статья


Гаркуша, Олег
“В стране “Сайгон” зимы не будет”

mg94601.jpg (5430 bytes)

АУКЦЫОН мало просто слышать. Главное на концерте этой группы вовремя определить, какой из двух кайфов ловить станешь. Кайф первый: замираешь в кресле, впиваешься глазами в сцену, а там в полумраке раскинулся светлый шатер с загадочным обозначением "Аюым". Под ним группа... или труппа... не разберешь. Но это АУКЦЫОН! Вокруг шатра трубы, гитары, еще какие-то инструменты редких экзотических пород. И взялись за них музыканты, и орут вокруг тебя под кайфом зрители - начался концерт. Звук барабанной установки сливается воедино с акустическими барабанами - это шаманство полное. Шаман Леня Федоров уносит вверх своим глубинным вокалом. А безудержные культовые танцы "логотипа" группы АУКЦЫОН Олега Гаркуши сопровождаются его же ловким владением погремушкой - кайф другой.

Ни один концерт АУКЦЫОНА не обходится без энергетической взбучки, да такой... Уже на третьей песне можно заметить, как ступеньки в проходе между рядами сотрясаются в беспорядочном ритме АУКЦЫОНА. Танец - он у каждого свой. Гаркуша сам по себе, публика сама по себе. А кайф неимоверный соединяет их...

- Одно время Питер захлестнула волна гитарного рейва. Она каким-то образом коснулась группы АУКЦЫОН?

- Не знаю, насколько гитарный рейв, и все же эти новомодные веяния коснулись нас и даже очень. За последнее время АУКЦЫОН выпустил два компакт-диска, сингла. Они называются "Зимы не будет" и "Небо напополам". Еще готовится "полуаукцыонный" альбом Володи Волкова и Славы Курашова. Это экспериментальная музыка - идея Лени Федорова. В общем, все три альбома очень сильно отличаются от того, что было раньше.

Вообще-то АУКЦЫОН всегда представлял собой смесь совершенно различных направлений. Но мы не стараемся специально наслушаться регги, африканской музыки, рок-н-ролла. Творческий процесс не протекает плавно, он довольно спонтанен. И мы до определенного момента не старались подчиняться моде. Но, видно, нынешние веяния скорее мы подчинили себе. Все, что придумывается мной или Леней Федоровым, зависит сугубо от нас. Аранжировки группа делает дружно. А что касается последних наших работ, они вообще не от мира сего. Обязательно послушайте. Песни очень мелодичные, но вы услышите разные приколы - новомодные скрежеты, шумы, стуки.

- Настя Полева назвала ваш клуб "Сайгон" палочкой-выручалочкой для рок-музыкантов. Кого и от чего в "Сайгоне" выручают?

- 24 июля открылся клуб-кафе "Сайгон", в коем я принимаю непосредственное участие. Олег Гаркуша - президент культурного фонда "Сайгон". Мы организуем концерты для музыкантов, которые... не везде могут выступить и не всегда. Мы будем приглашать группы из различных регионов России и не только. Кроме всего этого, "Сайгон" обожает проводить творческие презентации "митьков", фотографов различных, парикмахеров. А теперь мы еще набираем сайгоновскую театральную труппу, конечно, с моим участием. Впоследствии будет школа "Сайгона" - классы вокала, гитары, баяна. Так что мы не просто кафе-клуб - мы целая страна "Сайгон".

- Олег, многие недоумевают, зачем вы выставляете на продажу свой легендарный пиджак с орденами - разбрасываетесь ценностями?

- На данный момент этот пиджак действительно висит в витрине магазина "Сайгон". И я думаю, что в скором времени произведут на свет манекен Олега Гаркуши. Вот тогда эта ценность с орденами будет надета на "меня" онова. Что касается моих любимых вещей, это фанаты делают из них "легендарные прикиды". Я смотрю на вещи попроще. У меня есть и другие пиджаки, а тот с орденами уже свое отжил и мне он больше не нужен. Да и вообще время откровенных шоу АУКЦЫОНА осталось в прошлом. В далеком 83-м. Уже тогда мы. больные театром, готовились ворваться в питерский рок-клуб. Сколько было грима, костюмов... А приобретались "наряды" в комиссионных магазинах.

Перед дебютом в рок-группе мы все здорово перетрухнули, и это впоследствии чуть было не стоило нам дальнейшего творчества. В день выступления мы подкатили к месту концерта в 9 утра, дабы хорошенько отрепетировать. Сторожа еще спали. Мы очень волновались. Это было чувство громадной ответственности перед теми, кто должен был прийти на наше выступление. Концерт АУКЦЫОН провалил, и у нас автоматически отобрали репетиционную точку и аппаратуру. Практически все музыканты тогдашнего состава разошлись. Остался только Леня-клавишник. Через два года мы нашли нового солиста и гитариста с барабанщиком. Появилась и база для репетиций. В 1985 году мы дали еще один концерт, на этот раз успешный, и АУКЦЫОН реанимировался.

- А теперь перед каким-нибудь сверхграндиозным концертом вы бы стали готовиться так усердно, чтобы пойти репетировать до восхода солнца?

- Я думаю, что вряд ли. Мы и повзрослели, и помудрели. Стали профессиональнее. А тогда просто шанс выступить был минимальным. И когда под рукой полуразваленная аппаратура, человек рвется в бой, соглашается на любые предложения выступить, только бы его услышали.

- Это вы часом не про сегодняшнюю ситуацию молодых групп?

- Да, эта сегодняшняя ситуация - она была и вчера и, возможно, ожидает будущую волну рока. Это называется молодость.

- А как вы смотрите на музыкантов, называющих себя вечно молодыми, - "старого мальчика" Вадима Курылева и "престарелого юношу" Бориса Гребенщикова?

- А что еще делать, если изначально Бог решил, что они могут петь песни? Если в обычной жизни, в кругу малознакомых людей твои мысли покажутся спутанными, попробуй превратить их в песню. И многое поменяется. Ты можешь меняться тысячу раз, но главное - сохранить то, за что тебя любят.

У нас во время концертов и сейчас царит непредсказуемая атмосфера. Еще ни одно шоу нашей группы не имело аналогов даже у нас самих. В плане костюмов и декораций АУКЦЫОН еще в 80-м обратил на себя внимание питерских тусовщиков. Нам очень повезло с художником. Этот чуткий "персонаж" всегда был на стреме и в случае необходимости превращал концерт АУКЦЫОНА в неповторимое красочное представление.

- Тяга к шоу на первых этапах была обусловлена вашим непрофессионализмом. А в каком именно году АУКЦЫОН обратил внимание на музыку?

- Группа АУКЦЫОН научилась играть ближе к 1993 году. Но около десяти лет грим не был для нас щитом. Мы не прикрывались сценическими штучками. Все было натурально. Просто до того, как от нас ушел художник-гример, я и Леня и другие больше утопали в камуфляжной роскоши, чем теперь. Жили, как все нормальные люди, в пределах андерграунда и сами себя не обманывали.

Я вообще сторонник искренних действий. Искренность - самая большая ценность. Главное, чтобы человек, с которым я общаюсь, не врал мне в глаза. Несколько лет назад я даже избрал для себя определенный способ духовного общения. Я просто говорил близким людям обо всем, что накопилось в мыслях. Попросту выворачивал душу наизнанку. Иногда я с кем-то вот так откровенничаю и вдруг понимаю, как собеседнику неприятно все это слушать. Он держит фигу в кармане, корчится от всяческих искренних признаний с моей стороны... Однако правда есть правда.

- Ну и что же, эти признания вас как-то очищали?

- Нет. Это оказалось заблуждением с моей стороны. Лучше никогда не прибегать к такому способу.

- Расскажите о наиболее интересных концертах АУКЦЫОНА за рубежом.

- Мы выступали на фестивале в Париже. Там было очень много групп, и наша очередь выходить на сцену подошла в 6 утра. С нами также ездили БРИГАДА С и НЮАНС. К сожалению, БРИГАДЕ не повезло - они не выступили. Зато я со своими да в шесть утра перед эгоцентричными французами... Их на тот момент оставалось несколько тысяч. А вначале было вообще раз в 10 больше.

- Тысяч?!

- Да. Они любят такие круглосуточные праздники.

- Насколько сейчас питерский зал "Юбилейный" востребован у рок-тусовки?

- Выступают группы, как и раньше. Вот нам предлагали выступить в ноябре на рок-фузовском мероприятии.

- Олег, как нынче реагирует на ваши достижения питерская пресса?

- Ну за уши нас не тянут. И все же я бы отметил достаточно живой интерес наших родных журналистов к группе АУКЦЫОН.

- Что от вас нам ждать в ближайшее время?

- Я планирую выпуск своей книги "Мальчик как мальчик", которая, в принципе, уже готова. Осталось только ее напечатать. Да, скоро откроется мой именной клуб "Гаркундель".

А еще живет в Питере такой интереснейший человек Гавриил Лубнин. Это мой друг, он известен в Петербурге и в Москве. Но, к сожалению, особым желанием выступать Гавриил не отличается.

А очень жаль - у него безумно красивые песни. Так вот, мы с ним придумали недавно проект ЛУГА, записали одну песню под названием "Лесная". В скором времени услышите и сингл - Олег Гаркуша и Гавриил Лубнин.

- По всем признакам в группе вы выполняете роль... художественного руководителя, но, по-моему, раздражаетесь, когда вас таковым называют...

- Помните, в свое время... А нет, не помните. Короче говоря, в мои годы были очень популярны ВИА. У них обязательно имелись художественные руководители. Но что-то не нравились мне их функции. Поэтому я, по словам Лени Федорова, не кто иной как логотип группы АУКЦЫОН. Им, пожалуй, мне и быть дальше.

Александра РУДНИЦКАЯ

© 2005 музыкальная газета