обзор


НХЛ
Чревовещатель



(c) 1995 НХЛ
8tks/42mins




Каждому свое: кому - котлеты по-киевски, кому - хардкор по-нижегородски...

Стиль большинства композиций, составивших дебютный альбом НХЛ, я бы обозначил как симфокор: группе удалось создать развернутые, симфонически сложные партитуры. Насыщенный, квазиоркестральный и одновременно экстремальный саунд достигается благодаря мастерскому владению участников группы искусством аранжировки, виртуозным гитарным соло Сергея Каторгина, техничной игре басиста Николая Суворова и клавишника/гитариста Андрея Бугрова. Неистово-экспрессивный, на грани фола вокал Андрея - иногда с жуткими завываниями, от которых мороз пробегает по коже, - в ряде случаев выполняет функцию еще одного инструмента, тем самым способствуя созданию необычайного колорита. Даже ритм-бокс у группы не портит общую картину, отличается естественностью звучания, что в русском роке встречается чрезвычайно редко. (Замечу в скобках: ни один из участников НХЛ не имеет специальной музыкальной подготовки. Но, судя по стилистике композиций и характеру аранжировок, смею предположить, что ребята самостоятельно прошли отличнейшую школу - от Бартока, Стравинского и Шнитке до PRO-PAIN, SOUNDGARDEN и NO MEANS NO).

Город, как известно, начинается с вокзала или аэропорта, театр - с вешалки. "Вступительным аккордом" к альбому может служить изображение на вкладыше. Так, на обложке к "Чревовещателю" помещено фото молодого Гитлера в темных очках, что также настраивает на определенное восприятие.

После первого прослушивания "Чревовещатель" показался мне весьма мрачным альбомом. Однако впоследствии я убедился в том, что это всего лишь высокохудожественная пародия на "мрачность".

Тематика текстов обширна и разнообразна: запредельная любовь ("Каприз"), сексуальное извращенчество ("Чикатило", "Телетекст"), проблема взаимоотношений поколений ("До конечной")...

Здесь можно было бы провести некоторые (подчеркиваю: лишь некоторые!) аналогии с МАШНИНБЭНДОМ. Но, во-первых, "Жэлезо" было записано двумя годами позднее, во-вторых - тексты Машнина куда глубже и кровожадней по сравнению с НХЛ.

Мне вспомнилось одно научное определение: "Психоделический рок - стиль, при котором искусство обращается не к конкретным символам, что-то обозначающим, а к подсознанию, к психике, когда художественное осмысление действительности происходит на уровне рефлексии самого исполнителя" (Голубева Т.Л. "Песня в общении молодежи". М., 1988, с. 11). Исходя из приведенной дефиниции, в ряде композиций, вошедших в альбом, можно выделить элементы психоделии ("Альпинизм", "Чревовещатель").

"Warum..." ("Почему...") представляет собой игру рифмованных немецких слов. Поэтому вникать в содержание песни вовсе не обязательно. Это - эксперимент со словом, со слогом, со звуком, накладываемым на музыку (хотя, надо сказать, Андрею Бугрову при, мягко говоря, хреновом немецком произношении удавалось сохранять вопросительные интонации).

"Олений сень" - самая большая по времени звучания (9 мин. 55 сек.) и, на мой субъективный взгляд, самая лучшая композиция. Текст, как и в "Warum...", самостоятельного значения не имеет и построен на игре рифмованных фраз типа: "Олений сень - осенний день", "адвентисты - фашисты", "вижу - ненавижу" и т.п.

Музыка представляет собой массивное стилевое нагромождение: здесь можно обнаружить черты и хардкора, и психоделии, и индастриэла, и фри-джаза, и даже электронной и симфонической музыки.

Финал (не заключительный эпизод, а именно финал!) по продолжительности превосходит основную часть композиции и основывается на сочетании всевозможных звучаний (как это происходит в экспериментальной музыке). Вот где вполне применима формула: "Искусство ради искусства!"

Ахиллесова пята альбома - качество фонограмм (запись на студии ДК "ГАЗ"). Вокал забивается гитарой и клавишными, из-за чего разбирать слова достаточно сложно.

Мои нижегородские коллеги утверждают, что НХЛ на сегодняшний день - одна из наиболее интересных групп в городе. Что ж, вполне разделяю подобную точку зрения. И испытываю острое желание продолжить знакомство с творчеством групп Нижнего Новгорода, который, быть может, когда-нибудь получит статус "третьей столицы". Рок-н-рольной, по крайней мере.

Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета