обзор


Шмели
Тратиловые сказки



(c) 1998 "Rio"
(p) 1998 Moon records
11tks/40mins




Таня Ежова, в прошлом киевская андерграундная журналистка, в свое время издававшая машинописный журнал "Гучномовець", уехав на постоянное место жительства в США, изливала в своих письмах на родину дикую тоску по нашему музыкально-информационному пространству. Понравился мне этот термин - "МУЗЫКАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО". И я подумал: грех его не использовать...

А действительно, можем ли мы сегодня говорить о существовании единого постсоветского музыкально-информационного пространства? Применительно к грандам российской (украинской, молдавской, литовской...) музыки - да, вполне. А если речь заходит об исполнителях или группах, пользующихся популярностью в пределах своего государства?..

А ну-ка назовите мне какую-нибудь из украинских групп, кого-нибудь из исполнителей этой страны. "ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА", - выдохнут все хором. А еще?.. Ну, кто-нибудь поднапряжется и вспомнит еще пару-тройку имен/названий. И все. Все!!!

А ведь были времена - уже после распада Совка, - когда можно было, отправив денежный перевод, скажем, на Украину, получить по почте заказываемую кассету (CD). И программы Украинского радио до Беларуси легко добивали... Но с недавних пор обо всем приходится, увы, забывать - и о переводах, и о кассетах, и о радиопередачах. Казалось бы, все умерло. Но глядишь - через искусственно созданные между двумя близкими народами кордоны нет-нет да и проскочит глотком живительной влаги какая-никакая информация - то журнал, то кассета, то си-дюк... И душа радуется от того, что на братнiй Украiнi все нiштяк.

В том, что на Украине "все ништяк", мне самому пришлось убедиться, когда я вставил в свой "Panasonic" кассету с записью ровенской группы ШМЕЛИ. Знаете такую? Вот. И я бы тоже не знал, если бы не ее величество Случайность.

Творчество ШМЕЛЕЙ характеризуется патологическим интересом к чернухе, что нашло свое яркое выражение и в названии альбома, и в подавляющем большинстве текстов, и в оформлении лицевой стороны вкладыша. Обращает на себя внимание словарный ряд: "мертвый", "убью", "могила", "мрак", "тьма", "труна" ("гроб"), "цвинтар" ("кладбище", "катафалк")... А впрочем, стоит ли все воспринимать так серьезно? Сказки есть сказки (которые, однако, слушать перед сном маленьким детям я категорически не рекомендую).

Музыкальная стилистика представляет собой забавное сочетание украинского и русского фольклора, отмеченного необычайным мелодическим богатством жестких звучаний (от хардкора до хард-рока) и уже ставшими привычными клише русского рока (которые, надо отдать должное ШМЕЛЯМ, звучат ненавязчиво). В музыке действительно очень много тратила.

Таким образом, альбом "Тратиловые сказки" целиком и полностью оправдывает свое название.

"Чорна доба" - современная украинская народная песня, самая настоящая. "Яблочко-мяучило". Н-да, ребята передозировали себя чтением Мазоха и маркиза де Сада и прослушиванием МАШНИНБЭНДА. Автор проявил необычайную изобретательность, заставив "плавать" мелодию "Яблочка" при помощи неожиданных гармонических отклонений и поиздевавшись над "Гимном СССР". "Секс, наркотики, самогон". Написана на украинском, но в переводе, равно как и в комментариях, нет необходимости. "Лихомане мене нiч". Похоже, смысл жизни Ш. сводится к триаде "гуляти, кохати та пити". "Адская машина" - самая мрачная композиция альбома. Вслушайтесь в слова: "За мной погибают цветы./ За мной умирает трава./ За мной прорастают кресты./ Я - адская машина...". По музыке это почти классический хард-рок. "Зима" и "Дай Гарри" в чем-то перекликаются с ранней АЛИСОЙ. Только тексты по-прежнему никоим образом не располагают к оптимизму. "За тобою" - еще одна хард-роковая композиция (самая неудачная, на мой субъективный взгляд: скучно!). "Не ходи". Квазиоркестральное вступление, мелодия, близкая к народной, тяжелые гитарные риффы и все та же чернушная тематика. "Цвинтар". Как вы думаете, можно ли соединить в одной композиции гуцульские наигрыши с шопеновским "Похоронным маршем"?.. "Оргiя". Сказка, погружающая слушателя в иную, потаенную реальность.

Профессионализма ШМЕЛЯМ явно не занимать. А вот качество записи подвело: вокал часто заглушается инструментальным сопровождением, из-за чего разобрать слова часто бывает чрезвычайно сложно. Это уже, похоже, не минус, а старая добрая совковая традиция. Впрочем, вникать в содержание вовсе не обязательно: музыка всех 11 композиций скажет сама за себя.

Альбом Ш. "Тратиловые сказки" увидел свет 12 декабря 1998 года и явился пусть чуть преждевременным, но тем не менее замечательным подарком украинскому (да-да, к сожалению, пока только украинскому) меломану "за три тижнi перед Рiздвом".

В заключение пожелаем ШМЕЛЯМ долгого полета, высокой продуктивности и расширения аудитории (в первую очередь географического). Не сомневаюсь, что через некоторое время эта группа будет по достоинству оценена не только у себя на родине.

Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета