статья


Mad Heads
Чернобыльский бит



Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году способствовала появлению множества болезней головного мозга. Именно тогда, как гласит легенда, двенадцатилетний киевский подросток Вадим Красноокий почувствовал, что с ним творится что-то неладное: его начал притягивать "белый рок-н-ролл" - рокабилли, необилли и сайкобилли - музыка, скажем прямо, не для слабонервных. Научившись прилично играть на гитаре и петь, он решил воплотить в жизнь идею о создании собственного коллектива вместе с Ромой "Бамбуком" Шаркевичем (барабаны). После долгих поисков удалось найти контрабасиста Владимира "Сталика" Сталинского, и 8 декабря 1991 года - в день рождения Джима Моррисона и смерти Джона Леннона - состоялся дебютный концерт новоиспеченной группы MAD HEADS (что-то вроде СОРВИ-ГОЛОВЫ; автору этих строк гораздо ближе украинский вариант - CКАЖЕННИ ГОЛОВЫ).

Следующий, 1992 год отмечен для рокабиллов-мутантов обострением гастрольной деятельности. Где только ни играли: в подвалах, школах, интернатах, на крыше двадцатиэтажного дома и просто на улицах Киева. В конце года для участия в телевизионном шоу были записаны шесть треков. Кассета с этой записью попала на британскую звукозаписывающую фирму Nervous Records.

1993-й. Это год значительного обновления команды. Вначале отошел от дел Рома "Бамбук". Его временной заменой стал Евгений Ведмедь. "Сталик" женился на немке и уехал в Германию, а на его место пришел Стас Лисовский. В конце года на Nervous Records вышел сборник европейской независимой музыки, на котором Украина была представлена двумя песнями MAD HEADS.

В первой половине 1994 года состоялось несколько концертов, но отдаваться работе на 100% мешали проблемы с ритм-секцией. Ситуация улучшилась после прихода 16-летнего сорванца "Боба", талантливого ударника и настоящего фанатика своего дела. В ноябре группа обрела менеджера - Иванну Довженко, которая взвалила на свои хрупкие плечи бремя административной работы.

1995-й. Иванна организовывает первый на Украине рокабилли-фест, приуроченный к шестидесятилетию Элвиса Пресли. Про группу пишут в газетах, ее песни звучат на радио. MH участвуют в концертах десятого, юбилейного фестиваля "Рок-н-ролл Таврический" и в туре "Рок за приватизацию - Дни надежды 95/96".

В 1996-м на смену Стасу приходит 15-летний подросток и замечательный контрабасист Максим Красноокий. На западногерманской фирме Crazy Love Records выходит первый альбом группы "Psycholula", который представляет собой ядерный коктейль из неорокабилли и классического сайкобилли. Осень СКАЖЕННИ ГОЛОВЫ проводят в ночных клубах обеих российских столиц. Запись одного из концертов в Питере российский лейбл Manchester Fіles выпустил на кассете "Chernobіlly Attack". MAD HEADS вовсю рок-н-роллят на фестивале в Финляндии, а также открывают собственный веб-сайт (http://members.aol.com/ pmadheads/).

1997-й. Очередные гастроли в Москве и Санкт-Петербурге, выступление с "монстрами" российского сайкобилли THE MEANTRAITORS... В Киеве MH организовывают акции под названием "Жесткий рокабилльный психоз". Это концерты, которые проходят регулярно. Принимают участие сайко- и рокабилли-группы со всей Украины. Под патронажем MAD HEADS выходит в свет сборник украинских групп - "1-й Украинский Рокабилльный Фронт".

Под конец 1998 года лейблы Росток Рекордс и Crazy Love Records параллельно выпускают записанный на студии "Династия" второй компакт-диск трио - "Mad Іn Ukraіne"...

Итак, как вы уже наверняка догадались, у нас в гостях - патриарх украинской сайко-рокабилльной сцены, гитарист и певец MAD HEADS Вадим Красноокий. "В гостях", конечно, стоило бы взять в кавычки, ибо по жанру, вернее, по техническому исполнению данное интервью - не совсем обычное "спрашивайте-отвечаем" при "очной ставке" за чашкой кофе. Наш корреспондент задавал вопросы, находясь у себя дома в Симферополе, а лидер MН отвечал на них в Киеве, присылая ответы по e-mail. На пресловутом Западе подобная практика стала уже делом привычным. Согласитесь, чертовски приятно ощущать себя цивилизованным человеком, шагающим в ногу с прогрессивным человечеством!

- Вадим, привет! Расскажи, пожалуйста, как ты пришел в музыку? С чего, собственно, все началось? Так прямо и Чернобыль виноват? Впрочем, не исключаю и этого фактора: для 12-летнего, тогда еще советского подростка образца 1986 года рокабилли - увлечение более чем экзотическое. Если помнишь, в то время слушали либо западный классический рок, либо "соврок"...

- Ну, в 86-м я слушал что попало. Как правило, в таком возрасте подростки еще не очень отличают рок от попсы. Хотя, если не ошибаюсь, в те времена я очень любил БИТЛЗ. С рокабилли я познакомился в 90-м году, а играть эту музыку, вернее, пытаться это делать, начал в 91-м. Поэтому Чернобыль, если он и виноват (не могу однозначно утверждать), сработал, как бомба замедленного действия.

Формально рокабилли началось для меня с двух виниловых "плит" - советского бутлега Элвиса и первого альбома группы МИСТЕР ТВИСТЕР. Потом вдруг сразу появилось очень много интересного: полное собрание STRAY CATS, две части сборника "Психоатака на Европу", еще несколько альбомов нео и сайко- групп, куча рок-н-ролльной классики. А потом еще и еще…

Если же говорить о музыке вообще, то до рокабилли было переслушано много всякого разного: и Запад, и "совок". В основном то, что называют роком. Хотя в отношении половины групп с этим определением я сегодня не согласился бы.

Ну и потом, музыкальная школа с 6 лет, регулярные культпоходы в филармонию…

- Кстати, "дружишь" ли ты с нотной грамотой? Как записываешь свои идеи? Бывает, что среди ночи - бац! Осенило! А магнитофона под рукой нет. Утром же ничего не можешь вспомнить. Обидно, однако...

- Ноты я, конечно, знаю. Но в применении к гитаре почти никогда ими не пользуюсь. Играть "с листа" не умею. Если посижу, могу разобраться, что написано. Записывать собственные идеи на ноты даже не пытаюсь. Магнитофоном, кстати, тоже пользуюсь крайне редко. Больше для страховки. Обычно, если мне кажется, что вот, поймал мелодию, то достаточно посидеть с ней полчасика, и на следующий день я запросто ее вспоминаю. Без особых трудностей вспоминаю недоработанные вещи, заброшенные несколько лет назад.

- Помнишь ли свою первую гитару?

- Помню все свои гитары. Первая была акустическая, дешевая, отечественная. Купил ее, кажется, за 28 рублей. Гитары тогда только начали дорожать да еще были страшным дефицитом. Я полгода играл на гитарах своих приятелей, купить не мог - не было в продаже. Однажды захожу в Дом музыки - завезли! Причем раскупают на глазах. А у меня денег - 30 копеек не хватает! Пока домой съезжу - гитар не останется. И вышел я на улицу, и стал у прохожих мелочь просить. Настрелял 30 копеек у двух сердобольных тетенек. Так и купил свою первую гитару.

Следующая гитара уже была электрическая, полуакустическая "Musima", но не "Record", а другая, потоньше. Модель называлась то ли "Jazz Luxe", то ли что-то в этом роде. Всего через мои руки прошло 9 гитар. На трех играю сейчас, и еще одна остается в поле зрения.

- Злые языки поговаривают, что твой основной инструмент - "Hohner" - не фирменный (помнишь, как в "Иван Васильевич меняет профессию": царь-то - ненастоящий!). Так ли это?

- Злые языки ошибаются. Я уже больше 3-х лет играю на полуакустике фирмы "Hohner". Сборка азиатская, но фирма немецкая, и гитара была куплена в Германии. Хотя, откровенно говоря, вопросы "фирменности" меня волнуют постольку-поскольку. Инструмент меня устраивает, и если вдруг оказалось бы, что он сделан в Одессе, я только искренне порадовался бы за отечественного производителя.

- В турне "Рок за приватизацию" ты использовал "Gretch". На сцене можно было также увидеть "Telecaster" - про запас. Какова судьба этих гитар?

- А вот это как раз был не "Gretch", а мастеровая полуакустика, причем не очень удачная. На этой гитаре был записан наш первый альбом. Она существует и сейчас, правда, требует некоторых ремонтных работ. А "Телекастера" у меня никогда не было. Наверное, на сцене стоял инструмент другого музыканта.

- Что входит в комплект твоего звукоусилительного оборудования в зависимости от ситуации: домашние занятия, репетиция, концерт, студия? Как твое звучание можно перевести на язык простых устройств: "примочки", комбики…? Более тонких материй мы намеренно не будем касаться.

- В дорогу дальнюю я беру с собой "микроба" - миниатюрный комбик, работающий от батарейки - для разминок в поездах и гостиничных номерах. Дома включаюсь в комбик на 10 Вт. Забавно, но с ним был записан весь наш первый альбом. Репетирую через комбик помощнее - кажется, на 40 Вт. Его же иногда беру на концерты. Мощности не хватает, собираюсь в обозримом будущем обновиться.

В студии для второго альбома я использовал большие, дорогие и мощные студийные комбы. Педалями ("примочками") пользуюсь на репетициях и на концертах.

- Условно звучание твоего инструмента можно разделить на две составляющие: с драйвом и без драйва, для динамичных вещей и приджазованных "заморочек". Опиши формулу каждого звука: какие педали используются, их настройки, ручки на комбике и так далее.

- Комбинация педалей у меня всегда одна и та же: компрессор/сустейнер - овердрайв - дилей(задержка). Меняю лишь уровень овердрайва, а также длину и глубину задержки. На комбе выстраиваю один чистый, слегка придрайвленный звук. В процессе игры стараюсь ничего не менять, поскольку выступать приходится часто с разными аппаратами. Немаловажную роль играет также, какой звучок или звучки на гитаре включены. У меня их два. Для более жесткого и пронзительного звучания использую тот, что у порожка, для более спокойного включаю два одновременно.

- Есть ли у MAD HEADS свой райдер: мол, играем исключительно через "Marshall JCM 900" - 100 ватт и два кабинета 4X12? Или "на чем придется"?

- Нет, почему же? Только "Marshall JCM 900" и губозакатывательную машинку, пожалуйста.

Если серьезно, то даже если бы наши локальные промоутеры были морально готовы к таким требованиям, физически они все равно не смогли бы их удовлетворить. В городе Нежине, например, всего две ударные установки. Обе - "Амати" и обе - убитые. А "Ямаху" или "Перл" им взять просто неоткуда. Более того, 99% украинских клубов никогда не работали с "живым" звуком, их звукачи не понимают элементарных вещей, а некоторые промоутеры просто не понимают, что музыканты могут играть "живьем": "Как это не работаете под фонограмму? А почему? У вас что, нет фонограммы?". В общем, не ту страну назвали Гондурасом. Поэтому лучшее, что мы можем сделать, - это везде, где возможно, играть на своем.

- Рокабилли и сайкобилли - это не просто свой мир, а еще и некое тайное общество, членство в котором обеспечено лишь для избранных. Населенные пункты, где функционируют группы этого направления, считаются некими "партъячейками". Так, благодаря Максиму "Моисею" Бутенко из FRENO DE PEDALES в Симферополе побывали практически все сайко- рокабилльные коллективы Украины (MAD HEADS в том числе). В свою очередь, MAD HEADS выступили инициатором сборника "1-й Украинский Рокабилльный Фронт". Кстати, почему "фронт"? Вывеска уж больно военная. Против кого или за кого воюем?

- Верь - не верь, но название придумал Александр Бригинец (продюсер ТЕРРИТОРИИ А). И попал в точку. С одной стороны, получилось очень созвучно легендарным сборникам "Психоатака на Европу", с другой - свежо и оригинально. Кроме того, по концепции, украинская сцена как бы наступает - и на своих соотечественников, и на весь окружающий мир. Типа того, что "знай наших"!

- Сравнение с аналогичной компиляцией российского рокабилли "Rockabilly From Russia" явно ей не на пользу: качество записи отвратительное, музыка совершенно не оригинальная, поют с диким рязанским прононсом... Вам же удалось собрать не только интересные коллективы, но и добиться целостной и колоритной акустической "картинки", как будто запись была сделана в "Двух Капитанах" (Примечание автора: "ДК" - совершенно уникальный симферопольский клуб, который находится в подвальном помещении 1-й городской бани). В чем секрет?

- Я не совсем понял насчет звучания. Сравнение с "Двумя Капитанами" воспринимать как комплимент?

- Я бы сказал, что звукорежиссеры студии "Династия" продемонстрировали сложнейшие фигуры высшего пилотажа. Шутка ли: воспроизвести акустику голого бетона!

- Украинская компиляция получилась в этом смысле лучше не только российской, но и многих других аналогичных, "этнических" компиляций, которые мне доводилось слышать (например, испанской или французской). И секрет здесь прост. Весь сборник был записан на одной студии одними звукооператорами. Поэтому звук одинаково качественный и даже в какой-то мере концептуальный. Обычно же для подобных "сборняг" группы просто присылают у кого что есть.

- Вмешивались ли MAD HEADS в процесс записи? Давали ли вы советы музыкантам?

- Практически нет.

- Теперь о наиболее интересных с точки зрения звукорежиссуры номерах. Подборку открывает ансамбль OT VINTA c "Пике над Карпатами". Что за "кукурузник" можно услышать в середине композиции?

- Какой-то сэмпл. На этот и некоторые последующие вопросы я не смогу ответить, потому что при записи других групп не присутствовал и не знаю тонкостей дела.

- О`кей. Тогда каких-то тонких моментов мы намеренно не будем касаться. OT VINTA, пожалуй, - самая интересная и оригинальная группа с этой подборки. Музыканты творчески эксплуатируют украинскую тематику и мелодику. Получается не пошло и в то же время оригинально, свежо и весело. Вадим, а ты не думал о том, чтобы западные корни перенести на украинскую почву?

- В музыкальном, духовном, ментальном смысле это есть и так, независимо от нашего желания или нежелания. Какие-то национальные особенности мы в эту музыку привносим. По крайней мере, я неоднократно слышал это от людей на Западе. Если же говорить о текстах, то со всех точек зрения (включая даже научную, филологическую!) английский для рок-н-ролла оптимален. У нас есть планы и будут попытки сделать несколько русско-украиноязычных вещей, но это скорее из экспериментального интереса и уж, конечно, в целях популяризации. Основное творчество останется англоязычным.

- В номере MAD HEADS "Tram In Lunacy" явно прослушиваются трэшевые интонации. Другая ваша вещь - "N. D. E." (не входит в подборку) - вообще звучит, как SLAYER, сыгранный на рокабилльном "джентльменском наборе". Откуда это влияние?

- Это не влияние металлистов на нас, но общее влияние корней рока и на нас, и на металлистов. Ну, и определенное взаимодействие тоже, видимо. Я пишу песни не в вакууме. В случае с каждой я могу вспомнить, что было изобретено, а что было взято из "опыта предыдущих поколений" (речь, конечно, не идет о воровстве мелодии - только об использовании приемов). А без наследования принципов и традиций рок-музыку вообще играть невозможно.

- "Zombie Jive" от симферопольских FRENO DE PEDALES является, пожалуй, самой интересной с точки зрения звукорежиссуры. А вообще, крымчане оказались еще те жуки: под двумя разными вывесками им удалось пропихнуть в подборку 4 песни - ровно столько же, сколько и у хозяев MAD HEADS! Опять Симферополь всех объ...л, как подытожил один мой знакомый. Но речь не об этом. Как удалось добиться звучания голоса и соло "как из телефона"?

- Опять-таки, не знаю наверняка, что делали они, но могу предположить, что эффект "рэйдиовойс" был достигнут подавлением высоких и низких частот на голосе, плюс дисторшн. Может, немного хоруса.

- Трек "C`mmon Everybody" от киевских рокабилльщиц ROCKLAND LADIES. Милые девчата, в некотором смысле, экзотика (барышни с гитарами), но, увы, на мой взгляд, это самый неудачный номер подборки. Вадим, интересно, а какая твоя любимая композиция с "1-го Украинского Рокабилльного Фронта"?

- Если исключить все собственные, которые я воспринимаю слишком субъективно, могу уверенно сказать, что "Zombie Jive" в исполнении FRENO DE PEDALES - мой любимый трек. А не любимый - тот, что играет группа НОНСТОП.

- MAD HEADS с джазовым номером "Undertaker`s Party", изобилующим кучерявыми септаккордами. Используется флексатон. Чья идея?

- Если ты имеешь в виду перкуссию вначале песни (я не силен в названиях), то это, конечно, инициатива барабанщика.

- Здесь же можно услышать очень ритмичный скрип двери и некий звук, акцентирующий триоли (звучит что-то вроде "дын-дын-дын"). Это что, ковбелл?

- Совершенно верно, ковбелл. Вообще в альбоме мы использовали кучу разных перкуссий. Например, виброслэп, кастаньеты...

Что касается скрипа двери, это - сэмпл, взятый с виниловой пластинки, набора "ужасных" звуков. В новом альбоме у нас есть еще ряд сэмплов. Открывающая инструменталка просто напичкана нарезками из фильмов "Марс атакует" и "План 9 из открытого космоса".

- В номере TOMATO JUICE "Black Parabellum" можно услышать, что звук баса дублирует некий звенящий призвук. Это действительно тот самый инструмент, известный в народе как "китовый ус", ворган? А вообще, как мне показалось, творчество ТОМАТНОГО СОКА на редкость концептуально: если первая песня на подборке, как явствует из названия, про рыбалку, то эта звучит, как "песня-про-охоту". Надо полагать, что в компиляцию не вошли произведения, продолжающие логический ряд: "песня-про-за-грибами", "песня-про-шашлыки" и т.д. Шучу, конечно...

- Кажется, действительно ворган…

- Закрывает подборку "Turn Around" - совместный джем MAD HEADS и FRONT. Здорово слушается дуэль контрабасиста и басиста! Партии заранее расписывали или этой чистой воды импровизация?

- Заранее были задуманы и прописаны наши основные ритмические партии. Все остальное накладывалось сверху и придумывалось по ходу, поскольку невозможно было предугадать, кто именно из музыкантов сможет участвовать в этом студийном джеме.

- Теперь буквально пару слов о концертной записи "Chernobilly Atack", сделанной в Питере. Надо сказать, что запись "живьем" в наших условиях требует определенного гражданского мужества...

- Мы принципиально не играем "под фанеру". Пробовали один раз в "солянке", года четыре назад. Ну и еще, конечно, съемки клипов и некоторых телепередач, хотя в последние годы как раз телевизионщики очень радуются "живому" звуку. К сожалению, не всегда умеют с ним работать.

- На концертах вы часто переигрываете чужие песни. Вообще, это одна из старых добрых традиций рок-н-ролла. Интересно, а по какому принципу отбирается материал, ведь вы исполняете от "Money, money, money..." АББЫ до замечательной баллады "Sleep Walk"?

- Преимущественно это рок-н-рольная классика. Что касается АББЫ и некоторых других номеров, они просто случаются иногда, когда мы дурачимся на репетициях или в дороге. В отдельных случаях мы говорим себе: "Стоп! А ведь это действительно прикольно, можно и людям показать".

- Бытует мнение, что в рокабилли и сайкобилли значение музыки, по сути дела, вторично. Ведущую роль играет именно имидж: плохие парни играют громкую музыку... После просмотра программы "Не всi вдома" канала "1+1" с участием THE MEANTRAITORS лично у меня остался неприятный осадок. Хотя, как пояснили знающие люди, парни работали на публику, а в быту они - сущие ангелы, душки...

- Такое мнение ошибочно. Для меня музыка, как и для любого серьезно настроенного музыканта (в том числе, кстати сказать, и для Богорада из МИНТРЕЙТОРЗ), - на первом месте. Группы, делающие ставку исключительно на имидж, я вообще не слушаю, за крайне редкими исключениями. В моем понимании, визуальный имидж должен дополнять звуковую картину для более полного ощущения у зрителя-слушателя. Что касается модели поведения, вряд ли кто-то сможет сказать что я "работаю под плохого парня". Во-первых, это банально. Во-вторых, мне кажется, что я достаточно интересен таким, каков я в действительности.

О случае с МИНТРЕЙТОРЗ на "1+1" могу сказать вот что. Богорад, конечно, создает образ антигероя, но обычно в куда более корректной форме. Тон задают журналисты. Было сказано: "У нас программа отрывная - прикалывайтесь, как хотите, только без нецензурщины". Ну и получили. МИНТРЕЙТОРЗ сами от себя такого не ожидали, мы потом вместе смотрели видеозапись, хохотали до упаду. Кстати, в этот день рейтинг программы побил все рекорды (а это и так была самая рейтинговая программа на "1+1").

- Как жанр "белый рок-н-ролл" оформился не сегодня и не вчера. Есть уже сложившиеся рамки и стереотипы. Не получится ли так, что если ты, к примеру, отрастишь длинные волосы, вместо стильного пиджака оденешь хипповую рубашку "в петухах" и вместо полуакустики возьмешь в руки "Страт" или "Лес Пол", будет вроде бы уже "не рокабилли"? Каково твое мнение?

- Это, пожалуй, действительно очень непростой, спорный вопрос. У современных лидеров американского сайкобилли, группы REVEREND HORTON HEAT, долгое время был длинноволосый барабанщик. Контрабасист STRAY CATS, Ли Рокер, тоже сейчас ходит с хайером, хотя продолжает играть в рокабилльных проектах. А первым рокабиллом, взявшим в руки "Страт", был еще Бадди Холли. Мы предпочитаем придерживаться канонов во внешнем виде и экспериментировать с музыкой. Мне просто нравится эта эстетика. Ярко выраженная стильность привлекает молодежь. Когда тебе 16-17, ты еще не успел стать "кем-то", поэтому хочется примкнуть к кому-то, быть с кем-то, быть "в банде" и таким образом почувствовать себя личностью и характером. Это хорошо и это естественно. Главное впоследствии разобраться, в чем тут суть, и не ставить прикид - и прическу на первое место в жизни.

Дискография:
  • 1993. "Rage Team", CD. Сборник сайкобилли и панка (2 песни MAD HEADS). Rage Records, Великобритания.
  • 1995. "MAD HEADS Boogie", кассета, EP. Single-S, Украина.
  • 1996. "Psycholula", CD. Crazy Love Records, Германия.
  • 1996. "Psycholula", кассета. Western Thunder, Украина.
  • 1997. "Chernobilly Attack (live in St. Petersburg)", кассета. Manchester Files, Россия.
  • 1997. Приложение к Музыкальному Реестру Украины, CD и кассета. Сборник (1 песня MAD HEADS). Euroshow / Kий Records, Украина.
  • 1997. Приложение к журналу "Галас" #4(7), кассета. Сборник (1 песня MAD HEADS). KM-multimedia, Украина.
  • 1998. "Dynasty Records 1997-1998", CD. Cборник (1 песня MAD HEADS). Rostok Records, Украина.
  • 1998. "It Came From Hell", CD. Сборник сайкобилли (1 песня MAD HEADS). Crazy Love Records, Германия.
  • 1998. "Mad In Ukraine", CD, кассета. Росток Рекордс, Crazy Love Records, Украина, Германия.
  • Андрей "mr.B. Jone$" ГОНЧАРОFF

    © 2005 музыкальная газета