обзор


Dr. Dre
2001



(p) & (c) 1999 Aftermath Entertainment/Interscope Records
22tks




Можно ли назвать последнее десятилетие ХХ века в рэп-музыке эпохой Dr. Dre? На первый взгляд, это действительно так. Несмотря на откровенно средние вокальные данные, Дре сиял, не выходя из студии, показав себя прогрессивным и дальновидным продюсером. Его деятельность с N.W.A. и суперальбом "The Chronic" сделали хип-хоп еще более молодежной музыкой, чем рок-н-ролл, а панков обошли по части протестов. Именно с "Chronic" начался взлет Death Row Records и G-funk. Ученики Дре (черный Snoop Doggy Dogg и белый Eminem) становились во главе новых течений в рэпе и стали самыми яркими рэп-звездами начала и конца 90-х. Наконец, работой с Эминемом Дре положил конец расизму в хип-хоп-индустрии, а сам Эминем с его уникальной читкой, быть может, впервые за долгие годы заставил негров уважать белого МС. Но, в то же время, его эпохальный альбом "Slim Shady" (в музыкальном разрезе) - это всего лишь римейк "Хроники", и, по моему мнению, "2001" также всего лишь логическое продолжение дела, начатого семь лет назад с использованием более современной звукосинтезирующей аппаратуры и новых рэп-имен (не случайно до последнего момента диск носил название "Chronic 2000"). Дре сумел сохранить свои фирменные звуковые эффекты, помешанные на минорных клавишных партиях, лупах и сэмплах, но, видно, не захотел (или не смог) далеко уйти от разбасовок, типичных для P-funk, а его новый минималистичный драм-бит - это давно уже пройденный этап для рэпа.

Но обо всем по порядку. В интро Дре приветствует старых и новых друзей, собравшихся поработать на его альбоме, и следующими четырьмя треками надолго въезжает в сознание слушателя. Впрочем, копаясь в гангстерской терминологии и философии, иногда Дре просто противоречит самому себе. Так, например, в открывающем базар "The Watcher" он говорит, что завязал с грязным прошлым ("I'm not a thug"), а далее следуют выстрелы, женские вопли и вполне конкретные наезды, как и раньше. Знаете, это все равно, что бросить курить травку и следом назвать свой альбом "Chronic"!..

После того, как Death Row выпустил сборник его лучших вещей "Chronic 2000", Доктор не нашел более подходящего названия для своего нового альбома, нежели "2001". По всей видимости, в конце 1999 года он намеревался опередить свое время, но, как я уже отмечал, ему вряд ли это удалось, и, по-моему, гораздо уместнее было бы название "Still D.R.E.", так как сквозной темой альбома является желание Дре показать, что он не отошел от дел, не зачах, как многим казалось, и не разучился читать и писать. Вообще, трек "Still D.R.E." можно назвать одним из сильнейших в альбоме. Под его заразительные драм-лупы и, похоже, очень приближенные к нашей балалайке звуки Снуп и Дре недоумевают, почему в последнее время у Дре появилось столько ненавистников, уверенных в том, что он давно уже загнулся. В конце концов, Дре заявляет: "Niggas try to be the king/ But the ace is back" и вновь усаживается на трон.

Как царь на своем альбоме он может даже трахнуть любую телку, и она попросит еще ("Pause 4 Porno"). Захочет - и прямым уличным языком выскажет все, что он думает о жизни, рэпе и его обитателях ("Murder Ink"). Понравилась акустическая гитара - пожалуйста, слушайте ее, его и Снупа в "Bitch Niggaz". С Эминемом они могут читать двойным темпом (как Timbaland, Busta Rhymes и тот же Eminem) в "Forgot About Dre" и "ловить кайф" в "Let's Get High". Но к концу этого разнопланового альбома внутри Дре вдруг что-то екает, и он становится чересчур сентиментальным, отдавая дань друзьям и близким, ушедшим в мир иной. В частности, финальный трек - лиричный "The Massage" (с арфой и бэк-вокалом Mary J. Blige) - он посвящает своему погибшему брату Tyree ("Sometimes, I wish I just die with you…"), не скрывая своих самых сокровенных эмоций, что редко встретишь в хип-хопе, и говорит, что настоящие гангстеры не плачут, а раз так - он вычеркивает себя из их списка.

Вот такой сейчас Dr. Dre, а помогали ему убедить вас, что он действительно еще силен, ветераны-"хроники" Snoop, Kurupt, Daz, MC Ren, King Tee и относительные новички Xzibit, Eminem, Hittman и Six Two. Благодаря им этот альбом смело может быть использован, как универсальное пособие-путеводитель по всем известным в хип-хопе вокальным стилям. Отмечу также прекрасную микшерскую работу, сделавшую этот альбом очень органичным, что всегда отличало Дре. Диск очень полифоничен: тут и телефонные базары, и уличные разборки, и голосовая имитация выстрелов и перезаряда ("Bang Bang"), и даже взрыв машины ("The Car Bomb").

Учитывая очередное возрождение в рядах западнобережных рэпперов и неплохие продажи их альбомов в 1999 году, в каком-то роде Дре вновь удалось совершить революцию. Его "2001" уже два месяца не покидает первую десятку рэп-альбомов "Биллборда". На март планируется выход второго альбома Эминема и рассматривается возможность большого турне Дре-Снуп-Эминем. Снупу со второго захода все-таки удалось открыть собственный приличный лейбл Dogg House Records, и только что на нем вышел дебютный альбом его новой группы THA EASTSIDAZ. В проекте, помимо Снупа, участвуют два его протеже: многоопытный Tray Dee (Tracey Davis), работавший вместе с Доггом над саундтреком "Murder Was The Case" 1994 года, и молодой Goldie Loc (Keiwan Spillman), которого можно было услышать на прошлогоднем хите Снупа "Ghetto Symphony". Что же касается Дре, то его Aftermath Records в начале следующего столетия имеет все шансы стать вторым Death Row на Западе.

АнDREу Барановский

© 2005 музыкальная газета