видео и книги


Сотвар
#1

mg95113.jpg (4309 bytes)
1999 Магiлеу. Магiлеускае згуртаваньне моладзi "Патрыеты Бацькаучшыны". Рух у Эуропу.

Наклад 250 асобнiкау


Инкрустированный символическими народными узорами журнал подготовлен в лучших традициях белорусского самиздата. Хотя… кто их знает, эти традиции. 1985 год открыл Беларуси целую серию самиздатовских журналов под названием "Курок". Чуть позже, в 90-м, гибель "Курка" сменило рождение другого издания - кое-кто из любознательных вникал в чистейший белорусский язык, перелистывал самодельный журнальчик "Кола-Cola".

Год 1999-й. Мы видим реальное продолжение идеи предыдущих двух изданий. На языке смертных "Сотвар" - бог Солнца. А говоря о журнале в целом, это сущий кладезь фактов - времен богов и наших дней. Одним словом, черпай - не вычерпаешь. Так будем черпать и признаем "Сотвар" представителем новой волны национального самиздата. Условно журнал разделим на три части. И будучи знакомыми с музыкальным творчеством автора, не трудно догадаться, что это за журнал получился. Предлагаемая нам информация преподносится в последовательности: Вера-Этнос-Рок-н-ролл. И все бы неплохо, лишь одного не учел автор - стиль уж больно тяжелый… Нет, нет, это я не о музыке группы ЗЬНIЧ! Речь о филологических особенностях журнала. Те же религиозные опусы (стр. 5-9) тяжело перевариваются в мозгах читателя неподготовленного. Мы видим на 5-й странице схему пантиона богов, их перечень и роль в жизни каждого из нас. Перечитав и пересчитав список тридцати пяти имен тех самых богов, делаешь выводы: сейчас правит миром Зюзя, бог зимы и холода - его нам с вами еще больше двух месяцев терпеть и жаловать.

Страница 6-я. Материал о "нейтральной" вере - "Што есць паганства", далее ( стр. 7) - "Паганства i хрысцiянства: беларускi выпадак". Резюмируя первую часть журнала, вспомним об авторе Алесе Таболиче. Такое ощущение, что в своем издании (пусть даже подсознательно) следовал он великому Кастанеде. Последний, дабы завладеть всецело чьим-то вниманием, сдвигал человека с "привычной точки его мозговой сборки". Именно это у Алеся и получилось.

Дальше легче - часть вторая открывает нам мир белорусских узоров. Мы узнаем об особенностях орнамента в соотношении с молитвами и символами. Автор еще раз подчеркивает, что под различные прошения и молитвы вышиваются специальные узоры.

А на одиннадцатой странице тема узоров плавно уступает место материалу Василия Шура "Ля вытокау нашых iменау". Здесь и эволюция имен наших, и яркие примеры символичных имен и фамилий. Вот вам белорусская фамилия Волк. А знаете ли вы, что почти во всех европейских странах есть имена, происходящие от слова "волк"? У болгар это Вылка, у сербов - Вук, у немцев - Вольф, Рудольф (что в переводе - красный волк) или Вольфган - (волчий ход). И достойно завершает часть вторую список наиболее известных белорусских имен, их варианты происхождения. И все же от прочитанного опять-таки рождается следующее: пока ни одного самостоятельного открытия со стороны автора нет - все упирается в факты под названием "хорошо забытое старое"…

И вот, наконец. "рок-н-ролл" - часть третья. Ее открывает довольно посредственная статья "Басовiшча-99 - дзесяць год", шаблонно и грамотно повествующая о том, что юбилей состоялся. А вместо узоров, что "в тему" и "без темы" украшали первые две главы, третий раздел "пестрит" не черно-белыми, а исключительно черными фотографиями. После рубрики "Навiны, чуткi, рацэнзii" на протяжении оставшегося печатного пространства нас ожидает знакомство с группой ЗЬНIЧ и текстами песен этой команды. Краткий экскурс в альбомное творчество "зьнiчау" на страницах "Сотвара" нам предлагает Анатоль Мяльгуй. Кстати, уж не знаю, насколько и это концептуально, однако после 12-й страницы остальные не нумеруются. Наверное, увлеченный автор в конечном итоге просто забыл о такой мелочи. В общем, официальных 12 страниц дополняют 10 безымянных. И всего 22 страницы той самой концепции, о которой так любит говорить лидер группы ЗЬНIЧ и автор журнала "Сотвар" в одном лице.

А. Рудницкая

© 2005 музыкальная газета