Панрекордз
Пан не пропал!


Минская компания ПанРекордз образовалась в 1997 году на базе журнала "Уши" (если кто не помнит, было в Беларуси такое музыкальное издание), работники которого и стали учредителями Пана. Одним из идейных вдохновителей новообразования явился Анатолий Мартинович, в прошлом музыкант группы ОТРАЖЕНИЕ.

Цель создания компании была одновременно прозаична и благородна: зарабатывать деньги на российской музыке (продажа лицензионной продукции (кассеты, компакты и т.д.) и лицензионных вкладышей, то есть прав) и вкладывать их в белорусские проекты. ПанРекордз становится белорусским представителем студии СОЮЗ, крупнейшего российского мейджора, и дела у фирмы вроде бы идут неплохо. Но кризис 18 августа 1998 года очень больно ударил и по российским записывающим и выпускающим компаниям, а значит, и по их представителям в странах СНГ. Особенно не сладко пришлось именно СОЮЗУ - "большой человек падает громче остальных", - а потому Пан был вынужден искать себе новых партнеров, впрочем, не забывая про друга старого. Проблемы с рекламой, борьба с аудиопиратами, затруднительное финансовое положение компании не могли не сказаться на минчанах, и деятельность ПанРекордз несколько притормозилась. Но, как говорится, хорошо все то, что хорошо кончается. На сегодня у Пана заключены соглашения с московскими компаниями АРС, Real Records, Калейдоскоп М. В перспективе - совместная работа с компанией Снегири-музыка. Но самая громкая победа "панов" в прошлом году это…

Анатолий Мартинович (А.) и Виталий Грекович (В.) гостят в редакции "Музыкальной газеты".

- Почему вы уже некоторое время не представляете интересы компании СОЮЗ на территории Беларуси?

А.: Авторские права "Музыкального издательства СОЮЗ" в Беларуси вначале защищала компания "Музыкальные издания", потом она же стала защищать права "Независимого агентства авторских прав". Не знаю, что там у них произошло (я тогда не был директором Пана), но факт заключается в том, что и СОЮЗ и НААП передали свои права в управление на белорусской территории нам, мы целый год ими и распоряжались. Это было в то время, когда из "Изданий" в ПанРекордз пришел Виталий Чижов, нынешний генеральный директор белорусского представительства "Музыкального издательства СОЮЗ". Виталий, как человек целеустремленный и напористый, сделал очень много полезного для Пана, поднял работу отдела по авторским правам на требуемый уровень. Но потом, став директором Пана, я стал замечать, что Виталия с его несомненными задатками лидера перестала удовлетворять та работа, которую он выполнял. И мы с ним договорились о разделе нашего каталога по двум разным фирмам. Так "Музыкальное издательство СОЮЗ" открыло здесь свое представительство, а сам Чижов вместе с Владимиром Кубышкиным создали компанию BULBA RECORDS. И на самом деле я этому рад, ибо наконец-то у ПанРекордз появилась достойная конкуренция, и именно появление новой компании растормошило несколько нас.

- Чижов в интервью "МГ" рассказал о том, какими кровью и потом ему дается защита авторских прав в Беларуси. В чем тут, на ваш взгляд, основная проблема?

А.: Да в том же, о чем Виталий и говорил: взаимодействие государственных структур, защищающих авторские права, и частных. Речь даже идет не о взаимодействии, не о том, что на нас, как на коммерческую структуру, косо смотрят, что нет судебной практики, а о некоем саботаже отдельных госчиновников. Заинтересованным лицом может быть правообладатель, а Комитет по авторским правам является правообладателем только авторов, и причем конкретно РАО. Например, "Музыкальное издательство СОЮЗ" и НААП не передали Комитету в управление свои права. И все наши попытки передать в управление Комитету свои права натыкаются, я не понимаю почему, на стену, хотя государство получало бы больше денег. Приемлемых для понимания доводов, почему так происходит, я не слышал. Чиновник просто говорит "нет".

Я подумываю над тем, чтобы написать совместно с представительством "Музыкального издательства" письмо на имя Президента страны, в котором изложил бы свое видение вот этого правового беспредела в области защиты интеллектуальной собственности, хотя законы у нас - одни из лучших в Европе! Вроде бы все есть, но ничего не работает.

- Сенсацией прошлого года стало то, что ПанРекордз стал представлять в Беларуси интересы одного из крупнейших мировых мейджоров, компанию Universal Music…

А.: Universal - это двадцать семь процентов мирового музыкального рынка. Компания выпускает музыку самых разных направлений - рок, джаз, классика. Это единственный в данный момент мейджор, проводящий достаточно агрессивную рекламную и ценовую работу в России.

Переговоры с компанией были долгими. И я ездил в Москву, и в Минск приезжали Дэвид Джанк, генеральный директор "Universal Music Russia", Томас Хэдстрем, вице-президент "Universal Music International" по странам Восточной Европы.

Они походили по городу, посмотрели на то, как продается без лицензии их продукция, и буквально впали в ярость от увиденного. Но мои бесконечные уговоры привели к тому, в чем они и так были убеждены: для них важно не просто торговать, для них важно иметь на местах структуры, которые могли бы делать промоушн компании. Им важно, чтобы хоть часть продукции нашего рынка была лицензионной. Они бизнесмены и понимают, что пусть даже это небольшой рынок, но это рынок. Им скорее даже пока не важно количество проданной продукции компании, а важно то, что здесь есть люди, которым они доверяют, которые потихонечку отлаживают механизм работы по продвижению их товара на рынок. У нас такой механизм есть. С нами сотрудничает телекомпания "Око", которая создает свои программы (программа "Бархатный сезон" делается нами совместно с БТ); мы будем делать проект на НТВ, передачу, в которой будут крутиться клипы артистов Universal.

- То есть водкой ты их не поил…

А.: Я думал, что действительно придется запастись N-ой суммой денег для того, чтобы их принять. Но как только руководители Universal прилетели, мне было сказано: "Толя, мы одна из самых богатых и преуспевающих фирм в мире. И за нас еще никто не платил и платить в будущем не будет". Поэтому, скажем так, я поил их водкой за их же счет.

- Что собой структурно сегодня представляет ПанРекордз? Приоткройте чуть-чуть ваши тайны.

А.: В компании существует ряд отделов. Торговый осуществляет продажу лицензионной продукции - как российской, так и Universal - и продукции белорусских артистов, права которых принадлежат ПанРекордз. Глава информационного отдела - Виталий Грекович. Пусть он сам о себе и расскажет.

В.: Я в музыкальном бизнесе уже достаточно давно. В 87-м году работал диск-жокеем в клубе "Шестой океан". В 91-м, правда, я ушел в компьютерный бизнес, занимался компьютерными технологиями. И придя в ПанРекордз, я решил поднять ее информационную часть на новый уровень, электронный. Мы сейчас создаем музыкально-информационное агентство, готовим пятьдесят-семьдесят страниц информации в неделю - новостные блоки, интервью и так далее. Основное направление этого года - белорусский шоу-бизнес, сбор, обработка, распространение информации о нем.

Мы являемся официальным представителем российского информационного агентства Inter-Media. Но мы не только получаем информацию от них, но и сами передаем им информацию о белорусской музыкальной жизни.

Наши информационные пакеты готовятся раз в неделю, как я уже говорил, но в планах - формирование ежедневной подборки. Планируется издание электронного журнала, который будет выходить на компакт-диске по крайней мере раз в квартал.

Нашей информацией уже сейчас пользуется ряд минских FM-станций, есть запрос от печатных СМИ, пошли первые информационные выпуски на английском языке в газете "Беларусь Today".

Кроме того, у ПанРекордз есть свой сайт, на котором мы публикуем информацию о белорусских исполнителях (планируем размещать и их песни в формате MP3), там же есть каталог нашей продукции, каталог "Шоу-бизнес Беларуси" тоже будет размещен здесь же.

А.: Авторский отдел представляет интересы НААП: дает разрешение на выпуск той или иной продукции, собирает деньги наших авторов.

Отдел артистов и репертуара, возглавляемый мной, ведет четыре наших проекта…

- …О них и о тех, кого вы больше не ведете, давай попозже поговорим…

А.: Хорошо. Нам очень нужен человек, который бы возглавил рекламный отдел, это уже к вопросу о кадрах. Телекомпания "Око", наше структурное подразделение. Занимается рекламой, созданием видеоклипов (сняты клипы московской группе EXE, Егору Стражевичу, БЕЛОРУССКИМ ПЕСНЯРАМ) и музыкальных программ. Кроме "Бархатного сезона", мы еще задумали осуществить совместный проект с "Альфа Радио" под названием "Кузин-хит" и проект, который будет выходить в Москве на 31-м канале. Мы предложили ряд идей, которые им понравились, и программы, основанные на этих идеях, мы и будем производить здесь.

- Многострадальный каталог "Шоу-бизнес Беларуси 2000" - на каком он свете?

А.: Для того чтобы он больше не был "многострадальным", мы планируем выпускать его еще и в электронном виде, чтобы в него могли оперативно вноситься изменения.

В.: Каталог должен выйти в конце первого квартала этого года, и следом мы сразу начинаем сбор информации для каталога "2001". (Мы решили, что все же такое издание должно быть ежегодным). И он станет не просто справочником, а неким информационным, обзорным продуктом. И рассчитан каталог будет уже не столько на пользователей-артистов, сколько на тех, кому нужны эти артисты и кто, собственно, хочет артистом стать.

- Ну и перейдем к самому для журналистов сладкому. Скандалам и скандальчикам, что бушуют (бушевали) вокруг Пана. Разомнемся на тех музыкантах, альбомы которых издает ваша компания, отношения с коими у ПанРекордз складываются благополучно.

А.: В 99-м году был записан альбом Егора Стражевича, его проекта СКОРАЯ ПОМОЩЬ, и сейчас мы доводим эту музыку до ушей слушателей. На мой взгляд, это один из самых интересных электронных проектов в Беларуси, рассчитанный на более продвинутую молодежь, на ту, что не слушает ДЕМО, к примеру. Со Стражевичем подписан контракт на пять лет, я очень верю в Егора и уверен, что с финансовой точки зрения мы на этом проекте заработаем.

БЕЛОРУССКИЕ ПЕСНЯРЫ, альбом "Только с тобой". Как и с группой ЭКИВОКИ, с БЕЛОРУССКИМИ ПЕСНЯРАМИ заключен только издательский контракт на данный альбом, на который нам принадлежат права. Мне очень нравится их альбом, легкий, мелодичный, показывающий коллектив немножечко с другой стороны, хотя традиции, безусловно, сохранены. Кстати, с музыкантами, которые входили в разные годы в состав ПЕСНЯРОВ, связан другой наш будущий проект - альбом с песнями на слова Ларисы Гениюш.

Группа СТРЭЙЧ. По моему мнению, это будет по-настоящему приятный сюрприз всем любителям хорошей музыки. Не только в Беларуси, но и в Москве. Это качественный поп-рок, с креном больше в рок. Я уверен, что как группа СТРЭЙЧ будет пользоваться успехом не полгода, а лет пять-семь минимум. Многое будет зависеть от них самих, но многим и мы им поможем.

- И теперь о тех группах, с которыми вы сотрудничали (сотрудничаете), но работа с ПанРекордз оставила у них не самые лучшие воспоминания. Самый свежий пример, ЭКИВОКИ. На вручении "Хрустальной монограммы" лидер команды Александр Сухарев с удивлением обнаружил, что кассеты с их альбомом почему-то не продаются в холле КЗ "Минск", несмотря на твои обещания…

А.: Мы приносим свои извинения группе за ту задержку, с которой их альбом появился в продаже. Кассеты были отписаны, но нас подвела типография.

- Один из музыкантов коллектива, Олег Петрович, слезно (я утрирую, уж простите) просил тебя отпустить их на вольные хлеба, ибо группой заинтересовалась одна московская компания. Но Мартинович ЭКИВОКИ "врагу" не отдал!..

А.: Якобы не отдал MOROZ Records. Я звонил туда, когда разгребал эту ситуацию. Меня переспросили: как, как группа называется, ЭКИ чего?.. На самом деле был такой Дима, который представлял эту компанию в Минске, странный человек. Вот он, как "человек MOROZ Records", и "заинтересовался" этой группой.

- НЕЙРО-ДЮБЕЛЬ…

А.: С ними вообще произошла странная ситуация. Я хочу, быть может, и лидеру "дюбелей" Александру Куллинковичу кое-что объяснить. Хотя я много раз разговаривал с Сашей насчет того, что связывает его группу и компанию ПанРекордз.

Когда из Пана уходил ее бывший директор Вячеслав Гулевич, он сказал, что ЛЕПРИКОНСЫ и НЕЙРО ДЮБЕЛЬ - это проекты его и он будет ими заниматься. Я ответил, что - не вопрос, забирай. А потом мне звонят музыканты НЕЙРО ДЮБЕЛЯ и спрашивают: а когда вы будете нами заниматься? Я объяснил им ситуацию и отправил их к Славе, чтобы они все свои вопросы решили с Гулевичем. Если же хотите, говорю, чтобы вы работали конкретно с Паном, то нам все равно нужно решать все совместно, а лично я за чужие обещания ответственность нести не хочу.

- "А был ли мальчик"? Был ли подписан контракт Пана с группой? Куллинкович где-то оговорился, что он, дескать, ничего не подписывал, а просто взял контракт себе и он у него лежал себе и лежал…

А.: Был контракт. Уходя из Пана, Гулевич забрал его с собой.

А по поводу продаваемости альбома - мол, мы кому-то чего-то не заплатили, - то реальная "продаваемость" группы Александру Куллинковичу станет понятна теперь, когда он записал, издал и продал альбом "Ворсинки и катышки", вложив в него свои деньги. И если он заработал на нем десять тысяч долларов, я буду за него очень рад.

Какова сейчас ситуация с контрактом, я и сам понять не могу. Это нужно, чтобы Гулевич, Куллинкович, я собрались и решили, как нам действовать дальше. Слава говорит, что "российский" альбом группы будет выходить на МОНОЛИТЕ (первоначально это должен был быть СОЮЗ), Куллинкович утверждает совсем другое… Ни одной белорусской группе, коль уж разговор пошел серьезный, не делалось такой рекламной компании, как ее делал Пан НЕЙРО ДЮБЕЛЮ. Уже одно то, что выход альбома 98-го года практически совпал с августовским кризисом и мы все ж смогли продать три тысячи экземпляров, говорит о том, как мы относились к этому проекту. "Акколада", Анатолий Вечер снял столько клипов группе, сколько не снималось у нас никому!

- И в конце нашей беседы…

А.: Я хочу поздравить с пришедшим 2000 годом и Рождеством всех наших друзей - "Музыкальную газету", программу "Акколада", "Стар-клуб", "Класс-Клуб", агентство "Линия звука", BULBA RECORDS, представительство "Музыкального издательства СОЮЗ", - которые делают на первый взгляд незаметные вещи, но вещи эти для белорусских артистов нужны как воздух. Пожелать всем им терпения, здоровой конкуренции и дружбы между собой. Нас ведь не так много в Беларуси, для того чтобы ругаться…


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 2000 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета