статья


Metallica
S&M



(p) & (c) 1999 METALLICA
2MC/21tks




Очень естественный альбом METALLICA - как раз подобного и не хватало; по времени же это как раз лучший момент для пересматривания собственного творчества через призму лет и звуков. То, что запись "живая" (занявшая два апрельских дня), позволяет подходить к старым привычным песням METALLICA с истинно симфоническим образом мышления: успеваешь выхватить и комплексно впитать все сразу: с момента изначальной студийной записи песни до ее нынешнего статуса - того, как ее чувствуют сами METALLICA и как глубоко она успела прорасти в жизнь слушателей. Что-то вроде антиностальгичного притягивания прошлого в настоящее.

Уровень записи и сбалансированного хитросплетения могучего симфонического оркестра с вполне лиричной музыкой группы (надо сказать, METALLICA не в первый раз пробуют сочетаться с классическими эталонами музыкотворения, причем им это идет, как, наверное, никому другому) заслуживает уважительного молчания. Нет расстояний, ваты, нет пустот: если сидишь, то около самой сцены, если затыкаешь уши - все равно прорывается сквозь поры тела.

Если в общих чертах, то главное тут - монументальность и монолитность. Хоть фильмы озвучивай.

Дирижировал световым оркестровым потоком некто Michael Kamen, за что ему поклон искренний.

Замечательно выкидывает душу из тела "Sad But True" - струнные истерично ведут отдельную, не дублирующую партию, лишь по тональности точечно перекликающуюся со стальным шершавым бархатом хэтфилдовского голоса. То же самое и в "One" - эффект спонтанной синхронизации мощно плывущего концерта METALLICA и случайно оказавшейся за стеной массы оркестра, лавиной валящего что-то очень красивое. Причем все совпадает, без диссонансов. Недолюбливающим характерную "вязкую" тяжесть гитарной METALLICA альбом понравится именно благодаря тому, что это оттеняется прозрачностью и эфирообразностью аранжировки.

Эффект присутствия потрясающ из-за одновременности происходящего. Поклонникам преподносится новая песня "No Leaf Clover" (очень необычная и красивая вещь, похожая на ветер, солнце и "Dream On" группы AEROSMITH по духу). В "Battery" - совершенно баховского настроения духовые. Многим уже знакомая инструментальная "Extasy Of Gold" (Эннио Морриконе написал) в самом начале аккуратно берет за руку и деликатно уводит в очередной мир, созданный METALLICA, - могу ошибиться, но диск получился весьма концептуальным.

Партии струнных очень ассоциативны и искренни. В "The Call Of The Ktulu" они напоминают судорогу, в "Master Of Puppets" затихают, прорвавшись виртуозной рябью пассажей через молчание Хэтфилда в припеве - пел зал, естественно. Милый лирический комочек оттуда же еще более слезоточив, чем на альбоме.

Да, забыла: сами METALLICA играют великолепно: ни одного лишнего звука, накал, страсть, эмоции - в общем, все, как и положено добропорядочной METALLICA. Очень все выверенно и солидно. Из великолепных моментов можно выделить исполнение "Of Wolf And Man", "Hero Of The Day", "Bleedin' Me" (жутко психоделична), "Outlaw Torn". Остальное перечислено в буклете. Недосказанность пленяет ум и влечет его в CD-store увеличивать продаваемость рецензируемого продукта.

Из сомнительного: "Memory Remains". Ее святой простоте да красоте не очень идет симфонический пафос. И Марианну Фэйсфул даже 100 тыщ глоток не заменят. То же самое и касательно "Nothing Else Matters" - это все равно что "битловскую" "Yesterday" перепевать. Некоторые песни лучше не трогать.

Необычность подхода к симфо-рок-традиции здесь в том, что и "S", и "M" - самостоятельны, причем обе равноправно могут быть фоном - ни вам METALLICA с аккомпанементом, ни оркестр с Хэтфилдом на подпевочках. Слияние, как у солнца и лунной тени в момент затмения, - эффект тот же: в пазах темнее, поднимается ветер, утихают птицы, воют собаки и крестятся суеверные старушонки. Темные очки необязательны - раскупоривайте лучше уши.

Т. Замировская

© 2005 музыкальная газета