статья


Борзов, Найк
Поиск чего-то нового…



Первую серьезную запись своих песен Найк Борзов осуществил в 1992 году на Попабегемоторекордз. Судьбе было угодно, чтобы целых пять лет прошло, прежде чем композиции этого альбома компания GALA Records переиздала под названием "Погружение" и занялась "внедрением" в уши слушателей в 1997 году.

Материалом для второго CD, выпущенного GALA в этом же году под названием "Закрыто", послужили июньско-августовские записи на студии "Карабасаунд" 1994 года. Третий CD Найка - "Головоломка" (1997 год). В принципе, песни вышеупомянутых компактов можно отнести к раннему периоду творчества Борзова. В некоторых ТЕХ песнях в струях солнечной музыки "купается" депрессивность текстов. 2000 год в творчестве Борзова ознаменован выходом альбома "Супермен", записанного на лейбле Снегири-музыка. Длительный перерыв в творчестве Найк объясняет поиском чего-то нового…

- В перерыве авторской работы с группой ТАРАКАНЫ! собирались мы сделать совместный альбом, но, учитывая наши несложившиеся отношения с Сидом, проект затух. И лишь одна песня "Художник", которая должна была в нем реализоваться, войдет в мою новую пластинку.

- После проб и ошибок "молчаливых" лет при работе над новым альбомом чего постараешься избежать? Ведь, подписав контракт с лейблом Снегири-музыка, наверно, придется многое начинать заново, отстранив прошлое, может, про что-то придется забыть?

- Просто раньше при работе над записью и продвижением альбомов я всем занимался сам. Теперь появились помощники: мне ни о чем не приходится думать, кроме как о творчестве. Опыт продюсера Снегирей Олега Нестерова, подсказки его дают положительный результат.

- У тебя появился постоянный состав музыкантов?

- Вообще в период записи на Снегирях музыканты менялись, но последний состав мне очень нравится. В него входят гитарист Илья Шаповалов - сын известного Шаповалова из группы ЛИМОНАДНЫЙ ДЖО, бас-гитарист Юра Вихрев, в свое время работавший с группой РУКАСТЫЙ ПЕРЕЦ и еще в каких-то проектах типа ТАНГО (была в 80-х годах этакая новая волна романтических групп). Барабанщик у нас молодой человек Саша Кудряшов, игравший до этого в проекте, названия которого я не помню. Совершенно случайно мы его увидели. И так понравилась его игра, что я предложил поиграть со мной. А концертный звукорежиссер DJ Cat работает со мной уже лет пять или шесть.

- Ты когда вообще последний раз давал концерт?

- Концерты не частые, но бывают (тут Найк несколько замялся)…

- Не было человека, который занимался бы их организацией, а самому все успеть нельзя?

- Ну, и поэтому тоже.

- Другая причина?

- Выступать "за входные" уже возраст не позволяет, а те деньги, за которые мы оценивали свое выступление, многие клубы просто не могли платить. Лишь несколько клубов могут организовать наше выступление в Москве, в их числе "Свалка" и "Табула Раса".

- Впервые услышав песни на твоих компактах, "зацепилась" за твою откровенность. Есть у меня любимая пословица: "Пусть это грубо и пошло, зато - надежно". Ее можно отнести к некоторым твоим текстам. Песенка "Маленькая лошадка" даже "заслужила" глобального радиоремейка, исключившего из нее "нежелательные слова": "…В моей тележке кокаин". Ты не ловил себя на мысли: не слишком ли некоторые песни жестки, "бессовестны"?

- Понимаешь, взяв ту же радиоверсию "Маленькой лошадки"… дальше студии она не пошла. Ее никто ни разу не прокрутил в эфире - я не давал. В памяти моих слушателей она осталась в изначальном, полном варианте. Говорят, из песни слова не выкинешь - раз уж оно есть там, значит, там ему и место. Оно продиктовано состоянием автора в момент написания, и незачем от него открещиваться потом. Был ряд людей, которым эта композиция пригрезилась пропагандой наркотических веществ только потому, что название "кокаин" в ней упоминается пять раз, но ведь контекст песни иной. Смысл текста несет совершенно иное настроение. "Закрыто" - полностью депрессивный альбом. А вообще чаще получается так, что тексты "мрачковые", а музыка радостная, но как правило концовка текстов в таких песнях тоже оптимистичная - хэппи-енд.

- Кстати, вкладыш "Закрыто" очень заманчиво оформлен: этакие стихи в прозе, подкрепленные замысловатыми иллюстрациями…

- А, ну да, "Астральная лирика"!.. Был такой период, когда писались "чумовые" вещи. Потом мне это надоело, а так как период написания "Астральной лирики" совпал с записью пластинки, я решил, что книжечка и диск будут хорошим сочетанием. Я написал ряд еще каких-то вещей, но насчет издания их не думал. Хотя были предложения, но не хотелось морочиться с ними.

- А кроме музыки есть у тебя интересы, на которые можно было бы перебросить все творческие силы?

- Таких интересов, которые перебили бы музыку, нет. Другой альтернативы нет.

- Расскажи мне о новоиспеченном альбоме.

- Альбом получился несколько странным, потому что наряду со стандартно записанными песнями, то есть ординарно записанными барабанами, басом и прочим набором инструментов, большая часть композиций сделали с использованием странных технологий: эффектно испорченного звука.

- Ну, ну! Еще несколько песен в духе "Belive" Шер?

- Нет, нет! Несколько другое. Хотя музыка Шер из последнего ее альбома мне тоже нравится. У нас же получилось нереальное совмещение сэмплерной музыки, "битов" с тем, что я делал до этого. Можно новый альбом расценивать как "затравочку" на стиль последующего за ним диска. Реальное совмещение альтернативной танцевальной культуры: трип-хоп, драм с мощной гитарной музыкой.

- Бывало, что, по твоему мнению, в голову пришла оригинальная, никем прежде не открытая звуковая находка, а в процессе ее студийной реализации находился некто, "обламывавший": "Ты че, парень? Это уже вдоль и поперек избитая тема такой-то группы"?

- (После затянувшейся паузы) Нет! Если приходит действительно оригинальная находка, то либо ее воруют, как это было пару раз, либо успеваешь ее реализовать.

- Воровали люди, которым доверял и первым показывал новинку?

- Да, да. Поэтому сейчас я стараюсь особо не распространяться на тему "открытий" и держу их при себе, помечаю в блокнот, чтоб не забыть. На новой пластинке есть парочка интересных находок. Такого никто не делал, и не знаю, будет ли делать вообще. Он очень концептуален. Людям, слушающим пластинку "Супермен", "неожиданности" сильно дадут по мозгам. Но мне нравится.

- Лиричный, меланхоличный Найк в то же время выдает на-гора динамичные ритмы, в основном танцевальные мелодии. Это что - внутренняя живость, выплескивающаяся на поверхность в музыке и прикрытая внешней флегмой?

- Ну, я же Близнец по гороскопу! Во мне сидят два человека - абсолютно точно я это чувствую, и эти два "я" работают таким образом.

- Какой ужас! Почему-то все мои знакомые Близнецы, а их немало, всегда очень ответственно подходят к своей работе, пунктуальны и в то же время могут "продинамить" во всех остальных жизненных делах…

- (Со вздохом) Есть такое. Правда, пунктуальностью я не блещу: все время опаздываю. Не было такого момента, чтоб я приехал вовремя, не говоря уж преждевременно…

- Исполнение данных тобою обещаний тоже непреждевременно?

- Ну, тоже иногда, да. Я не то чтобы забываю о чем-то или о ком-то. Просто какая-то иная вещь кажется наиболее важной, и я выбираю ее вместо сидения в квартире или тусовок с кем-то, отмечания дня рождения (учитывая, что я не пью и мне не очень хочется проводить время в алкогольной компании).

Меня это напрягает. И просто смотреть, как люди потихоньку надираются и валятся под столы, мне не очень радостно. Мне нравится времяпрепровождение и отдых немного другого уровня… М-да, есть, конечно! Но все эти "близнецовские" черты нашли во мне гармонию и работают рука об руку.

- Знаешь, немало музыкантов "сдвинулись" последнее время на мистике и стараются, не владея достаточной информацией об этой сфере подсознания, свою музыку писать на плоскости мистики...

- К мистике я отношусь с очень большой опаской, потому что мы не имеем права вмешиваться в трансцендентный мир: мы вредим как себе, так и этому миру. Ведь там, по моему мнению, главенствуют абсолютно отличные от человеческих законы и правила.

Человеческий разум не может их понять, осознать во всей глубине. Даже этот супермозг! Я не приветствую занятия ни белой, ни черной магией, потому как, говорят, тело лечится, а душа калечится. Нужно о душе думать, а не о том, как вылечить физический недуг. Пусть лучше хирург вмешается и вырежет то, что испорчено, а избавляться от болячек путем магических ритуалов очень опасно. Я даже стараюсь держаться от этого подальше. Музыка сама по себе дает настолько большой заряд и энергетический посыл, что мистика здесь абсолютно не при чем. Это абсолютно разные вещи: я чувствую влияние, я использую его для достижения каких-то музыкальных целей, но не принимаю как саму цель. Если через меня что-то проходит - ради Бога! Я как проводник: в одно ухо влетело, в другое вылетело. В себе я это не оставляю.

- Найк, что может повлиять на твою работоспособность? Выбить из колеи?

- Настроение может испортиться и без повода. Ну, в основном поведение близких людей, диссонирующее с моим настроением. Такие периоды в жизни бывают, что просто несколько недель я ничего нового не могу написать! Это меня "парит", я очень гружусь и начинаю искать какой-то выход скопившейся энергии. Приходится искать другие способы, помимо сочинительства, чтоб она выплеснулась. Но, как правило, в конце концов все приходит в норму. Все зависит от ряда бытовых условий. Если бытовые условия созданы правильно, если я все рассчитал верно и сажусь в этот момент писать песню, у меня все получается. Бытовые и какие-то внутренние ощущения влияют на этот процесс. Мне нужно создать вокруг себя уютную атмосферу, тогда песня пишется в один присест. Но иногда мне нравится писать одну песню долгое время. Представляешь, я пишу одну песню вот уже два дня. Вот текст лежит на кухонном столе… подойду, посмотрю, допишу фразу - и дальше покурсировал… Пишу каждую новую фразу разными ручками - очень прикольно получается! Хорошая песня, прикольная, "мрачковая" немножко, несущая романтический взгляд на самоубийство путем вскрытия вен. Мне хочется подойти к этой проблеме романтично, показать, что это не выход, и одновременно придать этому виду окончания жизни, скажем так, какую-то романтику - в плане окружить действиями, не связанными с самоубийством. Например, есть куплет, в котором поется, что человек просто лежит на облаке, облако несет его вокруг Земли и вдруг перед ним появляется силуэт его возлюбленной. Он понимает, что она умирает, понимает, почему это произошло: она вскрыла себе вены, сквозь фонтан из вен посмотрела на свет… А что дальше, узнаете из песни (улыбается).

- Ну вот, и тут кровь, убийство…

- Я вообще очень мирный человек, никогда никого не бью. В жизни ни разу не дрался. А! Один раз в армии и то случайно: мы поспорили с парнем, я очень сильно завелся, но я не ударил ни разу. Просто, когда на меня сыпался град кулачных ударов, подошел, взял обидчика за шею, зажал между локтем и плечом, да так, что он посинел. После этого мы с ним сдружились, до сих пор перезваниваемся. Он живет в Питере. Встречаемся, когда я туда приезжаю. Поездки в Питер для меня - своеобразный отдых, хотя долго находится в этом городе не реально. Но, побыв там несколько дней, расслабляешься. Питер наделен совершенно другой энергетикой. Тамошние люди со специфическими "тараканами" в голове. Москвичи и питерцы - люди с абсолютно разным менталитетом. Москва - более демократичное место, здесь человек может быть суперальтернативщиком и одновременно выпускаться на сборниках ТВ-6. А в Питере, если ты панк, то играй только панк-музыку и пускайся в панк-революцию. Если ты поп-чувак, то не суйся в клуб "ТаМ-тАм", нечего тебе тут делать. У них вкусы очень разграничены. До сих пор происходят у них такие вещи, когда люди идут друг на друга с кулаками: приверженцы одного направления бьют приверженцев другого направления. Ну, одним словом, периферия! Северная столица все-таки очень отличается от Москвы. Москва более европейский город.

- Я пыталась вывести для себя, почему?

- Потому что Питер находится в вакууме… Скорее всего это защитная реакция комплекса "второй столицы", не более того. В Питере происходит больше интересных акций, тематических, но это только потому, что им хочется поиметь какое-то первенство. Они так радовались тому, что GARBAGE первым приехал в Питер, а не в Москву, на ушах стояли, но это детский сад какой-то! Мир и без этого прекрасен! И вообще скоро все перестанут заниматься музыкой, создадут семьи и будут заниматься коммерцией, я имею в виду большую часть молодых музыкантов.

- Ты себя к ним же относишь?

- А мне уже поздно что-то менять: мне 27 лет!

- Считаешь, что это предел?!

- Ну, конечно. До 25 лет человек должен поменять что-то, после - уже не реально. Даже бросить курить человек должен до 25. Это статистика.

- Я сталкивалась с противоположным мнением: в 30 жизнь только начинается…

- Нет, это уже кризис среднего возраста!

- Средний возраст - понятие растяжимое!

- Согласен!

- О, ну ты уж совсем старый, всеми заброшенный…

- Нет, почему, я не старый, я молодой, симпатичный, и все меня любят (смеется)! Прошлое стараюсь не возвращать, двигаюсь вперед. Возвращаюсь в прошлое настолько редко, что большую часть из того, что было, не помню. Просто пытаюсь отсеять из памяти ненужные вещи и заполнить нужными на данный момент. Но я помню конкретных людей, отношения с ними, чтобы поддерживать контакты с теми, с кем приятно.

- Слушай, а ведь в момент общения при первом знакомстве нельзя сполна оценить глубину интересности того или иного человека…

- Да, только со временем… Если происходит "облом", перестаешь с ними общаться.

- А бывает так, что не принимаешь некоторых людей, дистанцируешь их от себя, а лишь потом осознаешь, что это были стоящие люди. Как их вернуть?

- Знаешь, у меня в жизни как-то складывалось так, что все было в порядке, ни с кем не надо было снова налаживать отношения. Я человек мирный, ни с кем никогда не ссорюсь, стараюсь со всеми поддерживать отношения, за исключением людей, которые мне открыто неприятны. Если они мне звонят, я могу их послать матом. Это какие-нибудь "торчки-наркоманы". Ну, зачем они мне? Я поменял круг общения и не хочу с ними общаться.

- Осталось сменить имя и фамилию. Кстати, Найк - твое подлинное имя?

- Найк - мое настоящее имя, записанное в паспорте. Это добрая "шутка" родителей. Вот Олег Нестеров подтвердит - он мой родственник, видел и мой паспорт, и мои права. Связь на астральном уровне. Дальний родственник, настолько дальний, что, встретив, не узнал. (Дружный смех)

- Олег, я у тебя хотела спросить, что думает продюсер проекта Найка Борзова об альбоме?

Нестеров: Снегири не выбирают вожаков, они стаями держатся, поэтому в Снегирях нет главных людей. Снегирь - птица певчая, красная грудь только у самцов бывает. Это птица из семейства воробьиных, прилетает она в самое трудное время и держится не близко от задымленных городов. Это самая "экологичная" птица, существующая в средней полосе. А что касается альбома Найка Борзова, то (длительная пауза)… могу с уверенностью сказать, что таких работ у Найка не было. Хотя Найк всегда радовал талантом, но воплощение всегда по не зависящим от него причинам плелось в хвосте. Это не значит, что пальцы отставали от головы, иногда даже полезно, когда пальцы отстают от головы и рисуют своеобразный узор, которым затем любуются миллионы людей. Нужно только понять этот узор, взять его в рамочку и повесить на стену. Это задача людей посторонних, которые уже хлебнули этого, на грабельки понаступали. Вот мы этот узор нашли, сделали ему хорошее обрамление, и теперь картина открыта для всеобщего доступа.

Людмила ТИТОВА

© 2005 музыкальная газета