статья


Дай Пистолет!
Не дам!



Выход экспериментального альбома "ДиВерсия" (CD, MC) и скорый визит коллектива в столицу Беларуси послужили достаточными поводами к тому, чтобы основательно побеседовать с лидером и идеологом живучего образования под названием ДАЙ ПИСТОЛЕТ! Мики очень разговорчив и по-своему красноречив; для него все, что спето - важно, а что осталось за пределами текста - в принципе, можно расшифровать и пояснить. Примерно этим мы и занимались, беседуя с ним однажды зимой.

Об истоках "ДиВерсии"

- Как так случилось, что группа, которая играет изначально гитарную музыку, вдруг решила записать электронный альбом? Наверное, чтобы людям было интереснее слушать?..

- Ну, и о публике мы не забывали. Хотели порадовать ее и таким оборотом нашего творчества. Но вообще это случилось потому, что у нас было желание экспериментировать и симпатия к такой музыке. Конкретный шаг - это мое знакомство с человеком, который делает электронную музыку и который как-то сказал: "Я бы попробовал сделать ремикс на какую-нибудь вашу песню". А я подумал, что ремикс - это коммерческие радости; тем более, что мне не очень понравились опусы в этой области I.F.K. и TEQUILAJAZZZ - возникает ощущение заискивания перед публикой или перед большими, мажорными лейблами. Я сказал: "Нет, давай не будем делать попсятину, которой я не люблю, а давай, если хочешь, сделаем электронную версию моих песен". Он не сразу понял; как человеку электронному, ему был бы ближе ремикс, но, как человек творческий, он сказал: "Здорово! Давай так и сделаем".

И Олег Челпанов, который в мире электронной музыки называется The One, начал с нами делать сначала только одну работу. Так, год назад мы сделали "Кризис'98", а после этого родилась и идея сделать целый альбом. Так все и получилось...

- А остальные музыканты как отнеслись к этому союзу?

- Может, без большой радости по началу, так как это в корне отличалось от того, что они делали до сих пор. Но на самом деле, это мне так показалось. А практика показала, что они абсолютно спокойны и рады тому, что получается. Там все музыканты задействованы в той или иной степени.

- Ты говорил, что вы избегали чужих петель.

- Да, мы постарались. Не хотели идти по накатанному пути ди-джеев, выпускающих сейчас такие миксы на компактах и кассетках. Это просто нарезанные хорошие и приятные сами по себе куски, безусловно, талантливо собранные и скрепленные, но это талант конструктора - все равно, что из кубиков построить домик. А мы постарались сделать свою мелодию, свою музыку на основе моих текстов. Партии барабанов, клавиш, баса - все мы делали сами. Конечно же, не обошлось без чьих-то сэмплов и колец, которые мы использовали. Были эти моменты, но без них бы просто не построилась музыка, с которой нам пришлось в этот раз работать. Это законы жанра. Мы не категоричные парни.

В некоторых песнях - как, например, в "Самнамбулическом фанки" - вообще никаких колец нет, все наше. Там даже скрэтчи сами делали, сами записывали их с винила. У нас нет средств, как у PORTISHEAD: они даже пластинки, с которых снимали сэмплы, сначала сами записывали. Они изощрились так, но для нас это очень дорого, хоть и очень круто. Мы бы тоже так сделали, если бы могли.

- Так какова же все-таки задача этого альбома?

- Задача этого альбома была все-таки - не привлечь к себе внимание ради коммерции, не показать, что мы тоже можем идти в ногу со временем, а просто это превращение было для нас очень органично. Здесь не было четкого расчета, который у многих моих коллег (я не буду их называть), занимавшихся тем же, был.

Кто-то "за", а кто-то "против"

- Как появились приглашенные музыканты - Рибсон (ПЯТЬ УГЛОВ), Ксюша (ДЖАН КУ)?

- У меня вообще тяга такая - объединять людей, со всеми работать. Они задействованы в песне "Криминал", где говорится о преступности в нашем городе. Мне хотелось объединить людей, которые бы в этом были со мной согласны. Естественно, я обратился к своим друзьям. Никаких проблем не возникло - все сказали "да", кроме одной группы...

- Интересно, кто отказался.

- Я сразу понял, что с ними у меня будут проблемы, и не ошибся. Это группа КИРПИЧИ. Наверное, их нынешний статус не позволяет им работать с такими, как мы. Хотя мы вроде братья по рэпу. Я думаю, если бы вместо меня был Дельфин, они бы с радостью согласились. Мне кажется, из-за этого. Был разговор, и я видел это в глазах. Хотя сначала они согласились, наверное, не подумав. А потом, видимо, взвесили все "за" и "против".

- Я поняла, что для тебя очень важны тексты. В "ДиВерсии" получилось, что они оказались в наиболее доступной современному слушателю оболочке.

- Да, наверное, так. В принципе, я думаю, что тот альбом, который получился сейчас, будет более коммерческим, нежели наши гитарные проекты. А потом, некоторым людям его будет просто приятно слушать - тем, кто любит модное. Но, тем не менее, там идет тот текст и та идея, которые есть в традиционном стиле ДАЙ ПИСТОЛЕТА! И тем самым я добьюсь своей цели - не модности, нет. Я хочу показать людям какие-то вещи, попытаться хоть чуть-чуть их подтолкнуть к каким-то мыслям.

В любом случае, любая музыка остается частью культуры развлекательной, скажем. Есть философские книги, есть хорошие учителя, которые могут научить, несомненно, большему, нежели мои тексты. Это я прекрасно понимаю и не претендую на то, что я самый умный и один только я знаю, что происходит вокруг. Слушатели далеко не дураки.

- Но было бы глупо не пользоваться своими возможностями музыканта, если тебе есть, что сказать?

- Это мной тоже двигало.

- А как ты думаешь, кто из музыкального мира относится к социальной проблеме так же?

- Не знаю. И близкого друга никогда до конца не знаешь.

- Но в ком ты чувствуешь поддержку?

- Некую солидарность с МАШНИНБЭНД, ПЯТЬ УГЛОВ. ДЖАН КУ мне очень симпатичны; они, может быть, менее радикальны, они более одухотворенные, поэты такие, но к Ксюше я обратился сознательно. Мне нужна была в записи девушка с харизмой. Я даже однажды просил их разрешить нам исполнять песню "Я не умею делать деньги", которая мне в этом смысле очень понравилась.

А у растамана, который с нами играл, конечно, что-то совсем другое в голове, но он написал замечательную песню по нашей просьбе.

Я не думаю, что есть много людей с такими же бредовыми или же хорошими идеями, роящимися в моей голове. Они сами по себе, но, тем не менее, я с ними объединился, потому что что-то нас однозначно связывает.

Ди-джейские версии группы ДАЙ ПИСТОЛЕТ!

- Скажи, а как вы собираетесь преподносить "ДиВерсию" на концерте?

- На концерте мы будем большим разочарованием для любителей электронной музыки, потому что на концерте мы ничего подобного не делаем. Не из принципиальных соображений, а просто делать на концерте так же, как на альбоме - очень дорого. Реальный пример тому - DEADУШКИ, которые все делают классно и отлично, но крайне редко выступают. То, что стоит у них на концерте, тянет не меньше, чем на десять тысяч долларов, я думаю. Если бы у нас было тысяч пятнадцать долларов, мы могли бы и на сцене работать в таком гитарно-электронном жанре.

- Ты не боишься, что ваши поклонники, привыкшие к жесткому хардкору, могут не понять эксперимента с электроникой?

- Это диверсия, диверсия в стане хардкора и электроники. В мир электроники залезли рокеры, а в мир рокеров влезли попсовики-электронщики.

- То есть название альбома следует понимать буквально?

- Если присмотреться, там еще маленькими буковками вписано так, что получается Ди-j-Версия. А если детально разбирать, то это "Ди-джейские версии песен группы ДАЙ ПИСТОЛЕТ!"

Про "Виски, Вискас и Котов"

- На радио зацепились за песню "Виски, Вискас и Коты". Я заметила, что тебя это немного раздражает.

- На самом деле, эта песня против навязчивой рекламы. Я очень люблю кошек и убедился, что "Вискас" - далеко не самое лучшее кушанье для животных. Не все его едят. К тому же, попробуй бабушка при нынешних ценах этот "Вискас" своему коту покупать. К тому же, у многих кошек от этого почки отказывают, болеют они от "Вискаса"... Еще он и дорогой. Да на фиг это надо!

- Это не для рифмы и забавы ради было написано?

- Это антирекламная песня. И вообще, там социальный текст. Один друг мне сказал, и он был единственным, заметившим это: "Такой остросоциально-политический текст о кошках получился!" Там же про разные слои кошек: кто-то на улице живет, кто-то в подвалах, кто-то на подушках, кому-то - сливки в миске, а кому-то - объедки. Протест наш я переложил на кошкин мир - вот и все. Конечно, в ней есть немного и самоиронии.

У нас же все песни достаточно серьезны, за что кто-то нас любит, а кто-то - нет. В среде русских рокеров принято открещиваться от политики, они занимают пафосную сторону - "вне всякой политики". Но они все в политике, через одного - в коммерции. Примеры тому - панки, через год или два одетые в отличные костюмы и забывающие о прошлом. Просто многих людей напрягало и грузило то, что у нас все о политике. А я взял и написал такую песню - ерундовую, ни о чем, никакую, на первый взгляд. И с ней произошла интересная история - она стала популярна у многих людей. На радио ее полюбили, она напоминает что-то форматное. И вдруг я поймал себя на мысли: "Как же просто стать популярным! Напиши что-нибудь глупенькое, дурацкое - и все в порядке. Значит, это будет крутиться". Это мы и наблюдаем сейчас на радио и телевидении, в рок- и поп-публикациях.

Мне даже стало обидно за людей - как они не видят других наших песен? В "Виски, Вискас и Коты" не надо ни о чем думать. Хотя многие сказали, что вовсе это не попсовая песня.

Кстати, на концерте эта вещь звучит как какая-нибудь ударная песня RAGE AGAINST THE MACHINE. Она очень тяжело звучит, и выдумана сначала была в жестком варианте.

По городам и между ними

- Когда вы приезжаете в другие города, как вас принимают?

- Может быть, у нас небольшой опыт, но везде, где мы играли, нам говорили, что мы суперэкстремальны, супернеобычны, жизненны и т. д. Я думаю, что их чересчур прет - мы, наверное, все-таки не такие крутые, но они так говорят...

- В то же время, для Петербурга ваша стилистика достаточно традиционна. Наверное, потому вы так часто отправляетесь в другие города, хоть ты и говоришь, что у вас небольшой опыт?

- Нам везет. С одной стороны - заслуженно. Но иногда просто прет. Многим командам, которые я знаю по питерскому андерграунду, везет гораздо меньше, и им гораздо тяжелее жить. Нам, например, бесплатно выпустили первую кассету, потом вторую. Без всяких протекций приглашают на всякие фестивали. И так во многом. И по городам больше других ездим.

- Насколько мне известно, один из ваших музыкантов живет в Москве. Это очень редкий случай.

- Да. Такое еще бывало в застойные времена - Костя Кинчев мотался туда сюда. У нас действительно уникальный случай, и мы своего басиста за это очень уважаем. Он был вынужден по работе уехать в Москву в командировку, и командировка затянулась на год. На данный момент он почти решил, что будет жить в Москве, но каждую неделю или две он приезжает на репетиции. Естественно, приезжает на концерты. В Калининград, в Белоруссию и другие места он приезжал отдельно, потому что не успевал через Питер. Мы к нему в Москву в гости наведываемся: "Привет, Вовка! Сегодня играем". Он говорит: "Я знаю - видел афишу". Вовка, конечно, молодец. Он и в Москве играет, с молодой группой DOGS. Они очень гордятся, что у них басист из Питера, из ДАЙ ПИСТОЛЕТ!

Суть "ДиВерсии" все же тексты

- Как ты думаешь, ваша история с электронной музыкой будет продолжаться?

- Мы вернемся обратно. Более того, у нас жестко запланирован наш традиционный тяжелый гитарный альбом. Мы постараемся выпустить его в 2000 году.

- "ДиВерсия" - это этап в вашем развитии или это прихоть?

- Не прихоть, скорее этап. Но мы не бросимся искать электронные прибамбасы и начинать репетировать в этом стиле. Баловством это тоже нельзя назвать. "ДиВерсия" - серьезная работа, на которую было потрачено много сил. К тому же, идея была не в подаче, а в том, что мы говорим. С выпускающим продюсером долго бились за полноценную обложку, где могли бы разместиться все тексты. Нам не нужны были фотографии группы, нужна была суть - тексты. Я сказал: "Лучше мне не заплати, но сделай такую обложку". В принципе, так и вышло.

- Вы оказались одной из немногих групп, которая сегодня позволила себе выпустить кассету с многостраничным буклетом. Это мало кто делает сейчас даже в поп-музыке.

- Да, потому что они считают, что лучше у них в кармане будет побольше центов. Но у нас было жесткое требование к КапКан Records - все тексты на обложке. Мы получили, что хотели, и нам даже заплатили немножко. Спасибо Артему.

P.S. На данный момент, альбом группы ДАЙ ПИСТОЛЕТ! "ДиВерсия" считается одной из лучших экстремальных отечественных записей последних месяцев. Конечно, пока так говорят и пишут только в Питере, но у пластинки большое будущее, и, наверняка, впереди большое путешествие.

Анастасия ГРИЦАЙ

© 2005 музыкальная газета