статья


Toy Dolls
Не дарите панку цветы - у панка астма!



"Панков не нюхают" (один барабанщик)

"Она была такой быстрой, что могла отгрызть себе ухо, переваривала пищу уже во рту и знала, что каждые несколько веков некоторые женские имена превращаются в мужские, в то время как остальные остаются тем же, чем были" (Милорад Павич, "Внутренняя сторона ветра", почти про эту группу)

Маленькие куколки бывают разные. Барби, например: розовые и анемично-тоненькие, они ездят в автомобилях из пластмассы цвета младенческого зада и вдохновляют целые поколения маленьких девочек не есть пищу, содержащую калории (ясное дело, нет такой) и взахлеб слушать группы типа AQUA. Припоминаются диснеевские гномы и Тарзаны из "Макдональдса" (в рекламе видела), но это для богатых. Есть еще солдатики всякие цвета хаки, но это уже для полных идиотов. В общем, все это плохо и развращающе. Все социальное зло, ульями гнездящееся в полчищах кукольных фигурок (если ваш сосед похож на ту, что в магазине, - быстрей купите и навтыкайте ей иголок во все места - это называется вуду), невыразимо и не осознанно человечеством - сие есть безумие, весенне-мозговое половодье, маньячество и абсурд. Понять и помочь осмыслить все это могут только они, англичане с английским юмором, - TOY DOLLS, вместившие в себя все вышеперечисленные характеристики.

Пусть это самое долгожительствующее и мерзко-ползающее панк-трио в мире - они не совсем панки. Причины - по пальцам. После каждой точки рубанком отсекайте по фаланге. Они не грязные. В галстуках. Выступают при костюмах и всегда неимоверно стильны. Не ругаются непотребной лексикой. Потому что их дети слушают. Умеют играть (это настолько ужасно, подло (да, именно подло, ты их хочешь выключить, гадов, и не можешь, потому как играют классно) и нетипично, что требует двукратного повтора). Умеют играть. (Два - плохое число, гвоздички на гробике напоминает. Три бы. Точно, три раза.) Умеют играть (хватит). Не отрекаются от классики, намешивают всяких стилей и даже перепевают Чака Берри и блюзовые каверы (это ужасно). Кончились пальцы? Возьмите на кухне тряпку, вытрите кровь и слушайте дальше. Можете и не слушать. Но защиты от TOY DOLLS вам это не гарантирует. Еще хуже будет, неподготовленным-то.

Не отшвыривайте газету. TOY DOLLS могут здорово облагополучить вашу бесполезную жизнь. Улучшить ваши отношения с друзьями. Возьмем ситуацию: у вашего друга воняют ноги (пардон), а он об этом не знает. Вам от этого тяжело, другу пора бы ножонки попарить с корой дуба аптечного, но незадача: как ему об этом сказать, чтобы не обидеть? Вашу дружбу спасут TOY DOLLS: подарите приятелю их альбом "Fat Bob's Feet" ("Ноги толстого Боба), на обложке которого изображен тот самый Боб с голыми пятками в туче катастрофических последствий собственного недуга - задохнувшиеся дети, в панике убегающие девушки, запах (визуально-волнистый) и - трупы-трупы-трупы. Скотина Боб улыбается. Друг все сразу поймет. Если и расстроится, то при прослушивании диска развеселится: группа, естественно, творит милую, светлую, быструю, шумную и истерически-веселую музыку, похожую на немецкие маршики, пивные песенки, детские считалки, шумелки и сопелки, причем со всеми возможными стилями и уклонами. Жизнерадостно.

Еще совет: если у вас плохо с девушками, поставьте самой милой 2 песни TOY DOLLS (больше не надо) и любезно пообещайте подарить ей на 14 февраля все их альбомы плюс видео и концертник последний "Live In Studdgart" для полноты ощущений. Девушка будет ходить пуганая и пришибленная (если она, конечно, не пункерша какая), будет плохо спать и чахнуть. К февралю, когда она станет полным параноид-андроидом, можете просто подарить ей цветочек. Она будет обожать вас всю оставшуюся жизнь. За то, что пожалели. А если сестренка попросит у вас куколку...

Ладно, советами не прокормишься - попробуем обратить ваше внимание, притянув за уши историческое мышление. Не спешите в туалет с газетою - вспомните уроки химии и особенности производственного процесса в стандартной белорусской типографии.

История

Группа собралась в 1979-м (сначала назывались TOY KINGS, потом - TOY DOLLZ, а потом убрали Z), и было их четверо: Pete Zulu - вокал, Mr.Scott (Michael Scott) - драммер, Flip (Philip Dugdale) - бас и Michael Algar, которого все звали красивым пушкинско-онегинским, да еще и женским именем Olga (жаль, что не Татьяна). После первого концерта вокалист сбежал, и его место занял Olga, моментально придав группе неповторимость, уникальность и искрометность (и еще представительность - в общении с прессой Оленька родимый сыпал такими шутками, что журналисты корчились в смеховых судорогах и роняли диктофоны на пол) - его вокал звучал, словно ускоренный, плотные бэки в тональности, сверхэнергичная и плотнейшая музыка (для трио!), насыщенная безумными мелодиями, завихрениями, кодами и риффами. Постоянно менялись участники группы (кроме вокалиста, конечно), но стиль упрямо оставался тем же - группа плевала и на "новую волну", и на пост-панк, грохоча от души свои дразнилки (даже записали как-то песенку для детской телепередачи).

Первый сингл "Tommy Howey's Car/ She Goes To Finos" вышел еще в 79-м - его профинансировал местный бизнесмен-меценат, а в 84-м сингл "Nelly The Elephant" наконец попадает на второе место в британских хит-парадах и расходится полумиллионным тиражом (это весьма круто, учитывая, что в то время час панков был уже позади), утвердив, что британцы впали в детство, - песенка базировалась на старой английской песенке для малюток, иными словами, nursery rhyme.

TOY DOLLS зарекомендовались как одна из самых быстрых и зажигательных концертных групп (акробатика и смертельные номера на сцене, исполнение "Танца с саблями" из балета Хачатуряна), посему большую часть своей жизни проводили в турах. В этом кроются причины конвейерной смены участников - в восторге от неуемного кочевничества был один лишь Ольга.

Началось это еще в 80-х. Как-то в промежутке между серией убыточных концертов (платили людям деньги, чтобы их слушали?) к Ольге ворвалась девушка драммера, которую звали Val, и потребовала, чтобы за концерты ему платили. Мол, она его, любимого, месяцами не видит, а он за это еще и платит. Речь перемежалась угрозами и плевками, потом девушка заявила, что если барабанщику не заплатят, она запретит ему играть и сожжет его палочки. У TOY DOLLS не было ни пылинки денег. "Бери своего паршивого барабанщика, - сказал Ольга, - а мы нового найдем." Нашли, но у того тоже оказалась девушка с претензиями. Нашли еще. Опять то же самое. Девушки, как назло, почти всегда любят барабанщиков. В итоге группе пришлось сменить аж 14 штук. (Будто бы нельзя оставить барабанщика и менять девушек!) Они даже устали запоминать их по именам и давали для удобства некоторым просто клички. Один из барабанщиков, Тревор по кличке "Лягушка", именно из-за этого и ушел. "Не хочу, чтобы меня называли лягушкой", - сказал он. С басистами было проще - их сменилось всего шесть. "Уходят в основном потому, что устают от длительных туров, - говорит Ольга, - женятся, поселяются где-нибудь, детей заводят. Это не по мне. Я многих девушек из-за этого потерял. Многим приходится жертвовать" (почти на каждом альбоме группы путеводной звездою мерцает песня о прелестях холостяцкой жизни).

В 82-м TOY DOLLS подписывают контракт с EMI и прекращают дурную традицию печатать пластинки на собственные средства. Аббревиатуру эту ребята цинично расшифровали как "Every mistake imaginable" ("все возможные ошибки" - что-то вроде), но на самом деле благоговейно выли от счастья, получив каких-то вшивых 100 баксов аванса. Потом они выли от злобы и горя, когда EMI приказали Ольге сменить голос, гитаристу - стиль, а всем вместе - внешний вид. Целый год, охваченный контрактом, группа, не желающая лезть в поп-культуру, чахла на глазах, потом сразу же ушла на Volume Records, где и выпустила альбом "Dig That Groove" (1982), сопроводив его жутко веселым, проблемным и опять безденежным турне (они бы еще автостопом гастролировали!).

В 83-м в группу вернулся Pete Zulu, но петь ему никто, понятно, не позволил. Предложили бас. Через некоторое время, в процессе какого-то концерта, соратники заметили, что Пит не умеет играть, но тщательно это маскирует. Тогда ему дали ритм-гитару: Пит был птицей прожженной и знал, как в хрестоматии, три аккорда (E,G и Am), усугубленных бас-стараниями старшего брата Ольги (его тоже звали не Татьяной, а Ernest'ом). В итоге альбом "Far Out Disc" получился очень по-панковски звучащим. Потом опять начали меняться участники, некоторые при ближайшем знакомстве оказывались теми, кто уже когда-то играл в TOY DOLLS (вот радости-то было!). В 88-м выходит "Ten Years Of Toys", а в 89-м, уже на Receiver Records, - "Wakey Wakey". Потом следуют незабываемые "Live From Tokyo", "Fat Bob's Feet", "Absurd Ditties" и "Orchastrated" - можно про них написать целую кучу, но лучше послушать.

Группа, как водится, приняла нового басиста, Gary Fun, который играет с ними до сих пор. Последний альбом "куколок" называется "One More Megabyte" (в турне, к нему привязанном, группа играла вместе с NO DOUBT, причем Ольга умудрился выползти на сцену во время их выступления и противным фальцетом провыть целый куплет вместо Гвен Стефани), и группа уверенно грозится выпустить очередной, который они хотят назвать "Sing Something Simple", но этого, естественно, не сделают, потому как обдумывают вариант "Doll's House" (милые мои, хорошие! Не надобно "Doll's House"! Согласно фонтанирующим источникам сомнительно-мифического, еще "битлы" думали так назвать то ли "Револьвер", то ли "Белый альбом", но передумали, узнав, что это уже у кого-то было! Так это же еще в 60-е! Посудите сами, сколько подобных заголовков расплодилось сейчас - не все же столь катастрофически проницательны, как Леннон-МакКартни).

Сейчас у группы все хорошо. Только Ольга переживает за репутацию - недавно барабанщик Marty скоропостижно женился. Ждут катастрофы, которая подло и жестоко задерживается и не желает происходить. Если что случится, Марти будет жалко - альбом "Bare Faced Cheek", с ним записанный, числится одним из самых лучших и веселых.

Практика

Применяя музыку TOY DOLLS на практике, следует четко уяснить, чего не стоит делать. Не стоит параллельно слушать других панков, так как сами музыканты этого не предпринимают. Ольга настолько удолбан собственной музыкой, что в свободное от себя время вгрызается исключительно в рок-н-ролл 50-х или позволяет пожирать себя Моцарту. Три его любимые группы - это SMALL FACES (60-е!!!), BATES (немецкие панки) и ANGELIC UPSTAIRS (не слышала, но название - класс!). Басист же слушает LZ и BEATLES, а барабанщик любит Фрэнка Заппу и свою жену, конечно. Ольга ненавидит рэп, но ему нравится кусочек песни AEROSMITH "Walk This Way". Если же вы хотите другого сорта практики и стремитесь научиться играть TOY DOLLS на гитаре, помните, что они были самоучками и их виртуозность и мастерство (я же не шутила, они ПРАВДА умеют играть!) есть итог спонтанного развития музыкального мышления, посему если вы - гитарный ас, взявший пару уроков у старика Клэптона, то высот DOLLS вам не достичь. Если вы уже послушали их и теперь хотите узнать, кто из группы умеет так лихо изображать собаку, не пытайтесь - собака, которая иногда участвует своим лаем и повизгиванием в записях DOLLS, - самая настоящая. Это пес Ольги, зовут его (тоже не Татьяна) Ashbrooke, и Ольга любезно приглашал милого песика в студию на время записи альбомов. К сожалению, пса вы уже не увидите - недавно бедняга умер. Второй же собаки, равно как и жены с детишками, Ольга заводить не хочет - гастроли...

Если вы думаете, что TD принципиально наугадные и валят все как попало, - увы. Группа очень концептуальна. На каждом новом альбоме они делают попурри из песен предыдущего - последним номером. А сюжетность всех композиций размещена кольцеобразно и часто включена в единый контекст. Например, тот же альбом про вонючие ноги начинается двухструнным синкопированным заунывом, пародирующим классический блюзовый квадрат, под который совершенно мертвым голосом тянется текст, мол, некий Фрэнк проснулся поутру после вчерашнего, а у него в голове и везде такой полный блю-ю-у-у-з... а потом вроде приходят DOLLS и начинают валить свою сверхэнергичную развеселость. Валят ее две стороны, потом все опять срывается на блюзовую монотонность, поют че-то типа "а потом перестали TOY DOLLS играть, и у Фрэнка опять начался полный блю-у-у-уз", причем это все такими интонациями, что жить не хочется. Вот как оно все...

Если же вы задались целью искать смысл в их песнях, могу порадовать: смысл в них есть. Пожалуй, даже с избытком. Посудите сами: герои их песен - то неудачники, то фрики полные, то просто ущербные или идиоты с характерностями, причем чаще всего песня повествует о человеке и о его мерзкой достопримечательности либо паршивом случае, с ним произошедшем. Часто песни повествуют о болезнях. Для анализа подсыплю в огонь несколько названий песен (сразу переведу) - "Джеймс Бонд живет на нашей улице", "Джорджи загремел за решетку", "Ты хочешь быть, как Дуги Белл?!" (послушаешь, так не захочешь), "Я - одинокий ублюдок", "Кейт - вор", "У меня астма", "Кэрол Доддс беременна", "Укушенный красным жуком"... Проблема в том, что персонажи не вымышлены, а у Ольги и в самом деле астма, в чем он регулярно признается журналистам. "Я бы не написал песню, если бы у меня ее не было, - говорит он. - Все песни основаны на правде. На нас даже многие в суд подавали из-за этого. Но если Кэрол Доддс действительно беременна, то что я могу поделать?" О болезнях - отдельно. Ольга, кстати, хвалится обилием фобий - и насекомых он боится, и высоты, и всякого пространства... Есть песни и о гриппе, и о хроническом гайморите. Самая грустная - "Worse Things Happen At Sea": поехал лирический герой к морю прозрачному в кои-то веки, а с ним, невезучим, все сразу болячки приключились - спина обгорела, простуда из носа потекла, горло чем-то покрылось (эх!), прыщи не там, где надо, повскакивали (один мой знакомый из-за подобного месяц по пляжу в длинных шортах бродил), кариес взныл, муха в глаз вползла и ноготь в ногу врос, причем в припеве поется: "...но ты должен оставаться счастливым...", что, конечно же, вышибает слезу. Остальные же песни просто вышибают мозги. Такие пишут школьники про обделенных сверстников. Одна разница - нехорошими словесами TOY DOLLS не ругаются, в отличие от школьников. "Я не против этого, - говорил Ольга, - мне нравится куча групп, которые ругаются. Правда, нравятся, но мы бы так никогда не делали. Это такая политика у нас. Надо же помнить, что есть семи- и восьмилетние детишки, которые покупают наши записи... Но вообще я не против. Я люблю, когда ругаются."

К вопросу о практическом поведении. Если вы предвкушаете обещанный концерт группы в Москве в ожидании ломаных носов, крутой мочиловки и катящихся черепов, спешу вас огорчить: хоть на сцене TOY DOLLS ведут себя, как взбесившиеся койоты, насилия в зале они не потерпят. Раньше на их концертах часто случались масштабные потасовки, пока группа не взяла за правило прекращать игру, завидя непорядок. При водворении мира ребята начинали играть опять. "Через пару лет мы их выдрессировали, - хвастались музыканты, - но все панки очень расстроились, потому что мы же играли ИХ музыку, хоть и не называли себя панками. Мы называли это "музыка TOY DOLLS". "Джентльменски-рафинированный вид вокалиста позволяет ему верить: если бы что повторилось, он бы не забыл - гастролируя, Ольга записывает все, что с ним происходит. На основе путевых заметок и опыта он решил, что TOY DOLLS, несмотря на любовь поклонников и 15 альбомов, - самая невезучая группа в мире. Блин. Действительно, невезучая - только что мне, находящейся в творческом процессе, сказали, что концерта в Москве не будет. Ну что ж, поддержим их, ребятки, - погрустим по поводу того, что они все-таки не приедут. Группа уже была в Москве в 1997-м, и вроде бы всем взаимно понравилось. Наверное, сейчас они ТАРАКАНОВ! испугались - у Ольги есть песня про то, как он боится пауков (удивил. У WHO тоже была, и что?), но паук все же - не таракан, а таракан - не астма, которой нет смысла бояться, так как она все равно есть и топором ее не вырубишь.

На этом жесточайшем обломе автору на голову накидывают мешок из-под картофеля и несильно ударяют чем-то по голове, отчего статья безвозвратно прерывается, лишившись внятного окончания с фанфарами, всюду темнеет и наступает полный блю-у-у-уз...

Татьяна (а не Ольга) ЗАМИРОВСКАЯ

© 2005 музыкальная газета