обзор


Хасаншина, Катерина
Перелетная

mg94725.jpg (8069 bytes)
(с) 1999 Е. Хасаншина

(р) 1999 ХариТон Records

16tks/54mins


"Откуда у 18-летней девочки такие серьезные, глубокие, проникновенные песни?" - мысленно задался я вопросом, прослушав Катин альбом "Перелетная".

...Постоянные читатели газеты "Брестский курьер" могли знать Катерину Хасаншину по публикациям стихов и статей года с 95-го. Как автор и исполнительница собственных песен она впервые заявила о себе на фестивале авторской песни "Робинзонада-99", проведенном в Бресте весной нынешнего года, и обратила на себя внимание жюри, члены которого пророчили Кате высокий взлет. Похоже, пророчества начинают сбываться. И быстрее, чем ожидалось...

В сентябре она записала весь накопившийся за полгода материал. (Не лишним будет отметить сверхнеобычную плодовитость Кати, которой могли бы позавидовать многие наши гранды.) Впоследствии он был разбит на два альбома - "Перелетная" и "Восточный экспресс" (последний заслуживает отдельной рецензии).

...Был такой анекдот.

"Летит журавлиный клин в теплые края. Вдруг один из журавлей заметил боковым зрением нечто странное. Он оборачивается и видит ворону, с большим трудом настигающую косяк, - перья вздыблены, глаза на выкате, пот со лба градом.

- Ворона, а ты-то куда?

- На юга!!!

- Но ты не перелетная птица!

- Я не пер-р-релетная! Я... долбанутая!"

Этот анекдот дал название песне, а затем и альбому.

Как ни парадоксально, но Катя до сих пор не слушала практически ничего из современной отечественной музыки. Подобное незнание сослужило ей хорошую службу, позволив сохранить собственную индивидуальность, яркую самобытность, не превратиться в очередную Янку или Ольгу Арефьеву (как это случается сплошь да рядом). Но все же, если долго и внимательно вслушиваться в Катины песни, можно уловить интонационные связи - то с русскими народными песнями, то с рок-н-роллами 60-х.

...Музыкальную стилистику "Перелетной" охарактеризовать достаточно сложно: в результате синтеза бард-рока и авторской песни рождается нечто новое, не поддающееся однозначному толкованию.

Доминантной чертой песен Кати является повышенный эгоцентризм, сосредоточенность на собственном "я" (въедливый эстет определил бы это качество как склонность к самокопанию). Иногда Катя говорит о себе от третьего лица, подменяя "я" местоимением "она", иногда синтезирует, сталкивает, даже противопоставляет эти два начала ("Она", "Антагонизм зла и добра", "Она не она"), то обращается к своему двойнику ("В одном исподнем").

Исходя из содержания песен, можно провести их условную классификацию. Значительное (если не ведущее) место в альбоме занимают песни - посвящения некогда любимому человеку, поражающие какой-то необычайной искренностью, душевной теплотой, светлой грустью ("Не беги", "Я нарисую для тебя", "Думай о том, что между нами", "Без тебя", "В постели одной", "Красная вода"). Есть песня-рассказ ("Выйди на берег"), песня-монолог ("18 лет"). "Тени" и "Мама" - сложные, развернутые, драматически насыщенные композиционные построения балладного характера с ярко выраженным признаком шаманства. Есть, наконец, песни-автопортреты, в которых Катя раскрывается перед слушателем такой, как есть - новая, незнакомая, индивидуалистичная ("Эффект опьянения", "Перелетная").

Один из плюсов любого альбома - наличие "изюминок". На Катином альбоме их две: песня, по которой назван альбом, с незатейливой, легко запоминающейся мелодией (своеобразная визитная карточка Кати) и постклептоновская "В постели одной". Впрочем, у каждого по прослушивании данной кассеты может сложиться собственное мнение на предмет хитовости.

Вместо резюме. "Перелетная" - это не тот случай, когда говорят: первый блин комом. Песни Кати грустные, но не душераздирающие. Тексты (я бы сказал, стихи) умны, но без претензии на эзотеричность. (Что касается некоторых литературных погрешностей, они, конечно, имеют место. Но не будем так строги к Кате: если подробно проанализировать творчество многих мэтров отечественного рока, можно и не такое отыскать.) Исполнение эмоционально, но не истерично. Главное достоинство альбома состоит прежде всего в том, что все песни необходимо слушать внимательно и многократно, вникать в каждое слово, в каждый штришок, в каждую интонацию.

Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета