Alice In Chains
Жемчужина


Lane Staley - вокал, гитара
Jerry Cantrell - гитара, вокал
Michael Inez - бас
Sean Kinney - ударные


Сиэтл, ранее не очень музыкальный город, каких немало в Соединенных Штатах (в отличие от, скажем, Лос-Анджелеса, из которого вышло много коллективов, играющих роwег-рор, или Нью-Йорка, богатого на speed-metal), за последние 10-15 лет подарил миру не одну замечательную группу. С Сиэтла фактически и начиналось то, что мы привыкли называть альтернативным роком и гранджем. Кто бы мог подумать, что небольшой городок, где есть всего три рок-клуба, может таить в себе на первый взгляд неприглядные, но очень ценные жемчужины! А ведь ребята просто играли музыку, не впадали в амбиции, ходили друг к другу на концерты, вместе тусовались, вместе отмечали праздники, вместе боролись со скукой - кто-то с помощью музыки, кто-то с помощью наркотиков. А потом им стало элементарно тесно в родном городе, в тех самых трех до боли, до омерзения родных клубах.

Первыми из Сиэтла наружу вырвались HEART. Их примеру последовали QUEENSRYCHE. Далее были SOUNDGARDEN и NIRVANA - вряд ли кто-то смог бы сейчас с уверенностью сказать, кто из них был раньше, зато все помнят, как они были хороши. MOTHER LOVE BONE, несомненно, внесли свою лепту в распространение сиэтлской музыкальной тусовки. Не говоря уже о FAITH NO MORE и JANE'S ADDICTION, которым принадлежит львиная доля всяческих заслуг в нелегком, но приятном деле с кодовым названием alternative rock. Как вы уже могли догадаться, ALICE IN CHAINS вышли из той же тусовки и получили свою долю славы в ответ на неповторимый талант. Эта группа играла несколько иную музыку, нежели остальные выходцы из Сиэтла. Их музыку отличает какая-то необъяснимая темная грусть. Пожалуй, никто не смог бы найти лучшее определение плодам творчества ALICE IN CHAINS, чем ударник группы Шон Кинни: "Мы сумели овладеть мастерством создавать нечто красивое, но вызывающее у слушателя желание умереть..." Именно с этой группой я имею удовольствие вас сегодня познакомить.

Итак, все по порядку. Задатки музыкальных способностей у фронтмена группы Лейна Стейли (род. 22.08.67, Киркленд) зарождались еще в раннем возрасте. Двенадцатилетний Лейн уже играл на барабанах (!) в различных гаражных глэм-группах. К ударной установке его влекло с тех пор, как он впервые увидел ее у одного из друзей своего отца. Но однажды на репетиции он попытался петь - ему казалось, что у него это получалось лучше, чем у вокалиста гриппы, в которой он играл. Но ему сказали: "Парень, ты сидишь за установкой - вот и стучи." Это, конечно, задело самолюбие юного Стейли (ему было 15). Сгоряча он продает свои барабаны и покупает микрофон и "задержку" ("delay" - это такая "примочка"... Надеюсь, уж это слово-то вам знакомо). Начал Лейн с того, что подключил микрофон к проигрывателю и пел вместе с пластинками BLACK SABBATH, Ozzy Ozbourne и т.п.

Джерри Кэнтрелл (род. 18.03.1966, Такома) познакомился со своим отцом, лишь когда научился говорить первые слова - папа вернулся из Вьетнама. Его мать Глория Джин Кэнтрелл была первый человеком, приведшим Джерри в музыку - она играла на фортепиано. Но, к сожалению, она не дожила всего несколько лет и так и не увидела славы сына. Впервые Джерри взял в руки гитару в шестом классе, но все последующие годы почти не занимался ею. Серьезное же занятие гитарой пришло, когда ему было 17. Он играет во всевозможных гаражная группах, в одной из которых и познакомился с Майком Старром (Mike Starr).

В 1987 году Джерри и Лейн, наконец, сошлись на какой то вечеринке. Познакомились поближе и, как водится, создали группу. В первый состав тогда еще группы ALICE IN CHAINS вошел уже упомянутый выше бас-гитарист Майк Старр, а за ударные сел Шон Кинни (род. 27.05.1966), в то время встречавшийся с сестрой Майка. Шон уже играл на барабанах, когда ему было всего три года, и его деду приходилось подсаживать внука на барабанный пьедестал. Двумя годами позднее у Шона уже была своя установка. Когда ему исполнилось девять, он стал членом группы своего деда THE CROSS CATS, которая играла кантри, джазовые стандарты, свинг... Одним словом, у Шона была хорошая школа. Главные отличительные черты Шона - необузданное чувство юмора и глубокое убеждение, что он является, пожалуй, единственным музыкантом, не считая Майкла Джексона (да и кто его сейчас считает), у которого есть обезьяна.

Первый концерт группы ALICE IN CHAINS состоялся 5 августа 1987. Потом группа сыграла пару концертов под названием DIAMOND LIE. Настоящей же стартовой точкой в карьере ALICE IN CHAINS следует считать 11 февраля 1989 года - концерт на центральной площадке Сиэтла вместе с MOTHER LOVE BONE. В этом же году группе удается заключить контракт с Columbia Records. В июне 1990 года AIС выпустили небольшим тиражом свой первый ЕР "We Die Young", a двумя месяцами позже - первый полноформатный альбом "Facelift". Альбом получился тяжелым, но в звучании присутствовал сильный глэмовый оттенок 80-х годов. Вскоре после выпуска песня "We Die Voung" заняла первые позиции в метал-чартах. Сам же альбом стал золотым и попал в чарты "Billboard" лишь спустя девять месяцев. Сразу после записи альбома группа отправилась в свой первый тур по Соединенным Штатам. 22 декабря режиссер Josh Taft запечатлил аншлаг в Moore theater в Сиэтле и выпустил на видео "Live Facelift". В январе 1991 года AIС впервые выставлялись на "American Music Auards" в номинации "Favorite Heavy Metal Artist", но проиграли. Первый сингл "Man In The Box" получил небольшую долю "раскрутки" на радио и MTV. В начале 1991 году выходит фильм "Singles" (реж. Cameron Сгоwе), в котором AIC исполнили свою новую песню "Would?". В то же время начался первый европейский тур группы вместе с MEGADETH, во время которого AIС были представлены к "Grammy" в номинации "Best Heavy Metal Performance", но снова проиграли. В апреле тур закончился, и у группы был месяц на отдых - набраться сил для того, чтобы каждую ночь в течение двух следующих месяцев играть для толпы фанатов группы SLAYER в туре "Clash Of The Titans". "После того, как мы это выдержали, нам казалось, что уже ничто не страшно", - говорил Лейн в одном из интервью.

Тур "Clash Ot he Titans" закончился в середине июля и плавно перешел в четырехмесячный тур с группой VAN HALEN. Во время этого тура Шону Кинни приснился странный сон: будто бы он говорит благодарственную речь на церемонии вручения "Grammy", который группа получила за ЕР под названием "SAP". Группа решила не шутить с судьбой и записала ЕР сразу по возвращении из тура на перерыв, назвав ЕР "SAР" (что бы это ни значило). После записи Джерри Кэнтрелл отправился со своим братом на охоту и пропустил концерт с VAN HALEN, запланированный на 1 декабря, - просто бедняга думал, что в ноябре 31 день. Columbia подарили ему на Рождество календарик и любезно попросили его больше так не делать.

Весну 1992 года AIC посвятили записи нового альбома, который вышел в сентябре под названием "Dirt". Этот альбом стал для группы настоящим прорывом: раскуплено несколько миллионов экземпляров, к декабрю 1993 года альбом уже обрел статус дважды платинового, а главное - в нем представлены песни, наиболее любимые публикой и по сей день ("Would?", "Rooster", "Them Bones", "Down In A Hole"). Это также первая запись группы, сделанная не в Сиэтле, а в Лос-Анджелесе, на студиях Eldorado и One On One, где двумя годами ранее METALLICA записывала свой "Metallica".

В июне 1993 года Лейн каким-то невообразимым способом умудрился попасть под четырехколесный мотоцикл, за рулем которого сам же и сидел (?!). Одним словом, невзирая на перелом ноги, Стейли закончил тур с Оззи Осборном - на костылях или в инвалидной коляске, - не пропустив ни одной даты. Кое-кому на этой неприятности даже удалось подняться, продавая майки о изображением рентгена сломанной ноги Лейна.

В январе 1993 года AIC сыграли на фестивале "Hollywood Festival" в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Это выступление оказалось последним для бас-гитариста группы Майка Cтарра, просто не выдержавшего такого количества гастролей. На последовавших концертах AIС в Европе его заменил бас-гитарист Оззи - Mike Inez (род. 14.05.1966), которой впоследствии и остался в группе. В детстве первым инструментом Майка была гитара, но позже он взялся за бас, так как какой-то группе нужен был бас-гитарист (как это было со многими бас-гитаристами). Кроме того, он получил музыкальное образование по классам саксофона и фортепиано.

Все лето 1993 года было отдано фестивалю "Lollapalooza" - 36 концертов за 50 дней. Вернувшись из тура, группа обнаружила, что ее выселили из резиденции - оказывается, за концертами никто не вспомнил, про квартплату. В итоге группа переселилась в London Bridge Studios. За отсутствием иных занятий группа принялась за запись третьего по счету ЕР "Jar Of Files". Затем тур в поддержку нового сингла "Doun In A Hole". В сентябре 1993 году выходит саундтрек к фильму Арнольда Шварценеггера "Last Action Него", на котором представлены две новые песни AIC "A Little Bitter" и "What The Hell Have I?". Всего за месяц саундтрек достиг платинового статуса. 18 января 1994 году новый ЕР "Jar Of Flies" был выпущен в пачке с ЕР "SAР", а 25 января - как самостоятельная работа. "Jar Of Flies" стал первым в истории ЕР, дебютировавшим на первом месте в чартах "Billboard". В марте 1995 года AIС снова выставлялись на "Grammy" с песней "I Stay Awау" (сингл с ЕР "Jar Of Flies"), но, как всегда, проиграли.

В апреле 1995 году AIC закрываются в студии для записи третьего полноформатного альбома. В ноябре альбом выходит в свет под названием "Alice In Chains", дебютирует в "Billboard" на первом месте, выставляется нa "Grammy" и тоже проигрывает. 22 мая 1996 году в США и 22 июня в Европе прошла трансляция видеоверсии акустического концерта AIС "MTV Unplugged". Аудиоверсия, более полная, вышла как альбом 28 июля, и в нее вошла новая песня "Killer Is Me''. Не прошло и двух месяцев, как альбом стал платиновым. Февраль 1997 году - снова "Grammy", номинация "Best Heavy Metal Performance", песня "Again" - и снова удача не на стороне ALICE IN CHAINS.

Хотелось бы обратить ваше внимание на тот факт, что до концерта на MTV группа не выступала целых три года. Конечно, это привело к появлению слухов о распаде группы. По правде сказать, не хотелось поднимать эту тему, но она всплывает сама собой. В группе действительно были серьезные проблемы со "здоровьем" Лейна Стейли. Если раньше Лейн писал песни о своих "бывших" проблемах с наркотиками, то теперь эти проблемы снова стали ужасной реальностью. Альбом "Alice In Chains" записывался с трудом. Лейна невозможно было заставить работать. На обложке альбома изображена трехногая собака, по официальной версии - в память собаки детства Шона (рабочее название альбома было "Tripod" - кличка собаки). На мой же взгляд, это метафорический символ "хромой" группы, группы без солиста. Слухи о распаде группы разрослись еще больше, когда Джерри Кэнтрелл выпустил свой сольный альбом "Boggy Depot" в 1998 году. Иронично то, что в записи "сольного" альбома Джерри принимали участие и Майк, и Шон, и даже Тоби (Toby Wright, продюсер AIС). То есть фактически это значило исключение Лейна.

Официально же группа жива и по сей день. Хотя трудно сказать. В нынешнем году AIС выпустили своего рода напоминание о себе: компиляционный альбом "Nothing Safe - The Best Of The Box", являющийся не более чем сэмплером двухдискового Воx-Set, вышедшего буквально через месяц. Компиляция, подобранная неплохо, да еще и две новые песни в нагрузку ждут своего слушателя, чтобы показать ему, что есть такая группа... Хотя скорее была.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета