Morphine
Noir jazz-rock


3 июля 1999 года умер лидер группы MORPHINE Mark Sandman - согласитесь, не самый лучший повод рассказать о группе, творчество которой не очень-то жаловали своим вниманием (по крайней мере, у нас) журналисты и критики, начиная с момента образования группы в 1991 году. Поэтому пришлось дождаться более радостного события - 1 февраля 2000 года увидел свет новый альбом MORPHINE "The Night". Итак, как говорил Mark Sandman, "джентльмены, мы - группа MORPHINE из Бостона, Массачусетс, к вашим услугам…".

Еще до того, как был образован MORPHINE, Mark Sandman возглавлял бостонский блюз-роковый квартет TREAT HER RIGHT (трек "I\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'m Yours You\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'re Mine" с нового альбома очень напоминает звучание квартета того времени), где вместе с ним играл и будущий ударник MORPHINE Billy Conway. Их одноименный дебютный альбом, выпущенный на RCA, имел в 1998 году умеренный успех, добравшись в Billboard Top 200 до 127-го места и оставаясь там четыре с половиной недели, а сингл "I Think She Loves Me", записанный при участии блюзового гитариста David Champagne, достиг в чартах рок-синглов 15-го места. Выпустив еще два альбома, в 1991 году группа развалилась, чем, впрочем, воспользовался Sandman для исследования бескрайних музыкальных просторов, занимаясь многочисленными сайд- и соло-проектами (это и проект HYPNOSONICS, и фолковый PALE BROTHERS при участии мандолиниста Jimmy Ryan, и многие другие).

"Впервые я встретил его, когда он выступал в клубе "The Rat", - говорит саксофонист MORPHINE Dana Colley. - В тот же вечер играла и моя группа, группа из пяти человек под названием THE COLLERS, нестандартная поп-группа, использовавшаяся тамбурин и саксофон. Mark тогда пел и играл на гитаре, и я сразу для себя его отметил. Он вкладывал в музыку всю свою душу. Он не был каким-нибудь клоном JAM или Elvis Costello, каких в 80-е хватало повсюду. Это было что-то более близкое к корням рока, что-то вроде того, что я слушал в юности, что-то абсолютно нехитовое. Когда все хотели играть и слушать панк, услышать такой подход к музыке было на самом деле очень свежо."

И вот Sandman задумывает MORPHINE, отдушину для своей любви к low-end звукам и текстам pop-noir-тематики. MORPHINE стал обращать на себя внимание средств массовой информации, создавая вокруг себя таинственный ореол, и быстро стал любимцем прогрессивных музыкальных критиков. Дебютный альбом "Good" был изначально издан в 1992 году на Accurate/Distortion, но уже два года спустя большим тиражом его переиздает Rykodisc. Фэн-база группы увеличивается с выходом каждого их нового альбома: "Cure For Pain", "Yes" и "Like Swimming", выпущенный в 1997 году совместно Rykodisc и Dreamworks. Прибавьте к этому компиляцию "B-sides And Otherwise", состоящую наполовину из раритетов, наполовину из би-сайдов с синглов. И это только официальная дискография. А сколько гуляет по миру бутлегов MORPHINE?! А сколько их теперь еще появится?!

Colley: "Людям нравится слушать наши диски, я думаю, из-за того, что они сохраняют энергию того, что слушали мы во время их записи, и того, что тогда происходило в клубах, - практически одна только тяжелятина и грандж. Они сохранили энергию, но не того рода - энергию, созданную другими инструментами. Это был не стандартный набор инструментов - гитара, бас, барабаны. Это были двухструнный слайд-бас, иногда баритон-саксофон, иногда тенор-саксофон, иногда и то, и другое и уникально звучащие ударные. Хотя, несмотря на концепцию MORPHINE как безгитарного трио, в их творчестве есть несколько треков, выходящих за привычные рамки. Это, к примеру, "In Spite Of Me" с использованием мандолины с альбома "Cure For Pain" или "Early To Bed" с клавишными с "Like Swimming".

Конечно, у них, как и во всех группах, были свои разногласия. Но то, что разваливало многие многообещающие группы, их делало только крепче (прямо почти по Ницше сказанул). Colley: "Я прямо говорил ему то, что я о нем думаю. По правде, он, вероятно, думал, что я специально старался нагрубить ему и этим его обидеть, но я просто не хотел идти на компромисс из-за желания добиться чего-то лучшего. Слава Богу, у нас хватало мозгов и терпения не разругаться из-за этого. Мы были почти семьей".

Летом прошлого года MORPHINE выехал из Бостона в Европу, чтобы сыграть там на нескольких фестивалях. Прошло несколько дней мини-турне, и во время выступления на трехдневном музыкальном фестивале "Giardini del Principe" в Италии 3 июля Mark Sandman умирает от сердечного приступа прямо на сцене, на глазах у нескольких тысяч своих поклонников. Это было одно из последних выступлений в рамках их летнего турне - 19 июля они планировали вернуться в США и провести там отпуск. Mark Sandman умер в возрасте 46 лет.

Его соратники по группе Dana Colley и Billy Conway не много времени провели в траурном безмолвии, и уже 25 июля на открытой площадке у бостонского клуба "The Middle East" состоялся организованный ими благотворительный концерт памяти покойного друга и музыканта. В тот ужасно дождливый день все, кто его знал и любил (среди них были Dicky Barret из MIGHTY MIGHTY BOSSTONES, экс-вокалист THE PRESIDENTS OF THE UNITED STATES OF AMERICA Chris Ballew, John Medeski из MEDESKI, MARTIN AND WOOD и другие), собрались вместе и исполняли песни покойного.

За пару недель до того, как выехать в свое последнее турне, Sandmnan закончил микширование последнего альбома MORPHINE и передал готовые записи руководству их лейбла Dream Works Records. Словно предчувствуя смерть, Sandman хотел, чтобы эта запись стала чем-то особенным, чтобы она стала рождением нового саунда MORPHINE.

Colley: "Я думаю, что Mark был немного разочарован тем фактом, что после выпуска "Like Swimming" люди стали говорить: "Да сколько же можно записывать альбомы с одним только басом, барабанами и саксофоном?!".

Conway: "Но вместе с тем он говорил, что группе вовсе не обязательно для каждого нового альбома переизобретать свой саунд".

Так или иначе, но Sandman по своей инициативе расширил состав MORPHINE, пригласив для записи последнего альбома аж двенадцать музыкантов.

К сожалению, Sandman не сможет уже поднять группу на новый уровень, представив песни из "The Night" в живом, концертном исполнении. Но, к счастью, музыканты, принимавшие участие в записи "The Night", не разбежались сразу же после сессии. Billy Conway и Dana Colley при участии большинства из них создали проект ORCHESTRA MORPHINE из девяти человек.

Colley: "На репетициях и концерте памяти мы поняли, что играем по-настоящему хорошие песни, которые вправе играть любой. В них еще осталось столько жизни! Mark умер, а мы ведь не собирались ехать в турне в поддержку этого альбома без него. Мы могли бы просто прикрыть нашу лавочку, но нужно поехать и представить эти песни людям. Для фэнов, которые постоянно были рядом на протяжении почти десяти лет, это важно. Главное, чтобы это турне не стало похожим на затянувшиеся похороны…".

Conway: "Мы просто хотим, чтобы люди услышали эту музыку. Очень горько, что Mark сейчас не с нами. Но во время исполнения этих песен становится как-то легче. И я думаю, в этом настроении и стоит жить и играть".

В состав ORCHESTRA MORPHINE входят: Dana Colley - тенор, баритон и бас-саксофоны; Billy Conway - барабаны, перкуссия; первый барабанщик MORPHINE Jerome Deupree; Russ Gershon (HYPNOSONICS) - тенор, сопрано-саксофон; Tom Hatter - труба; Evan Harriman (IMMORTALS) - клавишные; Mike Rivard - бас; Christian McNeil (HYBRASIL) и Laurie Sargent - вокалисты. Laurie Sargent - давняя подружка Billy Conway. В 80-е она была вокалисткой бостонской рок-группы FACE TO FACE (в 1984 году они попали в Тор 40 с хитом "10-9-8", а позже появились в фильме "Sreets Of Fire").

Colley: "У нас в турне будет несколько разных вокалистов, но мы не делаем упор на кого-то конкретно. А Laurie была очень добра, согласившись нам помочь. Когда мы собирались играть благотворительный концерт 25.07.1999 г., она предложила: "Если у вас нет еще какого-то конкретного вокалиста на примете для исполнения этих песен, то я была бы рада помочь вам в этом. Давайте попробуем что-нибудь сделать вместе". Как оказалось, она подошла на все 100%. Она просто невероятная вокалистка, ее энергетика поражает! Не важно, кто поет эти песни, мужчина или женщина, - главное, чтобы они звучали".

Группа на концертах будет играть старые произведения MORPHINE и HYPNOSONICS, но основная ставка будет сделана на новый альбом, который в музыкальном и инструментальном плане гораздо богаче предыдущих релизов MORPHINE. На февраль было запланировано четыре выступления, несколько шоу намечено и на март. Возможно, что в мае они отправятся в большое турне по всей стране, которое должно продолжиться летним туром по Европе, финальной точкой которого может стать выступление на фестивале "Nel Nome del Rock" в Италии.

Colley: "Мы хотим вернуться туда, где умер Mark. Чтобы наши фэны могли тоже прийти туда со своими чувствами. Я все еще помню их лица тогда - они словно окаменели. Ни одно из них не шелохнулось. Очень многие люди чувствуют горечь утраты, но для некоторых очень тяжело разделить эту боль с окружающими, так как тебе могут сказать: "Да это же всего лишь еще один музыкант, так чего же ты грустишь? Было бы чем забивать себе голову!". Но у нас особые отношения с поклонниками, и я чувствую, что это выступление им нужно".

Mike Rivard: "Нам самим очень тяжело. Mark не с нами, но зато у нас есть огромное количество его отличных песен, которые невозможно больше не играть".

Песни и в самом деле отличные, особенно на последнем альбоме. "The Night" - это триумфальная, темная, мелодичная и поразительно уникальная работа MORPHINE. Можно отметить величественную заглавную "The Night", записанную с виолончелью и пианино; гитарно-дистортированную, буйную и нестройную "So Many Ways"; восточно-арабскую "Rope On Fire"; блюзовую "Take Me With You"; виртуозную игру Medeski на органе в ритмичной "Top Floor, Botton Buzzer" и угрюмо-волшебной "I\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'m Yours You\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'re Mine"; и отличный текст в медленной "Like A Mirror". Видимо, для того, чтобы немного разбавить свой низкий голос, Sandman пригласил для записи бэк-вокалов своих друзей: Margaret Garrett и Tara MacManus из блюз-панк-дуэта MR. AIRPLANE MAN (Sandman продюсировал их первое демо), Linda Viens и Carolyn Kaylor из CROWN ELECTRIC COMPANY и Ramona Clifton.

Что еще отличает "The Night", так это то, что Sandman в первый раз сам спродюсировал весь альбом, который более двух лет записывался в его собственной домашней студии "High-N-Dry" в Кембридже.

Conway: "Нам всегда нравилось записываться в домашних условиях. Нам всегда нравился саунд нашей lo-fi-аппаратуры. Но за то время, что мы работали над новым альбомом, Mark улучшал и обновлял студийное оборудование, и оно становилось все более hi-fi, но атмосфера осталась та же, домашняя, несмотря на обилие новых микрофонов, инструментов и т.д.".

Кстати, в период с 15 декабря 1999 года по 1 февраля 2000 года в сети Интернет можно было прослушать песню проекта MOVEABLE BUBBLE "Gone Again Gone". Проект состоит из Chris Ballew, Billy Conway, Dana Colley и Billy Beard. Этой песни (которую написал Chris Balley спустя неделю после того, как умер Sandman) нет на альбоме "The Night", не будет ее и на последующих (если таковые вообще будут) записях MORPHINE. Так что кто не успел, тот опоздал…

Ближайшие планы: в этом году будет снят документальный фильм о MORPHINE, а в июле состоится релиз концертного альбома группы "Live In St. Andrews Hall", записанного в Детройте в 1994 году. Кроме того, создан Фонд музыкального образования имени Марка Сэндмена - безвозмездная организация, занимающаяся новыми подходами в музыкальном образовании детей в Массачусетс, давая им возможность исследовать их творческий потенциал через обучающие программы, лекции, уроки и занятия в звукозаписывающих студиях.

Colley: "Когда Duke Ellington и Count Basie ушли из жизни, их группы продолжали играть их песни. Мы намерены делать то же самое. Mark оставил после себя богатое наследие".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета