Mad Heads
Чернобыльский бит

Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году способствовала появлению множества болезней головного мозга. Именно тогда, как гласит легенда, двенадцатилетний киевский подросток Вадим Красноокий почувствовал, что с ним творится что-то неладное: его начал притягивать "белый рок-н-ролл" - рокабилли, необилли и сайкобилли - музыка, скажем прямо, не для слабонервных. Научившись прилично играть на гитаре и петь, он решил воплотить в жизнь идею о создании собственного коллектива вместе с Ромой "Бамбуком" Шаркевичем (барабаны). После долгих поисков удалось найти контрабасиста Владимира "Сталика" Сталинского, и 8 декабря 1991 года - в день рождения Джима Моррисона и смерти Джона Леннона - состоялся дебютный концерт новоиспеченной группы MAD HEADS (что-то вроде СОРВИ-ГОЛОВЫ; автору этих строк гораздо ближе украинский вариант - CКАЖЕННИ ГОЛОВЫ).

Следующий, 1992 год отмечен для рокабиллов-мутантов обострением гастрольной деятельности. Где только ни играли: в подвалах, школах, интернатах, на крыше двадцатиэтажного дома и просто на улицах Киева. В конце года для участия в телевизионном шоу были записаны шесть треков. Кассета с этой записью попала на британскую звукозаписывающую фирму Nervous Records.

1993-й. Это год значительного обновления команды. Вначале отошел от дел Рома "Бамбук". Его временной заменой стал Евгений Ведмедь. "Сталик" женился на немке и уехал в Германию, а на его место пришел Стас Лисовский. В конце года на Nervous Records вышел сборник европейской независимой музыки, на котором Украина была представлена двумя песнями MAD HEADS.

В первой половине 1994 года состоялось несколько концертов, но отдаваться работе на 100% мешали проблемы с ритм-секцией. Ситуация улучшилась после прихода 16-летнего сорванца "Боба", талантливого ударника и настоящего фанатика своего дела. В ноябре группа обрела менеджера - Иванну Довженко, которая взвалила на свои хрупкие плечи бремя административной работы.

1995-й. Иванна организовывает первый на Украине рокабилли-фест, приуроченный к шестидесятилетию Элвиса Пресли. Про группу пишут в газетах, ее песни звучат на радио. MH участвуют в концертах десятого, юбилейного фестиваля "Рок-н-ролл Таврический" и в туре "Рок за приватизацию - Дни надежды 95/96".

В 1996-м на смену Стасу приходит 15-летний подросток и замечательный контрабасист Максим Красноокий. На западногерманской фирме Crazy Love Records выходит первый альбом группы "Psycholula", который представляет собой ядерный коктейль из неорокабилли и классического сайкобилли. Осень СКАЖЕННИ ГОЛОВЫ проводят в ночных клубах обеих российских столиц. Запись одного из концертов в Питере российский лейбл Manchester Fіles выпустил на кассете "Chernobіlly Attack". MAD HEADS вовсю рок-н-роллят на фестивале в Финляндии, а также открывают собственный веб-сайт (http://members.aol.com/ pmadheads/).

1997-й. Очередные гастроли в Москве и Санкт-Петербурге, выступление с "монстрами" российского сайкобилли THE MEANTRAITORS... В Киеве MH организовывают акции под названием "Жесткий рокабилльный психоз". Это концерты, которые проходят регулярно. Принимают участие сайко- и рокабилли-группы со всей Украины. Под патронажем MAD HEADS выходит в свет сборник украинских групп - "1-й Украинский Рокабилльный Фронт".

Под конец 1998 года лейблы Росток Рекордс и Crazy Love Records параллельно выпускают записанный на студии "Династия" второй компакт-диск трио - "Mad Іn Ukraіne"...

Итак, как вы уже наверняка догадались, у нас в гостях - патриарх украинской сайко-рокабилльной сцены, гитарист и певец MAD HEADS Вадим Красноокий. "В гостях", конечно, стоило бы взять в кавычки, ибо по жанру, вернее, по техническому исполнению данное интервью - не совсем обычное "спрашивайте-отвечаем" при "очной ставке" за чашкой кофе. Наш корреспондент задавал вопросы, находясь у себя дома в Симферополе, а лидер MН отвечал на них в Киеве, присылая ответы по e-mail. На пресловутом Западе подобная практика стала уже делом привычным. Согласитесь, чертовски приятно ощущать себя цивилизованным человеком, шагающим в ногу с прогрессивным человечеством!

- Вадим, привет! Расскажи, пожалуйста, как ты пришел в музыку? С чего, собственно, все началось? Так прямо и Чернобыль виноват? Впрочем, не исключаю и этого фактора: для 12-летнего, тогда еще советского подростка образца 1986 года рокабилли - увлечение более чем экзотическое. Если помнишь, в то время слушали либо западный классический рок, либо "соврок"...

- Ну, в 86-м я слушал что попало. Как правило, в таком возрасте подростки еще не очень отличают рок от попсы. Хотя, если не ошибаюсь, в те времена я очень любил БИТЛЗ. С рокабилли я познакомился в 90-м году, а играть эту музыку, вернее, пытаться это делать, начал в 91-м. Поэтому Чернобыль, если он и виноват (не могу однозначно утверждать), сработал, как бомба замедленного действия.

Формально рокабилли началось для меня с двух виниловых "плит" - советского бутлега Элвиса и первого альбома группы МИСТЕР ТВИСТЕР. Потом вдруг сразу появилось очень много интересного: полное собрание STRAY CATS, две части сборника "Психоатака на Европу", еще несколько альбомов нео и сайко- групп, куча рок-н-ролльной классики. А потом еще и еще…

Если же говорить о музыке вообще, то до рокабилли было переслушано много всякого разного: и Запад, и "совок". В основном то, что называют роком. Хотя в отношении половины групп с этим определением я сегодня не согласился бы.

Ну и потом, музыкальная школа с 6 лет, регулярные культпоходы в филармонию…

- Кстати, "дружишь" ли ты с нотной грамотой? Как записываешь свои идеи? Бывает, что среди ночи - бац! Осенило! А магнитофона под рукой нет. Утром же ничего не можешь вспомнить. Обидно, однако...

- Ноты я, конечно, знаю. Но в применении к гитаре почти никогда ими не пользуюсь. Играть "с листа" не умею. Если посижу, могу разобраться, что написано. Записывать собственные идеи на ноты даже не пытаюсь. Магнитофоном, кстати, тоже пользуюсь крайне редко. Больше для страховки. Обычно, если мне кажется, что вот, поймал мелодию, то достаточно посидеть с ней полчасика, и на следующий день я запросто ее вспоминаю. Без особых трудностей вспоминаю недоработанные вещи, заброшенные несколько лет назад.

- Помнишь ли свою первую гитару?

- Помню все свои гитары. Первая была акустическая, дешевая, отечественная. Купил ее, кажется, за 28 рублей. Гитары тогда только начали дорожать да еще были страшным дефицитом. Я полгода играл на гитарах своих приятелей, купить не мог - не было в продаже. Однажды захожу в Дом музыки - завезли! Причем раскупают на глазах. А у меня денег - 30 копеек не хватает! Пока домой съезжу - гитар не останется. И вышел я на улицу, и стал у прохожих мелочь просить. Настрелял 30 копеек у двух сердобольных тетенек. Так и купил свою первую гитару.

Следующая гитара уже была электрическая, полуакустическая "Musima", но не "Record", а другая, потоньше. Модель называлась то ли "Jazz Luxe", то ли что-то в этом роде. Всего через мои руки прошло 9 гитар. На трех играю сейчас, и еще одна остается в поле зрения.

- Злые языки поговаривают, что твой основной инструмент - "Hohner" - не фирменный (помнишь, как в "Иван Васильевич меняет профессию": царь-то - ненастоящий!). Так ли это?

- Злые языки ошибаются. Я уже больше 3-х лет играю на полуакустике фирмы "Hohner". Сборка азиатская, но фирма немецкая, и гитара была куплена в Германии. Хотя, откровенно говоря, вопросы "фирменности" меня волнуют постольку-поскольку. Инструмент меня устраивает, и если вдруг оказалось бы, что он сделан в Одессе, я только искренне порадовался бы за отечественного производителя.

- В турне "Рок за приватизацию" ты использовал "Gretch". На сцене можно было также увидеть "Telecaster" - про запас. Какова судьба этих гитар?

- А вот это как раз был не "Gretch", а мастеровая полуакустика, причем не очень удачная. На этой гитаре был записан наш первый альбом. Она существует и сейчас, правда, требует некоторых ремонтных работ. А "Телекастера" у меня никогда не было. Наверное, на сцене стоял инструмент другого музыканта.

- Что входит в комплект твоего звукоусилительного оборудования в зависимости от ситуации: домашние занятия, репетиция, концерт, студия? Как твое звучание можно перевести на язык простых устройств: "примочки", комбики…? Более тонких материй мы намеренно не будем касаться.

- В дорогу дальнюю я беру с собой "микроба" - миниатюрный комбик, работающий от батарейки - для разминок в поездах и гостиничных номерах. Дома включаюсь в комбик на 10 Вт. Забавно, но с ним был записан весь наш первый альбом. Репетирую через комбик помощнее - кажется, на 40 Вт. Его же иногда беру на концерты. Мощности не хватает, собираюсь в обозримом будущем обновиться.

В студии для второго альбома я использовал большие, дорогие и мощные студийные комбы. Педалями ("примочками") пользуюсь на репетициях и на концертах.

- Условно звучание твоего инструмента можно разделить на две составляющие: с драйвом и без драйва, для динамичных вещей и приджазованных "заморочек". Опиши формулу каждого звука: какие педали используются, их настройки, ручки на комбике и так далее.

- Комбинация педалей у меня всегда одна и та же: компрессор/сустейнер - овердрайв - дилей(задержка). Меняю лишь уровень овердрайва, а также длину и глубину задержки. На комбе выстраиваю один чистый, слегка придрайвленный звук. В процессе игры стараюсь ничего не менять, поскольку выступать приходится часто с разными аппаратами. Немаловажную роль играет также, какой звучок или звучки на гитаре включены. У меня их два. Для более жесткого и пронзительного звучания использую тот, что у порожка, для более спокойного включаю два одновременно.

- Есть ли у MAD HEADS свой райдер: мол, играем исключительно через "Marshall JCM 900" - 100 ватт и два кабинета 4X12? Или "на чем придется"?

- Нет, почему же? Только "Marshall JCM 900" и губозакатывательную машинку, пожалуйста.

Если серьезно, то даже если бы наши локальные промоутеры были морально готовы к таким требованиям, физически они все равно не смогли бы их удовлетворить. В городе Нежине, например, всего две ударные установки. Обе - "Амати" и обе - убитые. А "Ямаху" или "Перл" им взять просто неоткуда. Более того, 99% украинских клубов никогда не работали с "живым" звуком, их звукачи не понимают элементарных вещей, а некоторые промоутеры просто не понимают, что музыканты могут играть "живьем": "Как это не работаете под фонограмму? А почему? У вас что, нет фонограммы?". В общем, не ту страну назвали Гондурасом. Поэтому лучшее, что мы можем сделать, - это везде, где возможно, играть на своем.

- Рокабилли и сайкобилли - это не просто свой мир, а еще и некое тайное общество, членство в


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 10 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета