Кустов, Алекс
Демонизм в жизни и творчестве


"Самообман для людей - один из способов убежать от страха смерти. И, мне кажется, все, чем бы ни занимался человек, - попытка забыть о смерти." (А. Кустов)

Роль наиболее загадочной фигуры в мире современной белорусской музыки принадлежит, несомненно, Алексею Кустову. Этот человек пользуется заслуженной популярностью, ибо, являясь разносторонним творцом по натуре, сочиняет и исполняет музыку самых разнообразных направлений. В прошлом, к примеру, он входил в состав достаточно известной рок-группы THE STOKES. Вместе с В. Калиной, Н. Худяковым и Д. Протасевичем пропагандировал электронный hardcore в АТАКЕ С БРЕЮЩЕГО ПОЛЕТА... Сейчас он бас-гитарист молодой перспективной (по некоторым слухам, даже модной) группы ЛЮБОВЬ И СПОРТ. Его можно встретить на концертах многих белорусских проектов в качестве временного компонента. Но он также представляет интерес как электронный композитор-музыкант, известный под англоязычным именем Alex Coostoff. На его счету пока пять официальных релизов: "Brother"(1996), "Chronosinciasticum Infunabulum"(1997), "Алиса в гостях у Маленького Принца"(1998), "Dissenter"(1999) и "SacuRas ShaDe DimEnsion"(1999). Дабы вкратце рассказать вам о творчестве Алекса Кустова, предлагаю совершить ирреальное путешествие по акустическим волнам его альбомов, ибо они как нельзя лучше отражают творческое кредо музыканта.

Музыка бесчувственного одиночества, циничного самокопания. Бесконечный мир разума, жестокой логики и ледяного индивидуализма. Здесь нет места утонченному ореолу чувств, гармонии небесного. Никаких душевных переживаний. Холод и расчет. Порой возникает сомнение в авторстве музыки, ведь она неестественна, точнее, сверхъестественна. Такое может принадлежать извращенному разуму либо даже самому Дьяволу.

По утверждению Алекса Кустова, он не ставит целью писать то, что хочет. Он делает то, что должен делать. В качестве подтверждения можно привести концепцию первого серьезного альбома, получившего название "Brother". Его брат - сам Владыка подземелий. Эклектичный техно-минимализм четко и безошибочно описывает путешествие музыканта по собственному подсознанию, в результате которого он встретил Того, кто является его второй сущностью. Ради передачи мыслей которого и существует эта музыка. Альбом впечатляет своей самодостаточностью и цельностью. Его невозможно чем-то дополнить. Он завершен. Но в то же время - бесконечен, как и само восприятие мира его создателя.

Логическим продолжением выступает "Chronosinciasticum Infunabulum". В отличие от "Brother", который был сугубо мелодичным, "Chronosinciasticum Infunabulum" дополнен сэмплами. В комбинации звуков не чувствуется дуновения жизни. Из темных глубин подсознания полупрозрачным туманом выползает страх. Извечный ужас человека перед неизбежным, перед смертью. Смертью не просто физической, но духовной. Он сковывает движения, уничтожая любую возможность спасения. Каждый звук забирает толику тепла, повествуя о неземном спокойствии, о счастье пустоты и целостности.

"Алиса в гостях у Маленького Принца", на мой взгляд, - самый удачный альбом. Он концептуален от начала и до конца. Приятное звучание сопряжено с романтикой поиска прекрасного в пустоте космоса и бесконечном количестве миров... Волшебство ночного неба и маленький, до невозможного одинокий странник. Невинными, светлыми от слез глазами он смотрит ввысь, с нежной улыбкой повторяя: "Я подарю тебе особенные звезды!"... Эх, красиво! Но откуда такое дикое ощущение безысходности?

Появление на свет "Dissenter" показало путь дальнейшего развития музыканта. Альбом пронизан мироощущением киборга. Беспощадность машины, сопряженная с глубиной человеческого восприятия. Качество звучания перешло на новый, более высокий уровень. Да, форма претерпела изменения, но содержание осталось нетронутым. Вновь пугающее бездушие. Обреченность. Спокойное ожидание завершения жизненного пути. Честное слово, когда долго слушаешь музыку Алекса Кустова, возникает ощущение, что этот человек знает о жизни все. И это Все достаточно страшно, чтобы быть недоступным пониманию простого смертного.

Последним (надеюсь, что только по времени создания) является "SacuRas ShaDe DimEnsion" ("Объем Тени Вишни"). Уже название свидетельствует о некоей отстраненности от дел земных. Может быть, композитор хотел вывести свою музыку за пределы человеческого восприятия? Если же говорить об альбоме с позиции критика звукового оформления, то стоит отметить необычайную яркость отдельных композиций, кардинально отличающихся друг от друга. Так, жесткий ритм "Milky Way" совершенно не соотносится со впечатляющей мелодикой "So What". Достаточно своеобразна с точки зрения звучания композиция "Brother", тематически находящаяся на одной планке с одноименным альбомом (то ли ностальгия извела творца, то ли "братец" потребовал напомнить о себе нам, "тварям дрожащим"). Но, думаю, не стоит заниматься описанием всех композиций, вошедших в альбом. Нужно лишь отметить, что они достойны вдумчивого прослушивания мыслящими людьми.

Слушателю, избравшему в качестве проводника в мир электронной музыки Алекса Кустова, грозит полное растворение в мире завораживающих звуков, которое не оставляет шансов на возвращение к нормальной жизни. Стоит помнить о том, что, однажды решившись проникнуть в тайны бытия, взглянуть на тени, скрывающиеся во мраке, уже нельзя повернуть назад. Вам предлагается билет в одну сторону, а дальше выбор за вами - использовать его или отложить в сторону, испугавшись неизвестного и отдав предпочтение спокойной привычной жизни.

P.S. Признаюсь честно, жуткое у меня было ощущение, когда готовила к печати этот материал. От монитора тянуло холодом. Безразлично белым холодом. Ледяные руки мертвой хваткой сжимались на беззащитном сердце. Гипнотическое воздействие страха внутри. Страха перед пустотой. Перед бездушием. Тьма вокруг и синий дьявольский блеск суженных зрачков... Чертовщина, да и только.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 12 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета