском журнале "Fuzz"… И вот, наконец, книга нашла своего издателя и читателя.

Данная работа являет собой логическое продолжение энциклопедии "Золотое подполье", увидевшей свет в 1994 году. И это вполне естественно и закономерно, ведь рок и самиздат в нашей стране существовали в неразрывном единстве и взаимосвязи. Это первое серьезное исследование советского магнитиздата как культурного феномена (если не считать небольшой главки в уже упоминавшейся книге Ильи Смирнова). Хотя не Кушнир изобрел сам термин "магнитиздат". Его еще в первой половине 80-х ввел в обиход "бибисист" и "рок-сеятель" Сева Новгородцев.

Теоретическую базу "100 магнитоальбомов…" составили публикации из самиздата, центральной и региональной прессы, личное общение автора-составителя с музыкантами и, конечно, сами магнитоальбомы. Александр Исаакович является автором почти всех глав. В книге также использованы материалы Андрея Барановского, Влада Бачурова, Класса Бавере, Елены Вишни, Александра В. Волкова, Сергея Волченко, Андрея Максимова, Николая Мейнерта и Макса Семеляка. Вступительная статья "Мы опять вернулись в 80-е" написана Борисом Гребенщиковым.

Книга состоит из двух неравных (по объему, но не по значимости) частей, пронизанных мыслью, которую можно свести к следующему: при всей диаметральной противоположности и непримиримости официоза и андерграунда магнитиздат являлся неотъемлемой частью советской культуры.

Первая часть - "Вкус магнитного хлеба. Введение в стандарты советской магнитофонной культуры" - по жанру самая настоящая "летопись трудовой славы". Автор прослеживает эволюцию магнитиздата в период с 60-х до начала 90-х (то есть до распада СССР), не оставляя за пределами читательского интереса всех хитростей и тонкостей данного процесса. Важное место в книге отведено описанию жизни, деятельности и героических подвигов замечательных людей, без которых существование и развитие магнитиздата было бы невозможным, - таких, как звукорежиссер Андрей Владимирович Тропилло, с именем которого связывается целая эпоха в истории отечественного рока, дизайнер Андрей (Вилли) Усов, явившийся одним из первопроходцев в деле создания обложек к первым самодеятельным магнитоальбомам, "писатели" (распространители магнитоальбомов) Александр Агеев, Виктор Алисов, Михаил Баюканский, Геннадий Левченко, Валерий Ушаков, Сергей Фирсов и многие другие, чьими усилиями продукты подпольной магнитозаписи расходились по городам и весям нашей необъятной Родины…

Глава "Охота на волков" посвящена, как нетрудно догадаться по названию, перипетиям антироковой кампании, неравной схватке подпольщиков с представителями власти, формам и способам борьбы и выживания в условиях жесточайшей конспирации. Автор вольно или невольно придает главе черты захватывающего боевика.

Вторая часть - собственно "100 магнитоальбомов советского рока". По признанию самого автора, прототипом для советского Top 100 послужили издания на Западе энциклопедии "All Time Top 100 Albums" и "100 Great Album Of 60's". В "сотку" вошли магнитоальбомы отечественных групп и исполнителей безотносительно к жанрово-стилистической принадлежности - от МАШИНЫ ВРЕМЕНИ и ВОСКРЕСЕНИЯ до ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ и Х… ЗАБЕЙ, от АКВАРИУМА и КИНО до АЛИСЫ и ТЕЛЕВИЗОРА, от БРАВО и МАНУФАКТУРЫ до ЦЕНТРА и ЗВУКОВ МУ, от АРИИ и ОБЛАЧНОГО КРАЯ до НОЛЯ и КАЛИНОВА МОСТА… Причем в книге, насколько это было возможно, затронуты все регионы страны - от Калининграда до Магадана. Автор не ограничился территорией Российской Федерации: в книгу попали альбомы групп из Эстонии (ПРОПЕЛЛЕР), Латвии (ЖЕЛТЫЕ ПОЧТАЛЬОНЫ, ПОЕЗД УШЕЛ), а также из Украины (КОЛЛЕЖСКИЙ АСЕССОР, ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА, РАББОТА ХО, ИВАНОВ ДАУН, ТОВАРИЩ, КАЗМА-КАЗМА).

"Но по каким критериям производился отбор материала?" - спросит потенциальный читатель. И найдет исчерпывающий ответ, раскрыв книгу на стр. 392-393: "При оценке значимости альбомов учитывалось их влияние на музыкальную ситуацию в стране. Затем - популярные и культовые записи, а также работы практически не известные, которые в чем-то опередили свое время".

Материал выстроен в хронологическом порядке. Главы по форме изложения не сводятся к простым рецензиям на альбомы - Кушнир &С° не ограничиваются подробным музыкально-эстетическим анализом содержания каждого альбома. Авторы заостряют внимание читателя на деталях технологии звукозаписи. Кроме того, в книге предпринята небезуспешная попытка подробно осветить жизненный и творческий путь каждого героя.

Последняя работа Александра Кушнира изобилует интересными, порой доселе не известными фактами из жизни рок-музыкантов. Каждая глава снабжена фотоиллюстрациями, в том числе и архивными снимками, а также репродукциями самопальных обложек к магнитоальбомам.

Издание, увы, содержит разного рода неточности. Так, Юрию Шевчуку в год записи альбома "Периферия" (1984) исполнилось 27 лет, а не 24 (с. 167). ЦИКАБА - группа ишимская, а не тюменская (с. 373). Все-таки есть разница. Михаил Танич писал стихи, а не музыку (с. 354). Ошибочно и утверждение, что харьковская КАЗМА-КАЗМА после 1993 года не записывала альбомов (с. 390): через год после выхода альбома "Катакомбы любви" группа записала в 1994 году музыку к спектаклю "Чайка" (по А. П. Чехову) в виде альбома "Комедии Антона" (кассета выпущена польским лейблом Koka Records). Очевидно, по незнанию Александр Исаакович упускает факт воссоздания в 1995 году киевской группы ИВАНОВ ДАУН.

Иногда авторы проявляют некомпетентность в вопросах музыкальной литературы: "Принцесса цирка" Имре Кальмана - оперетта, а не опера (с. 186) - далеко не одно и то же. Еще из школьной программы известно, что "Героическая симфония" принадлежит перу Бетховена, а не Шостаковича (с. 203). Последний сочинил "Ленинградскую симфонию". И уж вопиюще безграмотным выглядит приведенное А. Барановским выражение "симфонический квартет" (с. 60).

А впрочем, не будем так уж строги к авторам. Подобными недостатками зачастую страдают даже академические издания и учебные пособия. Все-таки проделана титаническая работа по сбору, систематизации и энциклопедической обработке колоссального объема информации - работа, с которой справился бы далеко не каждый.

Книгу Александра Кушнира "100 магнитоальбломов советского рока" я бы порекомендовал начинающим (и не только) музыкальным критикам, исследователям отечественной рок-музыки и широкому кругу меломанов.

…100 магнитоальбомов. 100 страниц, вписанных золотыми буквами в историю отечественной рок-музыки. Одни альбомы увидели официальное издание (в первоначальном или измененном виде) на виниле, лазерных звуконосителях или лицензионных кассетах, другие только ждут своего часа, третьи, сохранившиеся в единичных экземплярах на полуосыпавшихся пленках, пылятся на полках у фанатов-коллекционеров…

Каждая глава имела своей целью возбудить у читателя интерес к описываемому пласту отечественной магнитофонной культуры, к каждому альбому. "…Если читатель не начал этот альбом где-нибудь добывать, - пишет Александр в заключении "Опиум для народа. Внеклассное чтение", - значит, глава написана плохо и неинтересно" (с. 395). Очень хотелось бы, чтобы худшие предположения автора-составителя не подтвердились.

Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета