статья


Ключи
Молчать и слушать - удел мужчин



Не радуют меня в последнее время расплодившиеся, как тараканы, на российской сцене безголосые мальчики, любующиеся своей красотой. Была б моя воля, я бы их - в окопы, охранять стены Карфагена (тем более и ориентация многих из них схожа с античной). Строила бы их в ровные шеренги и командовала: к ноге, лежать, молчать! Зато как привольно бы жилось талантливым музыкантам: хочешь - пой, не хочешь - пей теплое молоко и сырые куриные яйца. Одним из таких фаворитов, возможно, был бы Тимур Валеев, лидер московского коллектива КЛЮЧИ, которого я слушала бы без перерывов на обед, что, согласитесь, для нормальной женщины совсем не нормально: обычно молчать и слушать - удел мужчин. А пока репетируем: я не произношу ни одного звука, а Тимур заливается соловьем.

О дебютном альбоме "Ты еще не знаешь"

Вообще я люблю этот альбом. Хотя и устал "Понедельник" и "Не надо", честно говоря, исполнять в клубах, на съемках; с другой стороны, я не зацикливаюсь на этом, не испытываю каких-то жутких отрицательных эмоций. Но для удовольствия не стал бы слушать песню "Не надо", по крайней мере, должен пройти какой-то промежуток времени. Всей группой любим песню "Стану огнем". Мне очень нравится "Хочешь - верь". Я же еще воспринимаю песню не так, как остальные, а субъективно: слово каждое знаешь, помнишь, о чем, собственно, речь. Некоторым слушателям, может быть, эта песня покажется менее интересной (менее яркой), чем та же "Не надо", а для меня "Хочешь - верь", как некая с большой буквы хорошая Песня, то есть она по своей идеологии, по своему смыслу сопоставима с близкими для меня вещами. Наверное, сейчас менее интересна мне песня "Девчонка": это какой-то фрагмент настроения, идеи, которую осуществил - и все. "Достала" для меня всегда прикольна, собирательный образ, как я выражаюсь. Кстати, есть офигительная идея сделать клип на эту песню. Не буду сейчас рассказывать, но если все получится, MTV будет с утра до вечера гонять его.

По поводу песни "Романс": Андрей Кучеренко показал мне интересную гитарную партию. Мне ее сбросили на кассетку, я тогда придумал мелодию: получилось достаточно трогательно. У меня как-то родился припевчик один, и стало понятно, о чем речь: эта заморочка "Ты мне оставь лишь глоток свободы, а душу мою оставь себе". Затем я попросил Женю Муравьева, поэта из Казани, досочинить ее, передав настроение песни. Вскоре он мне перезванивает, рассказывает текст, из которого половина так и остается в песне до конца. Потом я прошу Олега Кустова добить это настроение, домыслить, дочуствовать, и еще половина текста ложится в эту песню. "Романс" состоялся по-деловому суетливо. И получилось все очень цельно. Во многом напоминает мне определенные жизненные моменты.

"Одна" - очень любимая мною песня, дорогая мне. Писалась она в 97-м году. Мне кажется, что когда прослушаешь ее, остается пара вопросов: что за настроение? откуда такой опыт? Есть такой опыт. Все как-то взялось и написалось. Сочинение песни совпало с периодом развода. А вообще, когда я ее писал, когда первых два-три аккорда сложил, она мне уже дико нравилась в этот момент времени.

У нас очень много песен-образов, песен-ощущений: вытаскивания из жизни момента, который тебя цепляет.

Отдельно о "Понедельнике 5:25"

Это - Его величество случай. У того, кто явился инициатором записи этой песни, - Кости Савоськина - диск КЛЮЧЕЙ лежал на столе месяца два, а он не слушал: не было интереса, времени и так далее. В один прекрасный день ему жена кассету принесла, которая к ней попала случайно: я ее в машине до метро подбрасывал. Она говорит: "Вы чего-то поете?". Я: "На, послушай". Она послушала - ей понравилось, дала мужу, он сказал: "О, клево!" Дальше Костя мне позвонил, сказав, что ему интересно познакомиться с нами. Он работает на "Союзе". Грубо говоря, в третью-четвертую с ним встречу Савоськин предложил сделать русскую кавер-версию на песню RIALTO. Вроде как учили ту песню и МЕСТО ВСТРЕЧИ, и ТАНЦЫ МИНУС. Но ему показалось, что по некоторой откровенности, присущей нашим песням, КЛЮЧИ более подходят в этом смысле. Я слушаю "Mondаy Morning 5:19" внимательно, параллельно прочитываю текст, который написал Костя, понимаю, что там есть зерно, прошу его что-то переделать, скорректировать, и дальше мы ее записываем. Песня получилась хорошо, и это состоявшийся факт. Мы сделали "Понедельник", как КЛЮЧИ: сыграли ее "живьем", записали. Мне совершенно не стыдно за эту песню, пусть она чужая, там ни одного слова моего нет, только продюсирование саунда, но песня мне близка.

О российской эстраде

Есть несколько молодых и продвинутых групп, песни которых мне не стыдно было бы исполнить. Например, у меня хорошие отношения с МЕСТОМ ВСТРЕЧИ. Мне нравятся ТАНЦЫ МИНУС, их репертуар. Шевчук мне интересен, но не все. Мне нравится многое и у группы АРИЯ, хотя достаточно текстов мне не близких. На самом деле, я сделал ошибку, что говорю об этом, ведь многого я сейчас не вспомню с ходу. У Кузьмина мне близки многие вещи. Считаю, что его песня "Моя любовь" стоит уровнем выше всего эстрадного, что происходило в тот момент и делается сегодня. Хотя я импонирую группе ЧАЙФ и вижу эту народность, но не могу сказать, что мне было бы интересно их песни исполнять. Михей и ДЖУМАНДЖИ - совершенно другая история, иная музыка, но мне интересно то, что они делают. Вообще ко всему, что несет в себе некую новацию, удачные эксперименты, я отношусь с глубоким уважением. И, конечно, к Земфире. Хотя песня про "СПИД" меня абсолютно не радует: есть некоторые вещи, о которых лучше умалчивать. Все остальные песни мне нравятся: с точки зрения музыкальности у нее очень серьезный уровень. Если МУМИЙ ТРОЛЛЬ - это прежде всего шарм и личностное обаяние кота (плюс, конечно же, индивидуальность в текстах и музыке), то Земфира - изначальный музыкальный профессионализм во всем. А альбом Иванова "Грешной души печаль" - еще один пример очень хорошего уровня эстрады. Мне сегодняшнему уже тяжелее было бы петь "Она поверила в счастье", чем, скажем, "Дым сигарет".

Примеров много хорошей музыки, но плохой - еще больше. Я иногда приезжаю на "Музобоз" и стараюсь понять: раз люди делают это предложение, значит, есть спрос. Я не приемлю немыслимых самоповторений. А то, что сейчас делают РУКИ ВВЕРХ!, - по-моему, они просто издеваются, сидят при написании песен и думают: интересно, вот эту дрянь, которую мы за 5 минут зафигачили, people схавает или нет? Вот так примерно и подходят к творчеству многие группы и исполнители. Меня не удивляет, что голос с таким окрасом, допускающий немыслимые фразеологические обороты, будет очень близок 14-15-летним девицам, которые не любят хорошо учиться. Но как они изгаляются над своими поклонницами - это неприлично и смешно наблюдать.

О новом альбоме

У меня в записной книжке значатся 12 песен, при этом я забыл записать тринадцатую и очень активно работаю над четырнадцатой. Я не уверен, что все они войдут во второй альбом, тут еще очень много аспектов: когда мы их все сделаем в аранжировке и будем прослушивать как бы со стороны, то может получиться, что где-то песни слишком сильно перекликаются, где-то не подходят по концепции.

Кстати, и нет смысла сегодня выпускать 14 песен. Это беда нашего шоу-бизнеса. В первый альбом я все песни делал честно и откровенно, и многие удались, но очень малое количество народу знает из них больше песни "Не надо". С точки зрения грамотного подхода к новому альбому все, что у тебя есть хорошего, нерентабельно вытаскивать. У нас так и получается: если не очень хорошо к песне относишься, то ты не чувствуешь морального права ее исполнить, записать. А записать - это увековечить. Поэтому и в новом альбоме будут честные произведения, а какие - пока не знаю.

О качествах артиста

Артист должен обладать очень хорошей музыкальностью, то бишь за полсекунды до того, как произнесешь звук, ты чувствуешь, как должен его произнести, слышишь внутри и обладаешь способностями и талантом сделать так, как ты слышишь. Это такая тонкая грань. Музыкант должен обладать большим талантом и работоспособностью.

Знаешь, я убежден, что из меня получился бы отличный соло-гитарист. Я мог бы, как Кузьмин, фигачить на гитаре и петь одновременно. Но мне чего-то не хватает: времени ли, или у меня лень большая, или женщинам посвящаю много времени, или параллельно много продюсирую. Но электрогитару я упорно не осваиваю, поскольку понимаю, что невозможно быть сразу всем. Я не хочу сказать, что я - не настоящий музыкант, я петь стараюсь все лучше и лучше. В нашем деле приложить труд и талант - это обязательно-о-о-о.

Оп!!! Достаточно г-ну Валееву изощряться в словесном мастерстве

И, простите, кто из нас болтун? Я, скромный работник пера и бумаги, или он, забывший о главном, творческий юноша? Довожу до вашего сведения: клюЧами еще именуются Андрей Голованов и Иван Курнаев - гитара, Олег Бобков - клавиши, Дима Сухачев - барабаны. Отличительной особенностью всех музыкантов является стойкость перед любыми алкогольными напитками. Не приемлют они этого, клянусь водкой. Не верите - спросите у моего директора.

Вот такие положительные мальчики порой встречаются на российской сцене. Все, молчу.

Елена ИСТОМИНА

© 2005 музыкальная газета