статья


Hip-Hop Side
О граффити



В связи с тем, что в последнее время наблюдается повышенный интерес к хип-хоп-культуре, а также в связи с тем, что в некоторых периодических изданиях проходит некомпетентная информация о белорусском хип-хопе, "МГ" сообщает своим читателям, что, начиная с этого номера, в газете появляется новая рубрика: "HIP-HOP SIDE" - страница об отечественном и зарубежном хип-хопе. Она будет выходить по возможности в каждом номере "Музыкалки" и будет посвящена таким направлениям хип-хопа, как би-боинг (рубрика "Backspin"), МС (рубрика "On da mic") и граффити (рубрика "20 Canz").

Введение в граффити

В последнее время популярность хип-хоп-культуры в нашей стране сильно выросла. Все чаще на улицах наших городов мы можем увидеть веселые цветные рисунки, оживляющие глухие фасады старых построек, длинные скучные стены гаражей и т.п. Вся эта уличная "живопись" называется граффити. Мы смело можем назвать это (граффити) искусством -- искусством улицы. Исполнители этих "полотен" -- особый контингент художников. Они не замыкаются в четырех стенах своих мастерских. Они не боятся вынести свои идеи и мастерство на улицы города, для публичного обозрения. В основном ими (графитчиками) являются молодые люди, в силу своего возраста не ограниченные никакими рамками, не видящие в воплощении своих творческих идей никаких границ.

Но, к сожалению, в нашей стране большинство людей, имеющих желание заняться граффити, из-за отсутствия соответствующей информации не могут полноценно воплощать свои идеи…

Эта рубрика создана специально для людей, желающих узнать больше о таком явлении, как граффити. Итак, начнем…

Тэги (tagging) - самая примитивная форма graffiti art. Тэг - это роспись художника, обычно делается маркером или баллоном (can). Несомненно, тэгирование является корнем культуры Graffiti, и перед тем, как делать серьезные работы, научитесь делать тэги.

Для тэга может быть взято какое-либо имя, которым вас будут называть в обществе райтеров (англ. - writer). Не думайте, что это так просто! Если вы выберете какое-нибудь тупое имя, оно и будет преследовать вас дальше. "Тупое" имя - это: выбор инициалов, прозвища либо имени, использованного среди известных людей, банальное или избитое слово (например, cap, style, spray и т.д). Тэг обычно состоит из 3-7 букв, но может быть короче или длиннее, если в этом есть необходимость. Имея тэг, состоящий более чем из 4 букв, вам необходимо будет разработать укороченный вариант для определенных опасных ситуаций. В книге "Subway Art" (называемой среди райтеров "Библия граффити") тэги являются начальным витком в разработке так называемого стиля художника-райтера. В "Subway Art" говорится, что "стиль -- это конкретная художественная идея, подразумевающая под собой форму букв и характер их сочетаний. Существуют различные виды стилей, от "старых" овальных букв, до высокоразвитых и сложных, в стиле wild style -- энергично соединяющих конструкции букв, передающих движение и направление. И, конечно же, постепенно приходящие в моду 3D-очертания. К примеру, слово "thanks" может быть выражено честно, саркастично, презрительно или в любом другом значении - как слово представлено, так его и следует понимать. Граффити без стиля больше ассоциируется с монотонным голосом, двусмысленным значением, выражая ненависть или безразличие. Стиль может сказать в 1000 раз больше, чем просто тэг".

Каждый тэг без стиля может быть воспринят как мнимый художник без преданности и обязательства перед искусством. Приобретение опыта в изображении образов быстрыми и ровными линиями - это бесконечный процесс, который является сущностью, пожалуй, всего граффити.

Когда я начал рисовать, я думал, что, написав везде свое имя, я стану известным. Вскоре эта иллюзия прошла. Я до сих пор вижу свои старые вздорные тэги на мусорных баках и на стенах зданий, и мне стыдно за них сейчас. Стыдно потому, что они демонстрируют мое непонимание чувств и страсти, которыми пропитано искусство граффити. Еще стыдно, потому что они не имеют никакого стиля.

Каждый раз, после того как я сделаю работу (piece), я возвращаюсь к ней через неделю, чтобы оценить ее. Вовсе не для того, чтобы восхититься ею, а для более объективной оценки творения. Я фотографирую все свои работы, это помогает найти изъяны. Как гласит книга "Subway Art", Graffiti - это своеобразный публичный показ, все, что представлено на рассмотрение, будет критиковаться, так что лучше всего будет проанализировать и улучшить свои начинания. Не лучший способ овладеть навыками граффити - это начинать сразу же валить bombing (упрощенная форма граффити с изображением твоего тэга) на стенах города, тем более на поверхностях поездов. Для начала нужно научиться изображать нормальные буквы на бумаге, пробовать различные цветовые комбинации. Когда, на ваш взгляд и по мнению ваших друзей, начнут получаться нормальные рисунки, найдите себе стену, скрытую от посторонних глаз прохожих, чтобы серьезно сосредоточиться на рисунке, и в спокойной обстановке пробуйте ваши силы на ней, при этом руководствуясь в процессе работы эскизом, который в первое время нужно прорабатывать очень тщательно - уже потом, со временем, вы сможете "мыслить прямо на стене". Самая большая ошибка начинающих райтеров -- покупка толстого маркера и безумное тэгирование где попало - райтер становится просто вандалом, в то время как настоящий райтер должен быть известен своими работами, а не количеством запачканных своими тэгами стен. Хуже всего, когда тэги появляются на фасадах новых, аккуратно покрашенных зданий, магазинов. Нужно запомнить, что тэг не должен портить, а должен украшать стену, и лучше всего для этого подходят неопрятные стены домов и заборы. Да, тэги - это классно, но нельзя забывать, что есть еще много эстетически красивых построек, которые абсолютно не нуждаются в вашей помощи! Тем более что общественность крайне отрицательно реагирует на подобные штуки. Подумайте сами, зачем настраивать общество против граффити! Яркий пример тому - "акция" дебилов под названием "ASS crew" на станциях минского метрополитена, когда чернилами залили буквально все стены. Так вот, благодаря им городские власти не хотят даже и слышать о выделении легальных стен в городе для граффити, т. к. они убеждены, что граффити - это и есть весь этот порожняк в метро.

Обучение граффити очень схоже с обучением на музыкальном инструменте: начните свое творчество с изучения стиля какого-нибудь cool writer'а, кем вы особенно восхищаетесь. Если у вас есть такая возможность, то постарайтесь узнать от художника, что ему не нравится в вашем стиле и возможные пути к совершенствованию. Самое главное - слушать внимательно, что говорят, у них есть опыт. Помните, каждый из тусовки райтеров был поначалу toy -- начинающим и неумеющим. В обществе граффити-опыт исчисляется годами. К примеру, новичок равняется на райтера со стажем 2-3 года, через несколько лет они уже будут объектом изучения следующего поколения, и так бесконечно.

Стиль - это постоянно развивающаяся штука, и ты не должен унывать, если с первого раза не сможешь изобразить ослепительный wildstyle. Попробуй начать c dead letters (мертвых букв), простых кубических или овальных букв. При серьезных усилиях ты в скором времени сможешь стать профессионалом в рисовании этих букв, будешь делать это быстро и аккуратно, в процессе работы ты будешь улавливать нюансы техники, которая постепенно будет перерождаться в стиль. Самое главное - это делать баллоном (can) достаточно быстрые и правильные движения, иначе краска будет течь или (в лучшем случае) линии будут получаться извилистыми и кривыми. Хорошо, если есть возможность приобрести несколько насадок (caps or nozzles), которыми можно получить линию необходимой толщины и с помощью которых можно регулировать скорость подачи краски. Отдельно о насадках мы поговорим в следующих номерах. Изображая более сложные формы, руководствуйтесь тем, что картина должна выглядеть энергично и живо, никогда не бойтесь экспериментировать с буквами. Существуют такие журналы, как "Can Control", "Hype Skills", "Molotov Coctail", "Bomber", "Graffiti Art", содержащие тонны фотографий, изучая которые, ты сможешь отобрать нужные для себя моменты. Информация -- самый важный инструмент в процессе обучения. Именно поэтому мы будем доносить до вас все необходимые сведения о граффити. Расскажем о том, какой тэг лучше придумать, как качественнее сделать работу, о технике и мерах предосторожности (для здоровья и не только), какими баллонами (cans) лучше рисовать, какие есть насадки (caps) и о многом другом. Пишите нам и задавайте вопросы, мы постараемся ответить на странице на все.

Разработать style нелегко, на это могут уйти месяцы, а может, и годы кропотливой работы. В "Graffiti Bible" сказано, что нелегко овладеть сложным wildstyle. Лучший путь к достижению результата - это пройти самому всю историю развития граффити, от простого к сложному.

Если вы действительно серьезно захотели заняться этим, поначалу вам следует показать вашу преданность этому искусству в среде окружающих вас райтеров. Сохраняйте все свои работы и эскизы, складывайте их в black book, и со временем, будьте уверенны, вы овладеете нужными навыками, чтобы исполнить ваш будущий шедевр. Работайте над недостатками и ошибками с кем-нибудь, кого вы уважаете в среде граффити, и не бойтесь критики. Попытайтесь научиться как можно аккуратней и ярче выполнять свои работы, потому что в будущем вы, как и все райтеры, будете являться примером для нового поколения!

Рисуйте и не попадайтесь!!! PEACE!

КИНДУТ

© 2005 музыкальная газета