обзор


Чистая Любовь
Сухостой

(c) & (p) 1999 АВМ
(p) 2000 Popa Begemota records
12tks/40mins




Краткая справка для непосвященного большинства: группа ЧИСТАЯ ЛЮБОВЬ создавалась в 1985 году студентами вечернего отделения истфака МГУ, будущими искусствоведами Максом Волковым и Сергеем Гурьевым. Последний, кстати сказать, известен как один из основателей московской андерграундной рок-публицистики (см. журналы "Урлайт", "Контр Культ УР'а", "Pinoller", газету "Московский бит"). ЧЛ отнюдь не отличалась высокой плодотворностью: за все время существования ею были записаны лишь два альбома - "От сердца к сердцу" (1986) и "Московские чувства" (1988), которые распространялись в системе магнитозаписи, ходили по рукам, но так до сих пор и не были изданы. Группа не может похвастать большим количеством концертов - разве что квартирниками и выступлением в Москве на "Индюках" в 91-м году. Этому можно найти объяснение: ЧЛ для Макса и Сергея - всего лишь хобби, поэтому они никогда не стремились (да и не стремятся) к массовому культивированию своего творчества. А зря!

"Сухостой", записанный в период с января по май 1999 года, - это сборник, "The Best", своеобразная попытка (удачная, успешная... - по усмотрению читателя/слушателя) зафиксировать накопившийся за всю историю группы материал ("Никакой концепции, кроме разве что самого ансамбля", - сказал мне Сергей Гурьев во время приватного телефонного разговора). Так, "Партитура любви" датирована 85-м годом, "Папа Карло и волшебная дверь" - 99-м. Но теми, кто не слышал ЧЛ (а таких, я уверен, очень много), альбом будет восприниматься как новый.

Кроме Макса Волкова (гитара, вокал, кое-где бас) и Сергея Гурьева (вокал, казу), в записи приняли участие сессионные музыканты: Алексей Вячеславович Марков (ex-СОЛОМЕННЫЕ ЕНОТЫ - барабаны "Alesis", бас), Юлия Стерехова (ЛАЙДА - вокал), Светлана Чепурина (ДОЧЬ МОНРО И КЕННЕДИ - домра), Андрей Дюков (бас) и Леонид Кулемин (баян). Авторство почти всех песен принадлежит Сергею и Максу.

Если рассматривать "Сухостой" с точки зрения текстов, его можно охарактеризовать как стеб-рок. Гораздо сложнее дело обстоит при попытке определить музыкальный стиль: дело в том, что содержание последней работы ЧЛ обусловило ее музыкально-стилистическую неровность (что никоим образом нельзя относить к минусам альбома). Хотя, наверное, здесь уместно говорить не о стиле как таковом, а о стилизации, т.е. сознательном использовании комплекса средств выразительности, характерного для стиля какого-либо композитора, эпохи или направления. Например, песня "Узники морали" стилизована под пахмутовско-добронравовские хиты, "Враг извращений" - под современный городской романс с заключительным "ресторанным" проигрышем (вот где скрипочка не помешала бы!). "Партитура любви", самая ранняя композиция ЧЛ, представляет собой двойную стилизацию - под блюз и любовную лирику. Обращает на себя внимание использование специальной музыкальной терминологии: "По бемолям ресниц/ я к тебе подойду/ и по нотному стану/ рукой проведу... Мы в мажоре с тобой/ пропоем эту ночь./ Это будет забой,/ satisfaction точь-в-точь". Вокал, увы, до уэйтсовского не дотягивает. В "Джо-мажоре" переплетаются цитаты из битловской "Michelle" и русской частушки. В "Аглае" (которую мне хочется назвать "Песней о нелюбви") реанимируются саунд и музыкально-стилевые особенности 60-х (приходят на память сразу и ROLLING STONES, и DOORS, и SHOСKING BLUE). "Папа Карло..." - вариация на тему с детства знакомой сказки, событиям коей придан совершенно иной культурный контекст. Когда я услышал эту композицию, мне вспомнилась фраза Саши Рудницкой (группа МАНИЯ ВЕЛИЧИЯ), привожу по памяти: "Сейчас все играют хард, только в завуалированном виде". "Свободный джаз"... Вот тут, дорогой читатель, вы рискуете угодить в ловушку обмана. Нет, это не стилизация под free-jazz, как вы могли подумать. Ее мелодия была написана еще в начале 80-х, когда Макс Волков играл в группе ЧЕРНЫЙ ПАРОХОД. В новом тексте, сочиненном Волковым/Гурьевым, исчерпывающе излагается жизненное кредо ЧЛ. Здесь можно обнаружить признаки ВИАшного стиля 60 - 70-х гг., как-то: аранжировочные приемы, многоголосие, демонстративная патетика (вспоминается первая долгоиграющая пластинка ПОЮЩИХ ГИТАР, вышедшая на "Мелодии" в далеком 1968 году).

На альбоме мы находим и оригинальные обработки. "Песня московских студентов" (на музыку А. Новикова) воспроизводит атмосферу студенческого капустника: пение под баян солистки, поддерживаемое нестройным хором (в данном случае - двумя мужскими голосами). "Приехали мы в Монтре" посвящена 25-летию создания "Smoke On The Water" и представляет собой близкий к тексту перевод этого гениального шедевра. Правда, в аранжировке ЧЛ изначальная хардовость была утрачена. "Веселые рыболовы" и "Зайцы". Здесь группа следует своей колеей, никому не подражая, ни на кого не ориентируясь. "Зайцы" можно толковать как переосмысление (на уровне стеба) традиций языческой культуры, где заяц, как известно, "связан с миром духов, нечистой силой, оборотнями..." (Маслова В. А. "Введение в лингвокультурологию". М., 1997, с. 132).

Ударная песенка, бьющая прямиком "в десятку", - "До отказа". Не могу скрывать охватившее меня чувство дикого восторга. Превосходно! Неподражаемо! Сногсшибательно! Некоторые люди, услышав ее, предположили, что она посвящена группе ОБЕРМАНЕКЕН. Хотя сами авторы не вкладывали в нее подобный смысл. Песня написана в 90-м, но сегодня она может быть воспринята как зарисовка из жизни пресловутых "новых русских" (не исключаю, что последним она придется очень даже по душе). В мелодии явственно обнаруживаются интонационные связи с классической опереттой - от И. Кальмана до И. Дунаевского.

Качество записи? Такое, какого позволяет добиться четырехканальная портостудия. Конечно, можно находить огрехи, изъяны и прочие основания для придирок - не без этого. Но не будем забывать о десятилетиями складывавшихся традициях московского андерграунда: качество фонограмм далеко не показатель. (Хотите идеального качества - слушайте Алену Апину, Филиппа Киркорова, Наташу Ветлицкую и иже...) Как говорили мудрецы, наши недостатки есть ни что иное как продолжение наших достоинств...

"Сухостой" поражает своим великолепием, легко и надолго запоминающимися мелодиями, простыми, ненавороченными текстами, грамотными аранжировками, артистичным исполнением композиций, ненавязчивой манерой подачи, неуемным весельем, здоровым чувством юмора. Это один из немногих альбомов, который мне хотелось бы взять с собой в XXI век. Искренне радуюсь, что последняя работа ЧЛ увидела свет. Надеюсь, альбом еще найдет своего слушателя и станет для него "родным музоном".

И снова, уж в который раз, ставлю на свой магнитофон кассету с "Сухостоем"...

Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета