статья


Желанная, Инна
“Раньше я была как Земфира…”



С Инной Желанной мы встретились после недавнего концерта в Смоленске. Выяснилось, что это было ее первое(!) выступление вне Москвы, в провинции России. Выяснилось также, что в последние годы она выступает в основном за границей, что Желанная - это ее настоящая фамилия, а не псевдоним, как думают многие. Когда-то работала с группами АЛЬЯНС, КАЛИНОВ МОСТ, АЛИСА…

Сам концерт Желанной и ее группы прошел просто триумфально, о чем свидетельствовала очередь за автографами, внимание прессы и телевидения, быстрая продажа компактов. Необычная музыка (фолк-джаз-рок?), суперпрофессиональное исполнение- все говорит о большом таланте музыкантов. Под окном ждал автобус, для разговоров было отведено полчаса.

- Инна, скажите, то, чем вы сейчас занимаетесь, - это судьба. То есть вы чувствовали заранее, что так будет, или это следствие каких-то обстоятельств, незапланированных событий?

- Это, я думаю, одно и то же. Обстоятельства не могут сложиться поперек судьбы. Я фаталист по натуре. Если так сложилось, то это судьба. Опять же судьба то, что моя мама была музыкантом, и это, видимо, все решило. Хотя папа был инженер, а с математикой у меня не сложились отношения. (Улыбается.)

- По телевидению и по радио ваши песни услышать трудно…

- Практически невозможно! (Смеется.)

- Эфирное время занято другими песнями, другими стилями. На мой взгляд, есть явная тенденция упрощения и оглупления текстов песен. Иногда полное отсутствие содержательности. Яркий пример - телепередача "С добрым утром, страна"… Вы согласны?

- Я бы сказала шире - идет процесс оглупления нации. Я с вами полностью согласна. Как будто кто-то сознательно это делает. Но бороться с этим, я думаю, бессмысленно…

- То есть вы это воспринимаете резко отрицательно?

- Раньше более резко, чем сейчас. Теперь я понимаю, что это тоже как бы судьба русского народа. Может, еще время не пришло? Ведь когда-то это все должно надоесть. Имея нормальные мозги, а они у нас есть, невозможно все это слушать всерьез. Это какой-то нонсенс. Все же я думаю, что все у нас еще будет классно. Ведь появляется столько новых хороших имен… Все будет нормально. Вопрос только - когда? (Улыбается.)

- А вы слушаете, смотрите это все, имеете как-то в виду?

- Да нет. Хотя появилось много радиостанций, телепрограмм. Я и западную поп-музыку тоже почти не слушаю - это все одного поля ягода… У меня есть маленький музыкальный центр, и я слушаю на нем все, что мне нравится.

- А что вам нравится?

- Сейчас в основном это этнос, а также старые рокерские песни. LED ZEPPELIN, например, RED HOT CHILI PEPPERS. Из наших - TEQUILAJAZZ. Кстати, вот парадокс. Взять ту же Земфиру. Сначала она мне резко не понравилась, а потом я поймала себя на том, что это отношение изменилось. Вчера я купила кассету, сегодня я ее слушаю целый день и не могу объяснить этого магического влияния. Очень интересная девочка!

- Я согласен. К сожалению, не видел "живьем" выступления Земфиры, но мне кажется, у вас энергетика и смысл песен значительно глубже…

- Тут не стоит сравнивать - мы занимаемся совершенно разными вещами. Вы слышали, как она тексты рвет?! Предложение - на две-три строчки. Это же супер! Я только боюсь, что ее захвалят. Еще интересный есть музыкант - Макс Фадеев, который Линду сделал. Немного однообразно, но зато модно, современно, красиво.

- Согласен, в Линде что-то есть. Это она доказала и у нас в Смоленске…

- Да, что-то есть. Какая-то "фишка", прикол. Вообще "фишка" - это великая вещь! (Смеется.) Вот нашел кто-то эту "фишку" и сразу становится заметным явлением.

- А в чем "фишка" Линды?

- А кто ее знает... В имидже, наверное. Ворона - она ведь и есть ворона. Есть еще одна просто гениальная певица. Ольга Дзусова. Она прописывает сейчас бэк-вокалы многим звездам - тому же Фадееву, Линде.

- Мы сейчас говорим с вами о коммерческих проектах. А они полностью зависят от наличия продюсера. Где бы была сейчас Земфира без поддержки Лагутенко, который вложил в нее деньги? До сих пор "рвала" бы свои тексты в Татарии… Как бы сложилась ваша творческая судьба, если бы вы имели мощного продюсера? Можно пофантазировать?

- Вы знаете, у нас уже есть замечательный продюсер Саша Чепарухин. Это не просто директор, продюсер, это просто папа. К тому же нам уже достаточно много лет, чтобы мы кидались на продюсеров, стремились к славе. Если бы раньше… В 18 лети я занималась совершенно другой музыкой. Я была типа Земфиры, "оторва" какая-то, дворовая шпана. И если бы тогда нашелся продюсер… Но было бы лучше или хуже? Кто знает. Хорошо, что именно сейчас появился Саша Чепарухин и у нас появилось так много концертов.

- То есть вы довольны сегодняшним своим положением?

- Да. Только хотелось бы больше давать концертов для русских, для наших СССРовских.

- И все-таки вы некоммерческий музыкант. А это значит, испытываете определенные лишения и трудности - финансовые, творческие. Никогда не было желания найти более "хлебные" места?

- Нет. Конечно, были предложения написать хит, раскрутиться, а потом уже заняться творчеством. В эти игры уже столько народу играло. Нет, это не для нас. "Потом" уже не бывает. Собственно, самое необходимое у нас есть. Есть студия, есть свой автотранспорт, на котором исколесили всю Европу, есть Саша, есть таланты… У нас сейчас очень насыщенный период в жизни.

- Слушая ваши два альбома "Водоросль" и "Иноземец", я поймал себя на мысли, что в некоторых местах очень похоже на то, что делала Бичевская…

- Я ничего не могу сказать по этому поводу, так как никогда не заслушивалась ее песнями.

- Однако в вашем репертуаре тоже много старинных песен, фольклора, в том числе Смоленской, Белгородской губерний. Интересно, как эти песни воспринимались на Западе?

- Вы знаете, мы ведь почти не выступаем в России. Недавно у нас был тур по Европе, где мы выступали почти каждый день. В основном в небольших клубах, от 10 до 150 человек. Сохранили записи этих концертов. И я вам без ложной скромности скажу: это было супер! Мы играли просто здорово. Я обычно не слушаю свои записи, так как очень критично к ним отношусь. Но тут настолько все живо, настолько сильно! Конечно, за границей не понимают текстов песен, но реагируют все равно очень хорошо. И в Германии, и в Англии, и в Голландии прием был просто замечательный.

- Действительно, судя по потрясающему концерту в Смоленске, вам есть смысл записать "живую" музыку с концерта…

- Да мы, наверное, выпустим один из германских концертов…

- Инна, а вот вопрос из другой серии. Вы политикой интересуетесь?

- Я всегда стремлюсь от этого уйти. Если смотреть по жизни реально, не приходится уже ни на что надеяться… Но вот что хотела сказать: нам не стоит лезть в эту грязь и как-то враждовать. Например, с Украиной, Беларусью. Мы много ездим, и я заметила, что русских сейчас не любят везде. Именно потому, что идет битва на высшем уровне. Но мы-то чем друг другу помешали? Нам лучше не обращать на это внимания - пусть там наверху хоть перережутся.

- Случая ваши песни, понимаешь, что есть на земле более высокие ценности, чем борьба за власть и тараканьи бега политиков…

- Мы недавно были в Кишиневе, и я поймала себя на мысли, что тоскую по тем временам, когда был Советский Союз. Потому хотя бы, что можно было приехать куда угодно и везде ты был свой. И мы так же относились к грузинам, к армянам, к молдаванам. А сейчас ты везде чувствуешь себя "хуже татарина".

- Вы верующий человек?

- Я не хотела бы касаться этой темы.

- Простите меня, конечно, вы ответили очень достойно… Вернемся к вашему последнему альбому "Иноземец". Какие-то песни вы можете отметить особо?

- Песни там все удачные, все как дети.

- Можно ли что-то сказать о смоленском зрителе?

- Ритмичная очень публика. (Улыбается.) В одной песне так начали хлопать - то в одном конце зала, то в другом, что я даже отвлеклась от пения. Хорошая публика, добрая, теплая. О чем говорить - родные все люди.

- У вас оригинальная распевная манера исполнения. Откуда это?

- Я очень люблю Чайковского. Я училась четыре года классическому вокалу, пела оперу, всяко-разное. Потом меня отчислили из музыкального училища. Теперь я об этом не жалею.

- Больше всего из песен ваших альбомов нравятся те, где подписано Желанная-Желанная. То есть вы являетесь автором не только музыки, но и текстов многих песен. Вы любите поэзию?

- Я четко разделяю для себя тексты песен и стихи. Стихи писала в детстве, но сейчас уже не пишу. А текст песни - это другое, там можно позволить себе неровности, так как идет как повествование. Стихи для меня - это очень строгая форма. Поэтому стихов я больше не пишу. По большому счету, поэзию я сейчас не люблю (улыбается).

- Хорошо. А что сейчас рождается сначала - музыка или тексты?

- Раньше это было как бы одновременно - "Сестра", "Только с тобой", "Дальше". Сейчас чаще впереди музыка, мелодия. И тексты отошли как бы на второй план. Может быть, напрасно?

- Не знаю, но вижу, что тексты у вас очень емкие и как бы спрессованные…

- Знаете, у некоторых поэтов получается так: найдут несколько красивых, сильных фраз и разводят вокруг них "жижу" на два листа. Я надеюсь, что от этого отказалась, и слов на ветер стараюсь не бросать. Напишу фразу самую главную, сказала и все - до свидания.

- У меня нет больше вопросов. Хочу пожелать вам, Инна, творческих успехов, хороших зрителей, здоровья и счастья!

Сергей НОВИКОВ-ГОРЦЕВ

© 2005 музыкальная газета