обзор


Lisse, Paul
Motivation

mg94930.jpg (7089 bytes)
(p) 1999 Michael Zarik

(c) 1999 Paul Lisse

14tks/55mins


Твердо уверен в одном: об этом альбоме еще долго будут говорить если не простые любители электронной музыки, то специалисты в области современной концертной музыки уж точно. Просто ничего подобного ранее в исполнении белорусских музыкантов слышать не приходилось. Не уверен, что слышал все, но подобного плана работу довелось встретить впервые.

Собственно, здесь уже и начинаются тайны. Ибо поверить в то, что всю эту удивительную по красоте и тонкости воплощения музыку сотворил выходец из Беларуси, просто невозможно. Но, как мне дали понять, Пауль Лиссэ вроде как на самом деле имеет к Беларуси непосредственное отношение. Более того: автор музыки - человек, не имеющий вообще никакого музыкального образования. Тем более поражает созданное им. Говоря общими словами, перед нами нечто такое, что по настроению напоминает продукцию нью-эйджа, которая тем не менее явно опирается на симфонические достижения мировых композиторов-романтиков. Построение пьес, их форма, изложение материала - все это оттуда, только что предстает в современных тембрах и звучаниях. И слушается эта музыка с необыкновенным комфортом, она располагает, расслабляет и источает при этом явственную энергетику как продукт творчества честного и искреннего. И хотя в пресс-релизе сказано, что данный альбом "Оглянись" (опять какая-то путаница) - первый из трех в серии альбомов "Мотивация" и что фортепиано - это излюбленный инструмент композитора, на данном альбоме ведущая роль принадлежит все же электронным звучаниям.

И вот - очередная загадка. Не знаю, что сыграло свою роль - чисто ли технические возможности электронных инструментов, элементарная генная слуховая память или еще какие-то более сложные и совершенно необъяснимые моменты, но чем больше я слушал этот альбом, тем больше мне казалось, что во всяком случае многое я уже где-то когда-то слышал - то ли у Шопена, то ли у Жарра, то ли у Доги, то ли в оркестре Пола Мориа, то ли в фильме "Профессионал", то ли на виниловом сборнике "Романтическое фортепиано". Нет, я не о плагиате, ни в коем случае! Может быть, о тонкой стилизации, когда исчезает грань между оригинальным материалом и цитатой ("Heartbeat", "Conflict Inside"), где если что и цитируется, то, пожалуй, только дух, настроение, посыл. Наверное, главную роль у Пауля Лиссэ все-таки сыграли гены; ведь, не имея музыкального образования, только благодаря матушке-природе даже стилизацию сделать невозможно, тем более столь тонкую. Да и оркестровать целое как для настоящего симфонического оркестра - тоже, а тембры подобрать столь органичные, натуральные - тем более. Такое возможно только в том случае, если сам слушал оркестр не один год. И библиотека звуков вряд ли спасет...

Не все на альбоме ровно, есть пьесы и достаточно банальные. Но Пауль Лиссэ планирует к концу следующего года завершить запись альбома "Цикл прелюдий", а в данное время, как сообщает пресс-релиз, записывает фортепианный концерт. Данный же альбом будет издан фирмой "Ковчег" на кассете, и тогда каждый сможет убедиться, в чем я прав, а в чем - ошибаюсь.

Да я и сам, честно говоря, не знаю. Просто потрясен и продолжаю гадать: то ли Пауль Лиссэ действительно невероятный талант, то ли - невероятная мистификация. Но в любом случае - здорово!

Дмитрий Подберезский

© 2005 музыкальная газета